Содержание урока. Тематические линии урока
Театр - это звучащее слово, облаченное в драматургическю форму!
- «Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Можно сказать, если спектакль немузыкален, неритмичен, значит, это плохой спектакль. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце». Ю. А. Завадский
Театральные зрелища возникли в древности (V в. До н.э.). Первые театральные действия включали в себя слово и пение, танец и движение. Музыка и жесты усиливали значение слов, танцы иногда становились самостоятельными номерами. Искусство было синкретичным (от греч. «соединение», единство слова, пения и движения). Авторы древнегреческих трагедий Эсхил, Софокл и Еврипид были не только поэтами, но и музыкантами.
- Неотъемлемой частью античной греческой трагедии был хор. Занимая своё место на орхестре, он распевал стихи, осуждая или оправдывая действия главных персонажей. У актёров тоже жест и слово плавно переходили в пение, создавая тем самым максимальную эмоциональную наполненность. В хоре как правило было 12-15 человек, но он действовал от первого лица, подчёркивая тем самым единство народного мнения.
- В Средневековье театральность была связана с богослужением, в недрах которого вызревали драматические формы повествования о библейских событиях.
- В конце XVI в. возник жанр оперы - музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
- Во Франции во времена Людовика XIII кульминацией придворных празднеств становился балет, местами сопровождающийся пением. Бале́т – вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Музыкальную основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную сюиту.
- Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры: комедия-балет, опера-балет.
- В 1855 году во Франции зародился ещё один вид музыкального театрального искусства – оперетта. Опере́тта - музыкально-театральный жанр, сценическое произведение и представление, основанное на синтезе слова, сценического действия, музыки и хореографии. Основателем оперетты считается Жак Оффенбах, открывший в 1855 году свой собственный театр «Буфф-Паризьен». В оперетте, в отличие от оперы, не только пели, но и говорили.
- Во второй половине XIX в. в Америке зарождается жанр музыкального театра - мюзикл, в котором соединились элементы вокала, романтического балета, мелодрамы. мотивы джаза и регтайма.
- В России родилась рок-опера. Алексей Рыбников «Юнона и Авось» поставленна в 80-е годы в театре Ленкома. В начале 90-х Павел Хомский поставил в театре Моссовета рок-оперу «Иисус Христос - Суперзвезда».
Музыка в театре является частью театрального искусства, то есть она подчиняется законам спектакля. Отсюда следует, что музыка в спектакле не самоценна, важна ее созвучность с драматическим действием., например, какой-нибудь номер театральной музыки сам по себе не имеет особых музыкальных достоинств, но, написанный для конкретной пьесы, оттеняя игру актеров, производит большое впечатление на зрителя.
Музыка к драматическому спектаклю создается композитором в тесном содружестве с режиссером, исполнителями и художником. Но если художник создает зрительные образы, иногда вызывающие в зале аплодисменты, то композитор в драматическом театре дает музыкальные образы, редко вызывающие подобную реакцию. И это естественно - театральная музыка должна участвовать в создании общей тональности спектакля незаметно, лишь оттеняя. его драматическое и эстетическое звучание. Степень ее воздействия будет тем сильнее и непосредственнее, чем меньше ее будут слушать, не переставая слышать. В драматическом театре через слово раскрывается смысл происходящих событий, характеры действующих лиц, а музыка — один из важнейших элементов театрализованного представления. Вместе с драматургом, режиссером и актером композитор — один из авторов спектакля.
Театральная музыка должна быть лаконична, конкретна и сравнительно проста по форме, не нуждается в больших инструментальных массах симфонического оркестра. Существенная особенность театральной музыки: ее воздействие не только на зрителя, но и на творческое состояние актера. Музыка помогает ему сосредоточиться, войти в роль, влияет на творческое воображение.
Музыка в драматическом спектакле, безусловно, не может сравниться по сложности с симфоническими произведениями или оперной музыкой. Оркестр драматического театра может располагаться то за кулисами; под сценой, непосредственно на сцене, музыканты в этом случае превращаются в актеров, надев парики, костюмы, используя грим. Музыку в драматическом спектакле подразделяют на несколько типовых видов:
-увертюра,
-музыкальные антракты (вступление к действию или картине),
-музыкальный финал акта или спектакля,
-музыкальные номера по ходу сценического действия.
Музыка часто помогает разобраться в перипетиях сюжета и сложных, запутанных действиях героев. Музыкальное решение спектакля во многом зависит от общей музыкальной культуры режиссера, от того, обладает ли режиссер музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить музыкальными образами. В сочетании с другими средствами она воссоздаёт национальный, исторический и локальный колорит, углубляя характеристики персонажей. Музыка способствует драматической кульминации, подчеркивая переломные моменты в пьесе. В других жанрах произведений она также играет важную роль: в сказочных, фантастических и лирических сценах она подчёркивает всю красоту и полноценность того, что происходит на сцене.
На сегодняшний день роль музыки в театре – огромна. И без музыки немыслимы театральные представления.
А.П.Бородин. Опера "Князь Игорь". Ария центральная характеристика главного героя. Он охарактеризован как мужественный воин, верный патриот и нежный горячо любящий супруг. Ария построена в трехчастной форме с речитативным вступлением и заключением. Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе» вводит в настроение раздумья и мучительнй тоски. Основной раздел начинается со слов «И бранной славы пир веселый». Начальная тема идет в маршевом ритме, мужественная, волевая, патетически приподнятая. Середина этого раздела — «Погибло все» — является наиболее драматическим эпизодом и сопровождается остро диссонантными аккордами и бурными раскатами в оркестре, пердающими всю глубину душевной боли.
Средний раздел арии «Ты одна, голубка-лада» — это обращение к жене. Мелодия лирическая, проникновенная и теплая, опирается на народно-песенные интонации. Репризный раздел — «О дайте, дайте мне свободу. » — более драматичен, чем первый. Тема стремления к свободе звучит здесь с наибольшей страстностью и воодушевлением.
М.П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Песня Марфы "Исходила младёшенька" В опере множество песенных мелодий, близких русскому музыкальному фольклору, цитирует композитор и подлинные народные мелодии это - песня Марфы «Исходила младёшенька». Как женщина из народа, обуреваемая человеческими чувствами, она наделяется мелодикой в народном духе.
Сергей Сергеевич Прокофьев — русский композитор, композитор опер и балетов, которые входят в репертуар лучших оркестров мира. Им написано 7 балетов.
Балет "Золушка" написан на музыку Сергея Прокофьева в трех актах, шести картинах. Либретто H. Волкова (по сказке Ш. Перро). Премьера состоялась 21 ноября 1945 года в Большом театре.
«Золушка» — типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами. Один из них — «Сцена с часами», где равномерное движение, маршевого характера и повторяющиеся краткие поддевки рисуют неумолимый бег времени. «Отъезд Золушки на бал» — поэтичный, полный очарования вальс. «Большой вальс» — один из самых ярких прокофьевских вальсов, пышный, радостный, с мелодией огромного диапазона. В «Угощении гостей» использован марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Финал акта — «Полночь» — врывается, словно пробуждая от прекрасного сна. Завершает балет еще один прекрасный вальс с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.
С.С. Прокофьев продолжает и завершает балетную реформу, начатую Чайковским П.И., где хореографический спектакль превращается в театр. Балет становится симфоническим жанром, где важная роль принадлежит оркестру.