Содержание урока. Тематические линии урока
«Всю жизнь мою несу Родину в душе, люблю её, жив ею, она придаёт мне силы, когда случается трудно и горько»
кинорежиссёр, писатель Василий Макарович
Народные мотивы вдохновили не одно поколение сочинителей. Эти знаменитые строки можно отнести и к музыке русских композиторов.
«Перезвоны». Валерий Александрович Гаврилин. Он был выходцем из народа, из российской глубинки, человеком с непростой судьбой – порождением тревожного времени… Глубоко чувствуя фольклор, В. А. Гаврилин создал мотивы, близкие по духу народным, но отличающиеся, вместе с тем, индивидуальным своеобразием авторского стиля. Вершиной творчества композитора стало монументальное сочинение «Перезвоны» – симфония-действо, написанная для солистов, большого хора, гобоя и ударных. В произведении есть подзаголовок «По прочтении В. Шукшина», где автор указал источник вдохновения – рассказы В. Шукшина. Уже в названии слышится характер Руси! Испокон веков вся жизнь русских людей сопровождалась звоном колоколов: они и созывали народ в лихую годину, и наполняли землю светлыми переливами в дни больших праздников, и мчались по дорогам России в упряжках под дугой, и разливались смехом в скоморошьих потехах…
Среди вечных тем музыкального искусства тема духовности всегда стремилась к свету и истине, к высшему, нетленному, одухотворяющему всё лучшее, что есть в мире: красоту природы, великое искусство, добрые дела. Духовность двигала стремлениям возводить храмы, учила любить ближних и заботиться о них, взывала к совести, состраданию, со-радованию, к лучшим человеческим качествам. Ввелика созидательная сила веры и духовности для человека, для становления его личности, так же велика она и для искусства с его извечным стремлением к гармонии и красоте.
В отечественной культуре одним из уникальных явлений стал образ колокольности, как важнейшая составляющая национального культурного наследия, также как - певческое искусство, древнерусская живопись, зодчество, народные ремёсла.
За колокольным звоном на Руси были закреплены различные «пространства» жизни и истории, отвечая идее всеобщего единения на основе православия. Своеобразие и исключительную ценность искусства колокольных звонов давно была осознана русскими композиторами. Колокольный звон называют «молитвой без слов». Русская Православная Церковь у многих ассоциируется именно с колокольным звоном. В православии сложилась традиция благове́ста — колокольной полифонии (многоголосия), когда звонарь приводит в движение сначала один большой колокол, мерный бой которого затем сменяется трезвоном нескольких десятков колоколов, где каждый колокол ведет свою партию, но звуки всех сливаются в единую гармонию радостного ликования.
Разновидности колокольного звона:
- благовест — мерные удары в самый большой колокол, который называется благовестником;
- перезвон, когда ударяют во все колокола по очереди -самые красивые, плавные, протяжные перезвоны назывались на Руси мали́новыми.
Звон колокола насыщает пространство вибрациями положительного характера и распространяется на огромное расстояние.
М.И.Глинка. "Иван Сусанин". Заключительный хор «Славься!». В хоре ярко отображён образ народа – истинного патриота, который героической самоотверженностью доказал безмерную любовь и беззаветную преданность своей Отчизне. Глинка создал величественный «гимн-марш». Мелодия довольно проста, движется поступательно и плавно, чем-то напоминая звучание колоколов. В духе победного народного канта, голоса хора непрестанно сливаются в унисон, передают торжество и ликование народа. Перемежаясь с колокольным звоном, хор завершает действие оперы эпическим финалом.
Римский-Корсаков. Увертюра «Светлый праздник». Композитор отобразил праздничное настроение православной церковной службы в Христову заутреню, где трубный торжественный архангельский глас сменялся радостным колокольным звоном. В увертюре соединились евангельское повествование, картина пасхальной службы и «Языческое веселие». Русский православный трезвон и легендарная языческая сторона праздника приводит к необузданному языческо-религиозному веселию утра Светлого Воскресения.
С. В. Рахманинов. Симфоническая поэма «Колокола». Колокола и колокольный звон занимают особое место в творчестве С.В. Рахманинова. Колокольный звон становится сквозным образом стиля композитора. «Колокольность» у Рахманинова звучит как главный национальный символ русского народа и души России.
В звучании колокольного звона предстает человеческая судьба: детство звучит серебряными переливами маленьких колокольчиков, затем в мелодию вступает радостный свадебный звон, затем ритм церковного колокольного звона, который становится все более суровым и переходит в печальный погребальный перебор. Смену ритмов и настроений поддерживает хор, исполняющий стихи Бальмонта. Сам композитор считал эту симфонию самым сильным из своих произведений.
Д.С. Бортнянский. «Царская Херувимская» №7. Одним из качеств, которые характеризуют звучание церковной музыки есть сдержанность, глубина, возвышенное благородство... И при этом есть в ней что-то непостижимое, побуждающее нас задуматься о самых важных, самых вечных вопросах - жизни и смерти, смысле существования человека на земле. Всё мелкое, незначительное отступает перед этой музыкой, напоминающей о главном, о душе, о высшем предназначении, ради чего и создан был человек по образу и подобию Божию.