7 класс. 26 урок (учителю)
6 класс. Урок 13. Тема "Фортуна правит миром" 
Содержание урока. Тематические линии урока

В Древнем Риме была богиня Фортуна. Она крутит колесо: кто наверху — сегодня счастлив, завтра — внизу.  Первоначально почиталась в качестве покровительницы земледельцев, изображалась в виде женщины с повязкой на глазах, держащей рог изобилия или колесо фортуны. Повязка символизирует её слепоту и беспристрастность, а рог изобилия — дар щедрости, который она может неожиданно обрушить на любого.

Карл Орф — немецкий музыкант и композитор, которого называют баварским экспериментатором. Произведения автора самобытны и просты, но в то же время величественные и увлекающие. В своем творчестве композитор пропагандировал симбиоз музыки и театра. Он не хотел, чтобы его музыку относили к чистому оперному жанру. Большой вклад музыканта состоит и в разработанной педагогической методике, ведь он задумывался о воспитании молодежи и делал ставку на развитие творческой стороны личности. Новаторство Карла Орфа в области музыкального театра трудно переоценить. В спектаклях его музыка, имеющая особую гипнотическую силу, играет особую роль. Всегда связанная с движениями артиста, она является важнейшим элементом действия, происходящего на сцене.
«Кармина Бурана» - завораживающая кантата, написанная немецким композитором Карлом Орфом в середине 1930-х годов, основанная на средневековых студенческих песнях. Произведение сочетает в себе мощные хоровые пассажи, интенсивные ритмические структуры и глубокие эмоциональные переживания, отражающие радости и страхи человеческой судьбы. Создание «Кармины Бураны» отмечено уникальным подходом Орфа к музыкальной стилистике и оркестровке, что сделало её одним из наиболее узнаваемых и влиятельных хоровых произведений ХХ века.

Основная мысль произведения — раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе — Фортуне. Кантата – сочинение для солистов, хора, оркестра. Музыкально-театральный жанр, где сочетаются музыка, танец и сценическое действие – сценическая кантата.

Главный сценический образ кантаты — колесо Фортуны, которое с одной стороны приводит в движение ангел, а с другой — дьявол. Над всем царит Фортуна, богиня судьбы, вращение колеса которой, то приносит человеку счастье, то свергает его в пропасть.
В бенедиктинском монастыре Бойерн, в предгорьях Баварских Альп хранился рукописный сборник стихов и песен XII-XIII вв., авторами которых были ваганты. (Ваганты – бродячие странствующие поэты-музыканты). Сборник был издан под названием “Carmina burana” – Баварские песни. Первую страницу рукописи украшало колесо Фортуны с изображением богини Судьбы в центре. Вокруг колеса расположены четыре фразы: «Я буду править, Я правлю, Я правил, Я теперь без власти». Стихи - собрание песен, воспевающих весну, любовь. Карл Орф выбрал 25 песен морализирующего, бытового характера, прославляющих простые земные радости, пересказал эти стихи языком музыки.
В кантате три части:
Музыкальный образ Фортуны открывает и замыкает кантату. “Фортуна — повелительница мира”! Открывает кантату Пролог.
I — “Весна” — рисует пробуждение природы, полноту и радость жизни;
II — “В таверне” — это картина необузданного веселья хмельных посетителей таверны;
III — “О любви” — воспевает счастье и радость взаимного чувства.
Карл Орф вошел в историю музыки как один из выдающихся немецких композиторов ХХ века, новатор, использовавший в своих произведениях языческие и фольклорные мотивы, который

Карл Орф. Одноактный балет «Триумф Афродиты». Сценическая кантата «Триумф Афродиты» К. Орфа является третьей, заключительной частью триптиха «Триумфы». Литературный источник кантаты: «Триумф Афродиты» написан на классической латыни и древнегреческом языке. Цикл сценических кантат получил название на итальянском языке «Триумфы, театральный триптих», подчеркнувшее идею окончательной победы любви.

Образ Фортуны воплощали композиторы: Баха, у Бетховена, Чайковский,  Шостакович.

В Четвёртой симфонии Чайковского с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока.  Герой симфонии -  живой человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы. Драме первой части противостоит протистоят следующие последующие части: лирический герой находит утешение в русской песне (вторая часть), русской природе (третья часть; природа) и русском танце (веселье финала).

6 симфония Шостаковича - противоречивое произведение в трёх частях, о котором композитор сказал: «симфония была написана в самый ужасный период жизни -  я был близок к самоубийству. Опасность маячила передо мной. Я не видел выхода. Мною полностью овладел страх. Я не был хозяином своей жизни. Мое прошлое было зачеркнуто. Моя работа, мои способности– все это никому не нужно». 
   Первая часть глубоко трагедийна - она кажется своеобразным «продолжением» трагических страниц Пятой симфонии Бетховена. «Тяжелая» насыщенная оркестровая фактура сменяется сольными высказываниями различных инструментов - и прозрачная инструментовка этих моментов (в особенности соло флейты) делает их не столько светлыми, сколько беззащитными и обреченными. И нельзя сказать, что реалии эпохи не давали повода для подобного трагического мироощущения.
   Вторая часть - скерцо -...таким и выглядит мир: в причудливых кружевах, сплетаемых деревянными духовыми, нет дыхания жизни, а мелодия скрипок, претендующая на кантиленность, неожиданно «взрывается» резкими выкриками. Причудливые образы, в которых нет ничего человеческого, кружатся в безжизненном, «механистическом» танце.
  Галоп финала излучает какую-то чрезмерную радость существования. Здесь все перемешано: и гайдно-моцартовско-россиниевские классические музыкальные темы, и современные интонации массовых бодро-оптимистичных песен, и эстрадно-танцевальные ритмы. На самом деле это злой бурлеск, парадоксальное «сверхусилие», которое ни к чему не ведет, кроме ложной цели безумия коды, в котором инструменты практически разбиваются. Музыка, нарочитая в своем утрированном веселье, постепенно приобретает грозные черты, переходит в разгул сил — вне- и античеловеческих.
Знакомство с образцами музыки, созданной отечественными и зарубежными композиторами для драматического театра.
Разучивание, исполнение песни из театральной постановки. Просмотр видеозаписи спектакля, в котором звучит данная песня.
Музыкальная викторина на материале изученных фрагментов музыкальных спектаклей.

На выбор или факультативно
Постановка музыкального спектакля.
Посещение театра с последующим обсуждением (устно или письменно) роли музыки в данном спектакле. Исследовательские проекты о музыке, созданной отечественными композиторами для театра.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Карл Орф. Кантата
«Carmina Burana»
Карл Орф
Одноактный балет «Триумф Афродиты»
Карл Орф
"О, Фортуна!"
Бетховен. Симфония № 5. Дирижер Евгений Светланов
П. И. Чайковский.
Симфония №4
Д. Шостакович
6 симфония ( Валерий Гергиев
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.В.Быстряков, сл.АДмитрук, А Костинский. "Мир без чудес"
Муз.В.Быстряков, сл.АДмитрук, А Костинский. "Мир без чудес"
Муз.М.Хохлов. сл.В.Скобцова
"Донбасс за нами" (пародия)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.