Содержание урока. Тематические линии урока
Светская музыка российского дворянства XIX века и салонное музицирование постепенно стало выходить за рамки любительского исполнения несложных романсов и простеньких фортепианных пьес. В частных домах звучит теперь и хоровая, и симфоническая музыка, к исполнению камерных сочинений привлекаются профессиональные артисты.
Музыкальные салоны проводили в своем доме поэт Державин, Жуковский, княгиня Волконская, графы Виельегорские. На этих знаменитых «субботах» бывали А.С.Пушкин, А.А.Плещеев, П.А.Вяземский, В.Ф.Одоевский и многие другие.
Значительная роль в музыкальных салонах отводилась романсам. Обычный бытовой романс исполнялся в сопровождении гитары или фортепиано. Наиболее популярными в быту первой половины XIX века в России были романсы А.Алябьева, А.Варламов, А.Гурилева, Н.Титова. Некоторые из романсов были не просто популярными или модными – они, по существу, стали народными, как, например, «Соловей» А.Алябьева или «Красный сарафанчик» А.Варламова.
Во второй половине XIX века популярными были романсы Булахова, Дюбюка, Дютша. Композиторы известные и безымянные писали свои романсы на стихи лучших поэтов того времени – Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Вяземского, Дельвига, Фета и других. Главная особенность бытового романса в том, что он превращал музыкальный досуг в концертную форму.
Большой популярностью пользовались также гитара и арфа, а в провинциальной музыкальной среде – гусли. Из духовых инструментов особую любовь у русских любителей снискала флейта, что не применил отметить в своей бессмертной комедии Грибоедов. В усадебном быту, а также среди военных музыкантов были распространены ансамбли, состоящие из деревянных духовых оркестров и валторн.
Из потребности общаться с талантливыми певцами и исполнителями родилась эстрада XIX века как концертная форма бытовой музыки. И немаловажную роль в этом процессе сыграло пение романсов Римского-Корсакового, Чайковского, Мусоргского. Здесь звучали камерные оркестры, инструментальные составы.
Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества Глинки, Чайковского, Римского-Корсакова и др.)
Результатом такого широкомасштабного явления стало появление в русской культуре блестящей плеяды ярчайших композиторов, составивших впоследствии славу русской музыкальной культуры.
В то время не было музыкальных школ, музыкальных училищ и колледжей, все они получили первоначальное музыкальное образование в своих семьях, и даже выбрали впоследствии профессию далекую от музыкальной деятельности, что, тем не менее, в дальнейшем не помешало им войти в историю как великие русские композиторы: это инженер Цезарь Антонович Кюи, гвардейский офицер Модест Петрович Мусоргский, морской офицер Николай Андреевич Римский-Корсаков, профессор химии Александр Порфирьевич Бородин, титулярный советник Министерства юстиции – Петр Ильич Чайковский и др. деятели культуры.
Дом Грибоедовых славился своими музыкальными вечерами. Лучшие московские артисты исполняли здесь серьезную музыку. Это содействовало развитию музыкального вкуса маленького Александра и его сестры. Они уже в детстве сделались хорошими пианистами. Музыка стала одним из любимых занятий Грибоедова. Войдя в кружок молодых русских музыкантов - Алябьева, Верстовского и других, — он овладел впоследствии под руководством петербургского профессора гармонии теорией музыки. Не ограничиваясь одним исполнением чужих пьес, Грибоедов по целым часам увлекал окружавших своими импровизациями.
А.С. Грибоедов «Вальс». Александр Грибоедов для большинства людей известен, как автор бессмертной пьесы "Горе от ума". Однако в числе многих талантов у Александра Грибоедова был дар музыкальный. Благодаря двум сохранившимся музыкальным произведениям (Вальс ми минор и Вальс ля бемоль мажор). Вальсы Грибоедова трогательны, лиричны, очень искренни и задушевны.