Содержание урока. Тематические линии урока
Программная увертюра — это оркестровая пьеса, которая является вступлением к определённому произведению, но при этом имеет определённую программу или сюжет. Такая увертюра может быть связана с оперой, балетом, драмой, кинофильмом или вокально-инструментальными произведениями (кантатами, ораториями).
Задача программной увертюры — настроить зрителя на нужный лад, дать намёк на сюжет, главные темы или даже эмоции произведения.
Жанр программной увертюры возник в эпоху романтизма. Это было связано с эволюцией оперной увертюры — тенденцией насыщения инструментального вступления тематизмом оперы, превращения его в программное симфоническое произведение.
Существует особая разновидность увертюр — концертные пьесы, самостоятельный жанр симфонической музыки, появившийся в XIX веке. Чаще всего это программные сочинения, поскольку исторически вышли из музыкального театра.
Увертюры писали: П. И. Чайковского увертюра«1812 год», П. И. Чайковский Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта", Дмитрий Шостакович «Праздничная увертюра», Л. Бетховен Увертюра "Эгмонт", Ф. Мендельсон Увертюра "Сон в летнюю ночь", М. И. Глинка Испанская увертюра № 2 «Воспоминание о летней ночи в Мадриде», Р. Шуман Увертюра "Манфред", Р. Вагнер Увертюра "Фауст", М. А. Балакирев Увертюра "Король Лир".
П. И. Чайковский. Торжественная увертюра «1812 год», — оркестровое произведение в память о победе России в Отечественной войне 1812 года. Премьера увертюры состоялась в Храме Христа Спасителя 8 (20) августа 1882 года. Эта монументальная, программная пьеса написана для исполнения большим составом симфонического оркестра с прибавлением группы ударных, больших колоколов и подвешенного барабана, употребляемого в оперных оркестрах для изображения пушечных выстрелов, а также группы инструментов военного оркестра (по желанию).
Чайковский не дал литературной программы к увертюре, но образы пьесы настолько конкретны, что не нуждаются в разъяснениях. В большом вступлении к сонатному allegro последовательно проходят три темы: молитва о даровании победы «Спаси, Господи, люди твоя» и две оригинальных темы — тревоги и героических военных сигналов. Сонатное аллегро многотемно. Кроме главной и побочной партий, контрастных друг другу, в аллегро введены темы, символизирующие две враждебные силы: русская песня «У ворот, ворот батюшкиных» и «Марсельеза». Обе имеют большое значение в разработке и репризе сонатной формы. В торжественной коде снова звучит тема молитвы в импозантном тембре медных, после чего появляется тема русского гимна «Боже, Царя храни!».
В коде Чайковский изобразил яркую картину победы русского войска, использовав эффект колокольного перезвона и пушечного салюта.
В характеристике русских образов Чайковский удачно использовал фольклорный материал, в характеристике французского нашествия он использовал тему «Марсельеза». Несмотря на то, что «Марсельеза» для европейца ассоциируется с чистотой и свободой, в увертюре она звучит напряжённо, зловеще, с диссонансами на втором плане — это логичное решение, ведь русское дворянство боготворило французскую культуру, они разговаривали на французском языке, повторяли манеры французов и их моду. Но вот наполеоновская армия подошла к Москве, и, естественно, все «прекрасно-французское» мгновенно обретает иной окрас, и «Марсельеза» уже рисует образ врага, характеризует нашествие, что вносит дополнительный драматизм в структуру целого.
Дмитрий Шостакович "Праздничная увертюра" — оркестровое произведение, написанное по заказу Большого театра к празднованию 37-й годовщины Октябрьской революции. Праздничная увертюра начинается с фанфар, которые перекликаются с увертюрой Михаила Глинки к опере «Руслан и Людмила». Сам Шостакович охарактеризовал Праздничную увертюру как «небольшое произведение, праздничное или торжественное по духу».