Содержание урока. Тематические линии урока
Симфоническое развитие музыкальных образов — это процесс преобразования музыкальных тем внутри симфонического произведения, раскрывающийся через изменения характера, тембров, ритма и гармонии. Цель симфонического развития — рассказать о сложном внутреннем мире человека, передать смену настроений — от грусти к радости, от сомнений к уверенности.
В симфонической драматургии (построении) присутствует особая логика: каждый последующий этап — контраст или повторение на новом уровне — проистекает из предыдущего как что-то «другое». Это реализует развитие «по спирали». Контраст – это основной принцип развития, построения музыкальной формы – сходство и различие. И именно контраст становится ярким приёмом симфонического развития, как сопоставление или столкновение (конфликт) музыкальных образов-тем.
В симфониях обычно 4 части, которые должны отличаться друг от друга, быть контрастны друг другу по темпу, настроению, характеру.
Симфонический оркестр позволяет соединить разные по характеру мелодии, темы и образы в едином гармоничном звучании благодаря разнообразию тембров, где основной принцип развития и построения музыкальной формы в симфонической музыке — сходство и различие. Сущность развития не сводится только к пошаговому обновлению, но и к качественному изменению первоначальной музыкальной идеи (темы или мотивов). Важный аспект — сочетание и развитие противоположных начал, создающее динамичную целостную систему отношений. Постепенное нарастание напряжения, кульминации и спады, контрасты и сходства, разрешение конфликтов — всё это направлено к достижению предельного завершения.
Симфония, в отличие от оперы, является чисто инструментальным жанром, поэтому музыкальное развитие представлено в ней не через движение образов и персонажей, а через последовательность и сочетание музыкальных тем. Тема становится средоточием некой мысли, идеи, имеющей музыкальное воплощение, свой собственный характер, мелодический и ритмический рисунок.
Моцарт и Чайковский… Великие времена рядом. Их творения недосягаемо прекрасны и до конца непостижимы… Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, необходимого очищения души. Чайковский боготворил Моцарта. В его музыке он видел идеал совершенной красоты и гармонии.
Моцарт много сделал для того, чтобы превратить симфонию в ведущий жанр концертной музыки. Три последние симфонии Моцарта - №№ 39, 40, 41 – написаны в течение шести недель летом 1788 года для концертов по подписке, что должно было стать для композитора столь необходимым ему источником дохода. К сожалению, эта серия концертов не состоялась. Возможно, Моцарт так никогда и не услышал эти три симфонии в живом звучании.
Каждая из симфоний – шедевр.
К наиболее популярным произведениям симфонического жанра во всем мире относится Симфония №40 соль минор В.А.Моцарта. Её постоянно исполняли и исполняют оркестры под управлением прославленных дирижеров разных стран. «Каждая нота в ней – чистое золото, каждая часть её – это клад», - писал о Симфонии №40 немецкий композитор – романтик 19 в. Р. Шуман. «Вся симфония – словно образ самого Моцарта, устремленного в будущее»,- так отзывался о ней композитор Д. Кабалевский.
Симфония № 41 В.Моцарта является последней и одной из величайших симфоний классической музыки. Восторженно охарактеризовал симфонию Пётр Чайковский: «Симфония "Юпитер" Моцарта - одно из чудес симфонической музыки, особенно благодаря финалу... Замечательно, что при самых сложных контрапунктических комбинациях, при самом широком симфоническом развитии тем и неисчерпаемом богатстве чередующихся эффектов контраста Моцарт довольствуется в этой симфонии необыкновенно скромным, умеренным по составу оркестром».
Мощная и блестящая симфония № 41 написана в тональности до мажор. Название «Юпитер» было дано ей позднее, скорее всего, скрипачом и импресарио Иоганном Петером Саломоном, который первым представил её английской публике в Лондоне. С тех пор эту музыку ассоциируют с образом верховного бога древних римлян.
Юпитер, в римской мифологии всемогущий бог неба, царь богов. Юпитер почитался как верховное божество, повелитель грома и молний. Одно из его прозвищ - Люцетий («свет дающий») - говорит о том, что он считался также богом света.
Классическая структура (четырёхчастность) даёт возможность ввести противопоставления, контрасты, столкновения. воплотить идею любого масштаба.
Одним из главных свойств симфонии является динамичность, интенсивное развитии различных тем.
Уже первые такты симфонии «Юпитер» являют тему незаурядную, яркую, выразительную. властными аккордами на tutti (полным составом оркестра). Образное противопоставление главных тем, два характера, два настроения - героическое и лирическое, мужественное и женственное - определяют впоследствии всё образное развитие всей симфонии в целом, придавая ей полноту, жизненность, истинное правдоподобие. Заключение первой части - сияющее, ликующее, фанфарное - утверждает настроение приподнятое, восхитительно-радостное, истинно моцартовское.
Вторая часть - Andante cantabile (неторопливо, певуче) воспринимается как отдых после динамичной и яркой первой. Andante cantabile не содержит ярких контрастов, в оркестровке нет громких, шумных инструментов (в партитуре отсутствуют трубы и литавры). Дальнейшее развитие направлено к усилению спокойствия и чудесной красоты, которыми отмечена вторая часть симфонии.
Третья часть, Менуэт, - своеобразный диалог между частями симфонии как целостного цикла, своеобразная передышка в музыкальном развитии.
Финал симфонии вновь возвращает нас ко всем противоречиям и столкновениям сонатного allegro. Печать благородного величия и глубочайшей естественности отличает движение музыки этой части, завершающей симфонию на высокой и торжественной ноте.
Высочайшая сложность развития сочетается с лёгкостью и естественностью звучания, где все подвергается грандиозной полифонической разработке.
Слушая «Юпитера», мы ощущаем радость так, как будто все земные и небесные силы объединились, чтобы преподнести нам такой чудесный подарок. Последние могучие фанфары симфонии - чистое выражение открытой, откровенной, блистательной радости, глубочайшей по эмоциональной силе и воздействию на людей.
И может быть, слушая симфонию «Юпитер», кто-то озарится на миг глубинным пониманием назначения музыки на земле, музыки, способной дарить такую радость, такое утешение и освобождение. И не уместны ли и здесь слова Экзюпери из его «Планеты людей», слова вечной благодарности к тем, кто спасает нас и укрепляет: «В тебе... все мои друзья и все недруги идут ко мне на помощь, у меня не осталось в мире ни одного врага».
П. И. Чайковский писал: «Из всех великих композиторов я наиболее нежную любовь питаю к Моцарту. Тем, что я посвятил свою жизнь музыке, я обязан Моцарту…
Он заставил меня полюбить музыку больше всего на свете». В знак восхищения Моцартом Чайковский создает сочинения в жанрах, распространенных в 18 в., иногда сознательно приближаясь к стилю Моцарта, иногда – используя темы его произведений. Обратившись к жанрам оркестровой сюиты, струнного квартета, Чайковский воскрешает традиции ансамблевого музицирования.
«Моцартиана», оркестровая сюита П.И.Чайковский. В своих воспоминаниях о детских годах русский композитор П.И.Чайковский писал, что «…испытывал святой восторг…» от слушания музыки Моцарта.
Сюита «Моцартиана» (1887г) - это своего рода приношение любимому композитору от Чайковского. А цель создания сюиты со слов Петра Ильича - «…дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества..». В сюите четыре произведения Моцарта в инструментовке Чайковского:
1ч — Жига,
2ч — Менуэт,
3ч — мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа (инструментован по фортепианному переложению Ф. Листа),
4ч — Десять вариаций для клавира на тему из оперы К. В. Глюка «Пилигримы в Мекку».
В 19 веке «Моцартиана» стала первым симфоническим циклом, который полностью состоял из заимствованных пьес.