6 класс. Урок 9. Тема "Русская музыка - взгляд в будущее" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Александр Николаевич Скрябин в творчестве воплотил идеи «музыки будущего» — синтеза музыки и других видов искусства, преобразования мира с помощью искусства. Композитор стремился к слиянию всех искусств, мечтал создать грандиозное произведение — «Мистерию». Скрябин был увлечён философией и мистикой, верил в то, что искусство может изменить мир и привести к духовному преображению человечества. 

Произведения Скрябина, воплотившие идеи «музыки будущего»:
«Прометей» («Поэма огня», 1910) — симфоническая поэма, в которой есть партии для симфонического оркестра, солирующего фортепиано, хора и света. Скрябин впервые представил синтез музыки и света, доказал существование так называемого цветного слуха (каждая тональность имеет свой колорит).
«Мистерия» — замысел, в котором предполагалось соединить музыку, поэзию, танец, свет, архитектуру и театральное действо. Однако воплотить в жизнь замысел Скрябину не удалось — он начал работать над «Мистерией», но 27 апреля 1915 года трагически погиб в Москве от заражения крови.
Творчество Скрябина оказало значительное влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства. Его новаторские гармонии и идеи вдохновляли таких композиторов, как Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский и даже джазовых музыкантов.
При этом Скрябин не создал многих из возможно задуманных произведений с цветомузыкальными партитурами, но заложил искры своих творческих идей и мечтаний в сердца будущих последователей и поклонников нового музыкального жанра.
Композитор считал, что можно создать великое произведение, если грамотно сочетать звуки, цвета, а возможно, и запахи. Он пытался соединить музыку и свет в своём масштабном произведении «Прометей». Ещё более грандиозной задумкой могла бы стать «Мистерия» — уникальное представление, в котором должны были соединиться все жанры искусства (поэзия, архитектурные формы, музыкальные партии и световые эффекты).
Скрябин верил, что его музыка может преобразить мир, а его «Предварительные действия» содержали тему, способную остановить время.
К сожалению, ни «Прометей», ни «Мистерия» не смогли быть воплощены, так как творцу не хватало технических возможностей.
Лучшие произведения А.Н.Скрябина - "Божественная симфония", отражающая его идею преобразования человеческого духа и "Поэма экстаза" - гимн мощи человеческого духа, способности преодолеть все сомнения и препятствия на пути к "вершине бытия", где человек свободен и счастлив.

Альфред Шнитке в своем творчестве воплотил новаторские идеи. предвосхищая музыку будущего. Синтез времён у Шнитке выразилось в том, что он пытался найти единство разных временных пластов и создать многоголосный хор многих поколений. Например, в его произведениях соседствуют средневековый грегорианский хорал и барочный музыкальный символ — тема-монограмма ВАСН.
Философские темы интересовали композитора, он рассматривал вопросы о смысле жизни, природе зла и творчестве. Например, для выражения образов, связанных со страхом, смертью и злом, композитор обращался к вальсу, танго и другим популярным формам.
В стремлении к тому, чтобы музыка стала языком межкультурного общения, Шнитке стремился к тому, чтобы музыка принадлежала не только ему, но и всем, кто её слышит.
Первая симфония (1972) — манифест поиска синтеза стилей, где показана панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз.
Concerto Grosso №1 (1977) — иллюстрирует миссию Шнитке соединять барокко с современностью, показывая, что музыка — это «круг», где всё взаимосвязано.
«Реквием» (1975) — личное размышление о смерти и вечности, связанное с утратой близких.
Музыку Шнитке использовали в других видах искусства. Например, его «Реквием» стал основой для многих инновационных театральных и балетных постановок, где музыка играет роль полноценного участника действия.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с музыкой отечественных композиторов XX века, эстетическими и технологическими идеями по расширению возможностей и средств музыкального искусства;
- слушание образцов электронной музыки, дискуссия о значении
технических средств в создании современной музыки;

вариативно:

- исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной электроники в России
Виды  и  формы   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
А.Скрябин
"Прометей" ("Поэма огня")
А.Скрябин
Мистерия Скрябина
Альфред Шнитке
"Полёт" из к/ф "Сказка странствий"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. А. Ермолова, сл. С. Пярнянен
"Гимн музыке"
Муз. А. Ермолова, сл. С. Пярнянен
"Гимн музыке"
Муз.Е. Крылатов, сл. Ю.Энтин
«До чего дошёл прогресс» 
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.