6 класс. Урок 23. Тема "Музыкальный образ" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыкальный образ — это воплощённый в музыке образ (чувства, переживания, мысли, размышления, действие одного или нескольких людей, проявление природы, событие из жизни человека, народа, человечества и т. д.). Образ не всегда связан с конкретной картиной или историей — иногда это просто эмоция или чувство — радость, грусть, восторг, спокойствие.
Для создания музыкального образа композитор использует различные средства музыкальной выразительности, например:
Мелодия — развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Может быть плавной, отрывистой, спокойной и весёлой.
Ритм — равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Например, лиричность произведению придаётся с использованием плавного ритма, взволнованность — прерывистого.
Темп — выражает скорость исполнения, может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
Тембр — окраска звука музыкального инструмента или человеческого голоса, придаёт эмоциональный характер музыке.

Карл Орф — немецкий музыкант и композитор, которого называют баварским экспериментатором. Произведения автора самобытны и просты, но в то же время величественные и увлекающие. В своем творчестве композитор пропагандировал симбиоз музыки и театра. Он не хотел, чтобы его музыку относили к чистому оперному жанру. Большой вклад музыканта состоит и в разработанной педагогической методике, ведь он задумывался о воспитании молодежи и делал ставку на развитие творческой стороны личности. Новаторство Карла Орфа в области музыкального театра трудно переоценить. В спектаклях его музыка, имеющая особую гипнотическую силу, играет особую роль. Всегда связанная с движениями артиста, она является важнейшим элементом действия, происходящего на сцене.
«Кармина Бурана» - завораживающая кантата, написанная немецким композитором Карлом Орфом в середине 1930-х годов, основанная на средневековых студенческих песнях. Произведение сочетает в себе мощные хоровые пассажи, интенсивные ритмические структуры и глубокие эмоциональные переживания, отражающие радости и страхи человеческой судьбы. Создание «Кармины Бураны» отмечено уникальным подходом Орфа к музыкальной стилистике и оркестровке, что сделало её одним из наиболее узнаваемых и влиятельных хоровых произведений ХХ века.
Основная мысль произведения — раздумье о переменчивой и могущественной человеческой судьбе — Фортуне. Кантата – сочинение для солистов, хора, оркестра. Музыкально-театральный жанр, где сочетаются музыка, танец и сценическое действие – сценическая кантата.
Главный сценический образ кантаты — колесо Фортуны, которое с одной стороны приводит в движение ангел, а с другой — дьявол. Над всем царит Фортуна, богиня судьбы, вращение колеса которой, то приносит человеку счастье, то свергает его в пропасть.
В бенедиктинском монастыре Бойерн, в предгорьях Баварских Альп хранился рукописный сборник стихов и песен XII-XIII вв., авторами которых были ваганты. (Ваганты – бродячие странствующие поэты-музыканты). Сборник был издан под названием “Carmina burana” – Баварские песни. Первую страницу рукописи украшало колесо Фортуны с изображением богини Судьбы в центре. Вокруг колеса расположены четыре фразы: «Я буду править, Я правлю, Я правил, Я теперь без власти». Стихи - собрание песен, воспевающих весну, любовь. Карл Орф выбрал 25 песен морализирующего, бытового характера, прославляющих простые земные радости, пересказал эти стихи языком музыки.
В кантате три части:
Музыкальный образ Фортуны открывает и замыкает кантату. “Фортуна — повелительница мира”! Открывает кантату Пролог.
I — “Весна” — рисует пробуждение природы, полноту и радость жизни;
II — “В таверне” — это картина необузданного веселья хмельных посетителей таверны;
III — “О любви” — воспевает счастье и радость взаимного чувства.
Карл Орф вошел в историю музыки как один из выдающихся немецких композиторов ХХ века, новатор, использовавший в своих произведениях языческие и фольклорные мотивы, который

Карл Орф. Одноактный балет «Триумф Афродиты». Сценическая кантата «Триумф Афродиты» К. Орфа является третьей, заключительной частью триптиха «Триумфы». Литературный источник кантаты: «Триумф Афродиты» написан на классической латыни и древнегреческом языке. Цикл сценических кантат получил название на итальянском языке «Триумфы, театральный триптих», подчеркнувшее идею окончательной победы любви.

В Четвёртой симфонии Чайковского с огромной силой показано столкновение человека с силами неумолимой судьбы, рока.  Герой симфонии -  живой человек, мучающийся, страдающий под ударами судьбы. Драме первой части противостоит протистоят следующие последующие части: лирический герой находит утешение в русской песне (вторая часть), русской природе (третья часть; природа) и русском танце (веселье финала).

6 симфония Шостаковича - противоречивое произведение в трёх частях, о котором композитор сказал: «симфония была написана в самый ужасный период жизни -  я был близок к самоубийству. Опасность маячила передо мной. Я не видел выхода. Мною полностью овладел страх. Я не был хозяином своей жизни. Мое прошлое было зачеркнуто. Моя работа, мои способности– все это никому не нужно». 
   Первая часть глубоко трагедийна - она кажется своеобразным «продолжением» трагических страниц Пятой симфонии Бетховена. «Тяжелая» насыщенная оркестровая фактура сменяется сольными высказываниями различных инструментов - и прозрачная инструментовка этих моментов (в особенности соло флейты) делает их не столько светлыми, сколько беззащитными и обреченными. И нельзя сказать, что реалии эпохи не давали повода для подобного трагического мироощущения.
   Вторая часть - скерцо -...таким и выглядит мир: в причудливых кружевах, сплетаемых деревянными духовыми, нет дыхания жизни, а мелодия скрипок, претендующая на кантиленность, неожиданно «взрывается» резкими выкриками. Причудливые образы, в которых нет ничего человеческого, кружатся в безжизненном, «механистическом» танце.
  Галоп финала излучает какую-то чрезмерную радость существования. Здесь все перемешано: и гайдно-моцартовско-россиниевские классические музыкальные темы, и современные интонации массовых бодро-оптимистичных песен, и эстрадно-танцевальные ритмы. На самом деле это злой бурлеск, парадоксальное «сверхусилие», которое ни к чему не ведет, кроме ложной цели безумия коды, в котором инструменты практически разбиваются. Музыка, нарочитая в своем утрированном веселье, постепенно приобретает грозные черты, переходит в разгул сил — вне- и античеловеческих.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с произведениями композиторов - венских классиков,
композиторов-романтиков, сравнение образов их произведений, сопереживание музыкальному образу,
- идентификация с лирическим героем произведения;
- узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмоинтонации;
- разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочиненного композитором -классиком, художественная интерпретация его музыкального образа;
- музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно:

- сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора;
- составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе)
Виды  и  формы   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Карл Орф. Кантата
«Carmina Burana»
Карл Орф
Одноактный балет «Триумф Афродиты»
Карл Орф
"О, Фортуна!"
Бетховен. Симфония № 5.
Дирижер Евгений Светланов
П. И. Чайковский.
Симфония №4
Д. Шостакович
6 симфония ( Валерий Гергиев
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. А. Рыбников, сл. Степан Семаков
"Млечный Путь" 
Муз. А. Рыбников, сл. Степан Семаков
"Млечный Путь" (караоке)
Муз.Н. Богословский, сл.: Б.Ласкин
"Спят курганы темные"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.