Содержание урока. Тематические линии урока
Русская культура в тот период развивалась в различных видах и формах. Салонная культура появилась в среде высших сословий, дворянства, аристократии. Салоны 18-19вв. явились особым феноменом художественной жизни России. Они, обогатив русскую культуру в целом, способствовали решению задачи воспитания творческой интеллигенции. Салон - очень тонкая и сложная форма общественной жизни, в которой соединились серьезные, глубокие интересы с развлечением, публичная деятельность с домашней обстановкой, личное с общественным. Это было время интенсивного музицирования в России. Музыка пронизывала весь быт образованных слоёв общества. Трудно было найти такой интеллигентный дом, в котором бы не пели, не играли на фортепиано, на арфе, или на скрипке. Иногда складывались целые семейные ансамбли. На почве общих музыкальных интересов возникали музыкальные салоны (они назывались по-разному - кружки, собрания, салоны, куда приходили люди для того, чтобы насладиться слушанием или исполнением любимых произведений.
Салоны особенно широко распространены в интеллигенции, студенчестве, а также в аристократической среде. Не случайно многие инженеры, врачи педагоги, юристы, художники - умели играть на том или ином инструменте. Умение петь романсы и арии, играть на каком-нибудь музыкальном инструменте или в ансамбле начинает рассматриваться как признак благородной утонченности манер. Многочисленные музыкальные салоны появлялись как в столицах (Москва, Петербург), так и в усадьбах, в особенности тех, где имелись крепостные оркестры. В музыкальных салонах часто получали апробацию новые или малоизвестные сочинения, выдвигались молодые музыкальные таланты. Так, молодой Глинка приобрел известность благодаря своим выступлениями в петербургских музыкальных салонах.
Характерный для этого периода времени интерес к народной песне, несмотря на увлечение западными обычаями и манерами, сохранялся в XVIII веке на всех ступенях русского общества, вплоть до близкой ко двору аристократической верхушки. Обычным развлечением во дворце было пение песен с хороводами и плясками, в которых принимали участие разодетые по-деревенски придворные кавалеры и дамы. Любительницами такого рода развлечений были императрицы Анна Иоанновна и Елизавета Петровна.
Позже в дворянских салонах Петербурга будет развиваться мода на исполнение чувствительных романсов и арий. Известны имена поэтов, сочинявших любовные послания в стихах.
Другая область салонной музыки – инструментальная. Танцы, наиболее популярные во всех европейских странах, стали основой концертных инструментальных миниатюр и сюит для клавесина и других инструментов. Из бытовых танцев можно назвать итальянские (сицилиана, тарантелла, сальтерелла, испанские (чакона, пассакалия), французские (ригодон, гавот, паспье, бурре), польский полонез, английский граунд, австрийский вальс.
В музыкальных салонных братьев Вильегорских собираются любители венских классиков – Гайдна и Моцарта, Бетховена.
Салоны XIX века явились особым феноменом художественной жизни России. Они, обогатив русскую культуру в целом, способствовали решению задачи воспитания творческой интеллигенции.
Примером типичных великосветских салонов могут служить салоны Елизаветы Михайловны Хитрово, урожденной Кутузовой, Московский салон Зинаиды Волконской Своему салону княгиня ЗЕНЕИДА (именно так называли ее друзья) придала музыкально-литературный характер. Этим он резко выделялся среди прочих московских "открытых домов" с их балами, маскарадами, карточной игрой. ; Петербургский салон княгини Голицыной;
Дом графа Михаила Юрьевича Виельгорского Граф, сам был большой музыкант и композитор. Он страстно любил музыку и собирал у себя лучшие музыкальные силы столицы как из числа дилетантов, так и из профессиональных артистов и певцов. Все заграничные музыкальные знаменитости, приезжавшие в Петербург, в первую очередь являлись к графу, все считали за особую честь для себя не только быть принятым на его музыкальных вечерах, но и принимать в них участие.