Содержание урока. Тематические линии урока
Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка, традиции же оперной, камерно - вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская культура, а с другой - русский фольклор.
В XIX столетии в России утвердились европейские нормы концертной жизни. Это связано, прежде всего, с основанием Русского музыкального общества (1859). Его деятельность носила просветительский характер. Устраивались регулярные концерты, проводились конкурсы. Была создана система музыкального образования европейского типа. В Петербурге ( 1862г. ) и Москве ( 1866г. ) открылись консерватории.
В XIX веке огромное внимание уделялось изучению фольклора. Русские композиторы считали народную музыку источником вдохновения.
Глинка, впитав достижения западно-европейской музыкальной культуры и опираясь на принципы русского художественного реализма пушкинской эпохи, выработал свой неповторимый стиль, глубоко национальный, который стал фундаментом всего будущего развития русской композиторской школы. В период профессионального становления немало ярких художественных импульсов композитору дали путешествия: поездка на Кавказ, пребывание в Италии, Австрии, Германии. В Италии он познакомился с Г. Берлиозом, Ф. Мендельсоном, В. Беллини, Г. Доницетти, увлекся итальянской оперой, на практике изучал искусство bel canto. В Берлине серьезно занимался гармонией и контрапунктом под руководством известного теоретика З.Дена. Последние годы жизни Глинки провел в России (Новоспасское, Петербург, Смоленск), часто выезжая за границу (Франция, Испания). Испанские впечатления вдохновили его на создание двух симфонических пьес: «Арагонская охота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде».
Чайковский значительно повлиял на развитие музыки XX века, используя европейские жанры, в частности оперу, балет и симфонию реформировал их. Он привнес в оперу те качества, которые считались истинно русскими. Европейское и мировое признание пришло к Петру Чайковскому при жизни и было связано с регулярными поездками композитора за рубеж. Поездки Чайковского за границу были неизменно связаны с расширением как собственных музыкальных горизонтов при знакомстве с новинками европейской музыки, так и с представлением своих сочинений. Тесные творческие и дружеские отношения связывали Чайковского с выдающимися музыкантами, среди которых Г. фон Бюлов, Г. Малер, Э. Григ, А. Дворжак, К. Сен-Санс. В своем творчестве Петр Чайковский воплотил широкий круг образов европейской литературы, обращаясь к ним в течение всей творческой жизни. Развивая музыкальные традиции западноевропейских романтиков, испытав влияние Венской классической школы и русских композиторов «Могучей кучки», Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный стиль, определивший его особое, выдающееся место в истории мировой музыкальной культуры.