Содержание урока. Тематические линии урока
Симфоническая музыка — музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. Охватывает как большие многочастные произведения, наполненные сложным идейно-эмоциональным содержанием, так и небольшие музыкальные пьесы.
Симфоническое развитие музыкальных образов — это процесс преобразования музыкальных тем внутри симфонического произведения, раскрывающийся через изменения характера, тембров, ритма и гармонии. Цель симфонического развития — рассказать о сложном внутреннем мире человека, передать смену настроений — от грусти к радости, от сомнений к уверенности.
В симфонической драматургии (построении) присутствует особая логика: каждый последующий этап — контраст или повторение на новом уровне — проистекает из предыдущего как что-то «другое». Это реализует развитие «по спирали». Контраст – это основной принцип развития, построения музыкальной формы – сходство и различие. И именно контраст становится ярким приёмом симфонического развития, как сопоставление или столкновение (конфликт) музыкальных образов-тем.
В симфониях обычно 4 части, которые должны отличаться друг от друга, быть контрастны друг другу по темпу, настроению, характеру.
Симфонический оркестр включает различные инструменты: струнные (скрипки, виолончели, контрабасы), духовые (флейты, гобои, фаготы, тромбоны и др.). Симфонический оркестр позволяет соединить разные по характеру мелодии, темы и образы в едином гармоничном звучании благодаря разнообразию тембров, где основной принцип развития и построения музыкальной формы в симфонической музыке — сходство и различие. Сущность развития не сводится только к пошаговому обновлению, но и к качественному изменению первоначальной музыкальной идеи (темы или мотивов). Важный аспект — сочетание и развитие противоположных начал, создающее динамичную целостную систему отношений. Постепенное нарастание напряжения, кульминации и спады, контрасты и сходства, разрешение конфликтов — всё это направлено к достижению предельного завершения.
Моцарт – это величайший дар Создателя человечеству. Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы — от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки.
В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада». «Eine kleine Nachtmusik» (так в оригинале называется произведение) Моцарта близка по своему характеру и строению дивертисменту или сюите. Она полна ликующей радости. Словно после жаркого, душного дня наступил прохладный, освежающий вечер – «serno» также переводится как «теплая погода». Оживленный быстрый темп передает эмоциональный порыв. Мелодия главной темы построена на размашистых взлетах и напоминает живой разговорный диалог, а ритм аккомпанемента подражает счастливо-возбужденной пульсации сердца человека, внезапно получившего прекрасную весть. Невозможно оставаться спокойным во время звучания столь искренней, полной искрящегося смеха музыки. У Моцарта серенада соль-мажор звучит камерно, в исполнении струнного оркестра или квинтета (2 скрипки, альт, виолончель и контрабас).
Вольфганг Амадей Моцарт "Реквием" - грандиозное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра - открывается трагическим, полным смятения и скорби хором. «Лакримоза» (No.6 Lacrimosa, Chor), что значит «слезная», посредством хорового песнопения и звуками музыки восходящей тональности композитор рисует восхождение человеческих душ к божественному трону, восседая на котором, Господь Бог решает их распределение — праведники будут избраны для наследования Рая, а грешники будут низвергнуты в геенну огненную.
Бетховен - немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Бетховен продолжил общую линию развития жанров симфонии, сонаты, квартета.
В симфонии №5 Бетховена раскрывается основная тема бетховенского симфонизма – героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака – к свету, через борьбу – к победе». Отличительной особенностью содержания симфонии является проблема рока, где главнпя тема симфонии - звуковой символ судьбы: «так судьба стучится в дверь».
Конфликт очевиден и его завязка происходит еще в первых тактах. Он сравнивал судьбу с не прошеной гостьей, которая разрушает и врезается клином в привычный мир мечтаний и грез. Мотив судьбы пронизывает композицию с первых таков и помогает сделать цикл наиболее единым и слитным. Жанр произведения - инструментальная драма.
В первой части экспонируются прямое действие (лирический герой) и контрдействие (судьба) происходит завязка драмы и обострение конфликта. Преобладание и доминирование судьбы над героем, зримая картина упорной, бескомпромиссной борьбы.
Вторая медленная часть задумывалась композитором как менуэт. В окончательном варианте первая тема напоминает песню, светлую, строгую и сдержанную, а вторая тема - героическая. 2 часть выполняет функцию разрядки нагнетенного противодействия, а также дает начало для формирования облика торжествующего финала.
Тревожное настроение возвращается в третьей части. Это необычно трактуемое скерцо - вовсе не шутка. Продолжаются столкновения, борьба, начавшаяся в сонатном аллегро первой части. В третьей части конфликт накаляется и развивается до достижения острой стадии. Происходит перелом ситуации в пользу лирического героя. Характеризуется динамическим нарастанием.
Финал явно формирует позитивный ключ и реализует концепцию «Через борьбу к победе». Ослепительным светом заливает все вокруг начинающийся без перерыва финал. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша, усиливая блеск и мощь которого композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо.Отражена музыка эпохи Французской революции — марши, шествия, массовые празднества победившего народа. Мотив судьбы звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Ликующая реприза утверждает победу народа.