Содержание урока. Тематические линии урока
Александр Николаевич Скрябин в творчестве воплотил идеи «музыки будущего» — синтеза музыки и других видов искусства, преобразования мира с помощью искусства. Композитор стремился к слиянию всех искусств, мечтал создать грандиозное произведение — «Мистерию». Скрябин был увлечён философией и мистикой, верил в то, что искусство может изменить мир и привести к духовному преображению человечества.
Произведения Скрябина, воплотившие идеи «музыки будущего»:
«Прометей» («Поэма огня», 1910) — симфоническая поэма, в которой есть партии для симфонического оркестра, солирующего фортепиано, хора и света. Скрябин впервые представил синтез музыки и света, доказал существование так называемого цветного слуха (каждая тональность имеет свой колорит).
«Мистерия» — замысел, в котором предполагалось соединить музыку, поэзию, танец, свет, архитектуру и театральное действо. Однако воплотить в жизнь замысел Скрябину не удалось — он начал работать над «Мистерией», но 27 апреля 1915 года трагически погиб в Москве от заражения крови.
Творчество Скрябина оказало значительное влияние на дальнейшее развитие музыкального искусства. Его новаторские гармонии и идеи вдохновляли таких композиторов, как Сергей Рахманинов, Игорь Стравинский и даже джазовых музыкантов.
При этом Скрябин не создал многих из возможно задуманных произведений с цветомузыкальными партитурами, но заложил искры своих творческих идей и мечтаний в сердца будущих последователей и поклонников нового музыкального жанра.
Композитор считал, что можно создать великое произведение, если грамотно сочетать звуки, цвета, а возможно, и запахи. Он пытался соединить музыку и свет в своём масштабном произведении «Прометей». Ещё более грандиозной задумкой могла бы стать «Мистерия» — уникальное представление, в котором должны были соединиться все жанры искусства (поэзия, архитектурные формы, музыкальные партии и световые эффекты).
Скрябин верил, что его музыка может преобразить мир, а его «Предварительные действия» содержали тему, способную остановить время.
К сожалению, ни «Прометей», ни «Мистерия» не смогли быть воплощены, так как творцу не хватало технических возможностей.
Лучшие произведения А.Н.Скрябина - "Божественная симфония", отражающая его идею преобразования человеческого духа и "Поэма экстаза" - гимн мощи человеческого духа, способности преодолеть все сомнения и препятствия на пути к "вершине бытия", где человек свободен и счастлив.
Альфред Шнитке в своем творчестве воплотил новаторские идеи. предвосхищая музыку будущего. Синтез времён у Шнитке выразилось в том, что он пытался найти единство разных временных пластов и создать многоголосный хор многих поколений. Например, в его произведениях соседствуют средневековый грегорианский хорал и барочный музыкальный символ — тема-монограмма ВАСН.
Философские темы интересовали композитора, он рассматривал вопросы о смысле жизни, природе зла и творчестве. Например, для выражения образов, связанных со страхом, смертью и злом, композитор обращался к вальсу, танго и другим популярным формам.
В стремлении к тому, чтобы музыка стала языком межкультурного общения, Шнитке стремился к тому, чтобы музыка принадлежала не только ему, но и всем, кто её слышит.
Первая симфония (1972) — манифест поиска синтеза стилей, где показана панорама музыки всех стилей, жанров и направлений: классическая, авангардная, древние хоралы, бытовые вальсы, польки, марши, песни, гитарные наигрыши, джаз.
Concerto Grosso №1 (1977) — иллюстрирует миссию Шнитке соединять барокко с современностью, показывая, что музыка — это «круг», где всё взаимосвязано.
«Реквием» (1975) — личное размышление о смерти и вечности, связанное с утратой близких.
Музыку Шнитке использовали в других видах искусства. Например, его «Реквием» стал основой для многих инновационных театральных и балетных постановок, где музыка играет роль полноценного участника действия.