5 класс. Урок 1. Тема "Фольклор - народное творчество" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Фольклор возник задолго до появления письменности и служил способом сохранить знания, традиции, верования и моральные ценности. В широком смысле к фольклору относят всё народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.

Музыка воссоздает целый мир человеческой жизни, рождается вместе с человеком, растет, влияет на его характер, поступки и облик. Ученый А. Капишников утверждал: "Музыка излучает такую же энергию, как солнце. Как солнце преображает природу и рождает весну на земле, так музыка преображает человека и рождает весну в его сердце».

  Музыка не живет вне человека, она всегда несет в себе часть его души. Есть в мире и такие явления, что не выразишь словами, не изобразишь, их стихия — музыка, с ее текучестью, изменчивостью, игрой красок и состояний, музыка бурная или созерцательная. И какая музыка, что волнует нас, такие и мы сами. Сила настоящей музыки поистине безгранична. Она способна будить лучшее, что есть в человеке — ее стремление к красоте, любви, творчеству. Она открывает миры, полные бесконечного богатства, - миры, готовые подарить свои сокровища каждому, кто действительно нуждается в них.

   Песня-это мир волшебных звуков, она может погрузиться в самые глубокие уголки человеческой души. В ней печаль и радость, любовь и страдания, разочарование и чаяния. Песня как жанр пришла к нам еще со времен античности, но и в наше время не теряет своей
актуальности. Песня с ее волшебной мелодией и искренним словом способна донести до сознания и сердца различные события жизни. Именно песня может раскрыть красоту человеческой души. Песня всегда рядом с нами. Если мы скорбим, то ласковая нежная песня нас успокаивает. Если нам весело - "душа поет".

Песню напевает мать над колыбелью ребенка, с песней идут солдаты, песней поздравляют с праздником. В песне соединены два великих искусства, два больших культурных пласта – музыка и слово. Они могут существовать отдельно, но если их объединить, то получится что-то чрезвычайно гармоничное и прекрасное.
  Искусство рождает мечту, а мечта всегда богаче реальности. Это знали поэты всех времен, наделявшие фантазию волшебными крыльями, несущими человека в царство невиданных чудес. Недаром еще древние говорили:» Жизнь коротка, искусство вечное " (от лат. Ars longa, vita brevis est).
 Чем больше» миров открыл для себя человек в искусстве, тем более яркими гранями раскрывается перед ним жизнь. Ведь в сотни раз богаче и ценнее каждый его миг, если он озарен светом любви и восхищения всех, кто воспел его в своих стихах и своих песнях.
 Традиционная музыка - отражение жизни народа.  Музыка — отражение жизни народа. 

Народное творчество (фольклор) - неиссякаемый источник красоты и мудрости! Композитор М. Глинка говорил: «Музыку сочиняет народ, а мы, композиторы, только аранжируем ( изменяем, излагаем) её».
Жанры фольклора:
    - былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
    - бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с "городской легендой");
    - былички (рассказ "очевидца" о якобы реальной встрече с нечистой силой);
    - небылицы;
    - поговорки;
    - сказки;
    - исторические песни;
    - предания;
    - легенды;
    - сказы;
    - пословицы.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство со звучанием фольклорных образцов в аудио- и видеозаписи;
- определение на слух: принадлежности к народной или композиторской музыке;
- исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного); жанра, основного настроения, характера музыки;
- разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр
Виды   и  формы  деятельности  обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Былины о трёх богатырях
/на выбор учителя/
Былины о богатырях.
Алёша Попович
Забавная бывальщина
Былички
Ансамбль "Житница"
Колыбельная
Русичи "Голубиная Книга.
Земле Русская"
Исторические песни.
Ансамбль "Русичи", "Нас пугали Пугачем"
П.Аедоницкий, И.Шаферан
"Красно Солнышко"
Музыкальный   материал   для   исполнения
"Гимн
Донецкой Народной Республики"
"Г.Струве, Н. Соловьёва
«Моя Россия»
Русская народная песня
"Во кузнице" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.