Содержание урока. Тематические линии урока
История каждого народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества.
Страницы истории отображены в искусстве – в музыке, поэзии, живописи, то воздействие их на умы и души новых поколений сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом – истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной мере современность без обращения к историческому опыту народа.
Классическая музыка XIX и XX веков обрела высокую идейность, значительность благодаря нерасторжимой связи с жизнью народа, его историей.
Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями.
Отечественные композиторы всегда стремились правдиво отразить в своих произведениях исторические события, тяжёлую жизнь русского народа, его мечты и надежды на лучшее будущее. Во второй половине XIX века было создано много произведений на исторические темы, в которых композиторы стремились показать мощь русского народа, подвиг простых людей во имя спасения Отечества.
В XIX веке русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Им стал Михаил Иванович Глинка. Он был современником двух важных исторических событий: Отечественной войны 1812 года и восстания декабристов 1825 г. Рассказы о героизме участников войны с Наполеоном, защитниках родной земли, сыграли большую роль в формировании Глинки как художника и гражданина своего Отечества.
Идея подвига во имя спасения родины увлекала Глинку и привела к созданию национальной оперы «Иван Сусанин». Образ главного героя – патриота своей страны, совершившего бессмертный подвиг во имя свободы своей Родины, – обобщил лучшие черты национального характера.
Произведение Глинки под названием «Патриотическая песнь» в течение 10 лет с 1990 по 2000 гг. являлось государственным гимном России.
М. И.Глинка. "Иван Сусанин", эпилог, Хор "Славься" - это развернутая сцена, в которой выражается основная идея оперы - величие патриотического подвига русского простого человека и торжество бессмертного народа -"Славься , славься Русь моя!", который весь народ поет уже на Красной площади в Москве, под ликующий звон колоколов. В музыке гениально выражено духовное величие героя. С оперы Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.
Русские композиторы-классики считали себя наследниками и продолжателями дела Глинки. В конце 50-х годов XIX века возникло содружество композиторов во главе с Балакиревым, получившее название «Могучая кучка». Свою главную цель композиторы содружества видели в развитии русской национальной музыки. Главной темой их творчества стала жизнь русского народа, образы русских людей разных времен и сословий, раздумья о судьбах родины.
Н. А. Римский-Корсаков "Сеча при Керженце" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже". Опера-легенда “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” Н. Римского-Корсакова воспевает нравственную красоту и мужественную стойкость русского человека перед лицом страшной разрушительной силы татаро-монгольских завоевателей. Народная легенда о граде Китеже раскрывает патриотическую идею, утверждая моральное превосходство русского народа над дикими ордами завоевателей.
Музыкальным эпиграфом к опере можно назвать трагически величавую мелодию исторической песни “Про татарский полон”, которая появляется в сценах вторжения татар и занимает большое место в симфоническом антракте “Сеча при Керженце”.
«Сеча при Керженце». Тихий рокот литавр и долгий звук виолончелей и контрабасов настораживают внимание и превращается в непрерывный, словно неумолимо надвигающийся, но пока еще тихий — далекий поток. Возникает ритм скачки — в пиццикато струнных, отрывистых аккордах деревянных инструментов и валторн, в характерной ритмической фигуре альтов. И вновь извиваются зловещие интонации темы татар. Она растет, приближается татарская конница... Но навстречу ей, в том же ритме скачки, поднимается тема китежской дружины — мужественная, решительная, широко распетая. Все больше нагнетается звучность, мощно и ярко звучит русская тема. Но внезапно на фортиссимо вступает новая мелодия — искаженный напев песни «Про татарский полон» (Как за речкою да за Дарьицей...), рисующий грозного врага. Разгорается смертельная схватка. Яростно сплетаются мелодии в бурном противостоянии. Победно наступает тема набега в перекличке духовой и струнной групп и оканчивается мощным аккордом. Все смолкает, лишь одиноко тянется звук соль в низком регистре. Окончена битва. На стихающем, словно уносящемся вдаль ритме скачки, тихо и печально звучит тема песни «Про татарский полон», повествуя о горе народном. Вот уже остаются отдельные краткие и тихие попевки. Аккордом, истаивающим в легчайшем пианиссимо с замирающим рокотом литавр, заканчивается эта уникальная картина.