5 класс. Урок 9. Тема "Золотой век русской культуры"
Содержание урока. Тематические линии урока

«Золотым веком русской культуры» называют первую половину XIX века, с конца 1810-х до 1850-х годов. Этот период ознаменовался расцветом русской литературы, музыки, живописи, философии и театра.
Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка, традиции же оперной, камерно - вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.
   В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы. Была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге ( 1862г. ) и Москве ( 1866г. ) открылись консерватории.
В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения.

   Глинка, впитав достижения западно-европейской музыкальной культуры и опираясь на принципы русского художественного реализма пушкинской эпохи, выработал свой неповторимый стиль, глубоко национальный, который стал фундаментом всего будущего развития русской композиторской школы. В период профессионального становления немало ярких художественных импульсов композитору дали путешествия: поездка на Кавказ, пребывание в Италии, Австрии, Германии. В Италии он познакомился с Г. Берлиозом, Ф. Мендельсоном, В. Беллини, Г. Доницетти, увлекся итальянской оперой, на практике изучал искусство bel canto. В Берлине серьезно занимался гармонией и контрапунктом под руководством известного теоретика З.Дена. Последние годы жизни Глинки провел в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск), часто выезжая за границу (Франция, Испания). Испанские впечатления вдохновили его на создание двух симфонических пьес: «Арагонская охота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде».

Чайковский значительно повлиял на развитие музыки XX века, используя европейские жанры, в частности оперу, балет и симфонию реформировал их. Он привнес в оперу те качества, которые считались истинно русскими. Европейское и мировое признание пришло к Петру Чайковскому при жизни и было связано с регулярными поездками композитора за рубеж. Поездки Чайковского за границу были неизменно связаны с расширением как собственных музыкальных горизонтов при знакомстве с новинками европейской музыки, так и с представлением своих сочинений. Тесные творческие и дружеские отношения связывали Чайковского с выдающимися музыкантами, среди которых Г. фон Бюлов, Г. Малер, Э. Григ, А. Дворжак, К. Сен-Санс. В своем творчестве Петр Чайковский воплотил широкий круг образов европейской литературы, обращаясь к ним в течение всей творческой жизни. Развивая музыкальные традиции западноевропейских романтиков, испытав влияние Венской классической школы и русских композиторов «Могучей кучки», Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный стиль, определивший его особое, выдающееся место в истории мировой музыкальной культуры.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств;
- разучивание, исполнение не менее одного вокального
произведения лирического характера, сочиненного русским композитором - классиком;
- музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;
вариативно: просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных русской культуре XIX века
Виды   и  формы   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Муз.А.Дюбюка, сл.Г.Гейне 
Старинный романс "Не обмани"
М. Глинка
«Ночь в Мадриде»
П. И. Чайковский
"Детский альбом"
П.И.Чайковский — Неаполитанская песенка.
Исп.Хор мальчиков 
П. И. Чайковский. Детский альбом.
Немецкая песенка
П.И.Чайковский 
"Старинная французская песенка"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. О.Буйновская, сл М. Владимова
«Вот это хор!»
Муз. О.Буйновская, сл М. Владимова
«Вот это хор!»
Хромушин, М. Садовский
"Играют дети всей земли в войну"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.