Содержание урока. Тематические линии урока
Русская культура в первой трети XIX века достигла своего небывалого расцвета, век век расцвета литературного, театрального, музыкального искусства, науки и техники.
Обычным развлечением во дворце в которых принимали участие придворные кавалеры и дамы, аристократия были дворянские балы, которые проходили в огромных и великолепных залах с колоннами, освещенный множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках.
Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы.
Попытки создать театр в России были в 18 столетии не двинулись дальше крепостного театра, в который набирали в качестве актёров крепостных крестьян. XIX век породил таких высококлассных драматургов, как А. Н. Островский, Н. В. Гоголь. Перу Островского принадлежат пьесы «Гроза», «Бесприданница» и многие, многие другие. Мощный толчок развитию театра в России дала комедия «Ревизор» Н. В. Гоголя. В XVIII в. русский театр получил мощный толчок, не без участия европейской школы, итальянским и французским музыкантам, актерам, которые работая в России. Большое количество людей желало посмотреть спектакли, и пьесы. Во время правления Императрицы Екатерины Великой выходит в свет периодическое издание посвященное театру, в нем печатались пьесы как отечественных, так и зарубежных творцов.
Золотой 19 век подарил России великолепных музыкантов, творчество которых прославило страну за рубежом. Среди таких выдающихся гениев были М.И. Глинка и А.С. Даргомыжский. Творчество Глинки публика восприняла неоднозначно: опера «Жизнь за царя» была встречена восторженными овациями, а «Руслан и Людмила» не впечатлила зрителя. Непризнанным гением был А.С. Даргомыжский, музыка которого была не столь привычна слуху современника, как мелодичные мотивы Глинки.
Музыка Даргомыжского отличалась экспрессией, поскольку композитор ставил перед собой цель отражать внутреннее состояние героев произведений при помощи музыки. Особенно холодно отнеслась публика к опере Даргомыжского «Русалка».