7 класс. Урок 12. Тема "Русский балет" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Театр - это звучащее слово, облаченное в драматургическю форму!
  • «Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Можно сказать, если спектакль немузыкален, неритмичен, значит, это плохой спектакль. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце».  Ю. А. Завадский

Театральные зрелища возникли в древности (V в. До н.э.). Первые театральные действия включали в себя слово и пение, танец и движение. Музыка и жесты усиливали значение слов, танцы иногда становились самостоятельными номерами. Искусство было синкретичным (от греч. «соединение», единство слова, пения и движения).

История русского балета начинается в эпоху Петра I, когда в России начали активно перенимать европейские культурные традиции. Первые балетные постановки были частью придворных развлечений и носили скорее развлекательный характер.
В 1738 году в Санкт-Петербурге была основана Императорская театральная школа (Академия русского балета имени А. Я. Вагановой).  Первая половина XIX века ознаменовалась работой в России французского балетмейстера Шарля Луи Дидло, чьё творчество оказало огромное влияние на становление национальной балетной школы. Благодаря ему балет в России перестал быть просто развлечением для знати и превратился в серьёзное драматическое искусство, способное передавать сложные эмоции через танец.
Вторая половина XIX века стала золотым веком русского балета, что связано с творческим союзом балетмейстера Мариуса Петипа и композитора Петра Ильича Чайковского. Их совместные работы — «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» — не только вошли в сокровищницу мирового искусства, но и совершили настоящую революцию в балетном театре.

Начало XX века ознаменовалось триумфальным выходом русского балета на международную сцену. Сергей Дягилев, выдающийся импресарио и организатор «Русских сезонов» в Париже, представил европейской публике новое поколение российских хореографов и танцовщиков, среди которых были такие легендарные имена, как Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Тамара Карсавина и Михаил Фокин.

Советский период принёс новый импульс развитию русского балета.  Балетные труппы стали доступны широкой публике, а искусство танца превратилось в национальное достояние. В этот период творили такие выдающиеся хореографы, как Фёдор Лопухов, Касьян Голейзовский, Леонид Якобсон и Юрий Григорович.
Сегодня русский балет продолжает покорять мир. Труппы Большого и Мариинского театров гастролируют по всему земному шару, собирая аншлаги и получая восторженные отзывы критиков. Современные хореографы успешно сочетают классические традиции с новаторскими идеями, создавая спектакли, которые говорят с современным зрителем на одном языке.

Музыка в балетах П. И. Чайковского: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик»,  тесно связана с развитием сценического действия, соединяет танец и пантомиму в единое музыкальное целое. Благодаря яркой, рельефной образности музыка в балетах Чайковского обрела способность очерчивать характер героев и сценические ситуации.

Чайковский в балете «Лебединое озеро»  в основу сюжета положил немецкую сказку о девушке-лебеде, которую композитор превратил в поэму о верной любви. В балете есть «Русский танец», который стал частью партии Одетты.преобладает лирическое начало, развитие идёт от светлой, элегической лирики к трагическому пафосу, к утверждению идеи преданности, побеждающей силы любви. Симфонизация балета приводит к использованию лейтмотивных характеристикик, родству музыкальных образов, единство формы больших сцен, охват протяжённых отрезков действия непрерывным музыкальным развитием. Композитор мспользкет традиционные балетные формы: это сюиты классических танцев, сюиты национально-характерных танцев, Adagio с вариациями пантомимы, в которой герои не танцуют, а объясняются посредством мимики и пластических жестов. В светлой музыке балета особенно запоминается певучая, задушевная музыка «Вальса». Мелодия интродукции имеет ясно выраженный песенный характер.

Чайковский балет «Щелкунчик»-сказка феерия, отражает различные образы и эмоции, связанные с сюжетом балета, и создаёт неповторимую атмосферу сказочности и волшебства.Музыка балета П. И. Чайковского «Щелкунчик» имеет сказочный, позднеромантический характер.
«Марш оловянных солдатиков». Характер музыки — сказочный, игрушечный, весёлый, бодрый, детский, лёгкий. Композитор использует в нём высокие звуки, будто звучат звонкие, чистые детские голоса.
«Сцена сражения». В музыке представлена военная музыка игрушек: военные «фанфары», барабанный бой детских барабанчиков, суетливый бег струнных, пронзительные мотивы флейт. Эти элементы создают картину фантастического сражения, зловещего по своему оркестровому колориту.
«Вальс снежных хлопьев». Номер создаёт картину тревожного настроения (тональность ми минор), затем вступает «детский хор — снежинки». Звучит напевная, безмятежная, светлая мелодия (соль мажор).
«Танец пастушков». Один из самых изящных и грациозных номеров дивертисмента. Мелодия по характеру нежная и изящная, звучит в спокойном темпе и в умеренной звучности.

Чайковский балет «Спящая красавица». Несмотря на то, что балет был создан на основе старинной французской сказки, музыка, написанная Чайковским, в своей лирической составляющей и эмоциональной насыщенности — абсолютно русская. Каждая музыкальная часть является ярким шедевром, развиваясь от сцены к сцене и завершаясь апофеозом торжества любви в форме большого адажио в финале спектакля.

Сергей Сергеевич Прокофьев — русский композитор,  композитор опер и балетов, которые входят в репертуар лучших оркестров мира. Им написано 7 балетов. 
Балет "Золушка" написан на музыку Сергея Прокофьева в трех актах, шести картинах. Либретто H. Волкова (по сказке Ш. Перро). Премьера состоялась 21 ноября 1945 года в Большом театре.
«Золушка» — типично классический балет, продолжающий традиции романтического сказочного спектакля, с обилием вариаций, дивертисментом и апофеозами, построенными на вальсах, с колоритными изобразительными моментами. Один из них — «Сцена с часами», где равномерное движение, маршевого характера и повторяющиеся краткие поддевки рисуют неумолимый бег времени. «Отъезд Золушки на бал» — поэтичный, полный очарования вальс. «Большой вальс» — один из самых ярких прокофьевских вальсов, пышный, радостный, с мелодией огромного диапазона. В «Угощении гостей» использован марш из оперы «Любовь к трем апельсинам». Финал акта — «Полночь» — врывается, словно пробуждая от прекрасного сна. Завершает балет еще один прекрасный вальс с тихим, но торжествующим звучанием тем Золушки, ее мечты и любви.
С.С. Прокофьев продолжает и завершает балетную реформу, начатую Чайковским П.И., где хореографический спектакль превращается в театр. Балет становится симфоническим жанром, где важная роль принадлежит оркестру.

И.Ф.Стравинский балет «Весна священная» воскрешает языческую Русь, ее природу, игрища предков, охваченных инстинктом продолжения рода, подчиненных обрядовому календарному кругу, приносящих жертву ради жизни, ради весеннего обновления земли. Эти «картины языческой Руси» властно утверждают культ природы, ее сил, пробуждающихся с весной. Балет воспроизводит некий ритуал, сюжет в традиционном понимании в нем отсутствует. Своими корнями балет уходит в традиции русской музыки, воспевающей язычество, прежде всего к «Руслану» и «Снегурочке».  Это не торжество света и добра, не гимническое славление Ярилы и его живительных сил. Стравинский показывает обряд, в котором род заклинает обожествляемые силы природы. Композитор насыщает это действо энергией и драматизмом, которые придают «картинам языческой Руси» многозначный смысл, рождают аллюзии с современностью.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с шедеврами русской балетной музыки;
- поиск информации о постановках балетных спектаклей, гастролях российских балетных трупп за рубежом;
- посещение балетного спектакля (просмотр в видеозаписи); характеристика отдельных музыкальных номеров и спектакля
в целом;

вариативно:

- исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров;
- съемки любительского фильма (в технике теневого, кукольного театра, мультипликации) на музыку какого - либо балета (фрагменты)
Виды  и  формы  деятельности  обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
П И Чайковский. 
Балет "Щелкунчик". Танец Феи Драже
П.И.Чайковский.
Балет "Лебединое озеро". "Танец с кубками"
П.И.Чайковский 
Балет "Спящая красавица". Действие I
С.С.Прокофьев 
Балет "Золушка"
А.Хачатурян
Балет "Чиполлино" 
И.Ф.Стравинский
Балет «Весна Священная»
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. А.Рыбникова. сл. Ю. Кима
«Песня красной шапочки»
Муз. А.Рыбникова. сл. Ю. Кима
«Песня красной шапочки» (караоке)
Муз.Е.Крылатов, сл.Ю.Энтин
"Прекрасное далеко"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.