6 класс. 2 четверть. Тема "Русская классическая музыка" (7 часов)
13 урок. Тема "История страны и народа в музыке русских композиторов. Тема служения Отечеству"
Содержание урока. Тематические линии урока

История каждого народа богата интересными, значительными событиями, которые становятся знаменательными вехами в развитии общества.
Страницы истории отображены в искусстве – в музыке, поэзии, живописи, то воздействие их на умы и души новых поколений сильнее, а связь с настоящим крепче. В этом историческом прошлом – истоки общественной и культурной жизни каждой нации. Невозможно осмыслить в полной мере современность без обращения к историческому опыту народа.
   Классическая музыка XIX и XX веков обрела высокую идейность, значительность благодаря нерасторжимой связи с жизнью народа, его историей.
Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями.
   Отечественные композиторы всегда стремились правдиво отразить в своих произведениях исторические события, тяжёлую жизнь русского народа, его мечты и надежды на лучшее будущее. Во второй половине XIX века было создано много произведений на исторические темы, в которых композиторы стремились показать мощь русского народа, подвиг простых людей во имя спасения Отечества.

В XIX веке русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Им стал Михаил Иванович Глинка. Он был современником двух важных исторических событий: Отечественной войны 1812 года и восстания декабристов 1825 г. Рассказы о героизме участников войны с Наполеоном, защитниках родной земли, сыграли большую роль в формировании Глинки как художника и гражданина своего Отечества.
   Идея подвига во имя спасения родины увлекала Глинку и привела к созданию национальной оперы «Иван Сусанин». Образ главного героя – патриота своей страны, совершившего бессмертный подвиг во имя свободы своей Родины, – обобщил лучшие черты национального характера.
Произведение Глинки под названием «Патриотическая песнь» в течение 10 лет с 1990 по 2000 гг. являлось государственным гимном России.

М. И.Глинка. "Иван Сусанин", эпилог,  Хор "Славься" - это развернутая сцена, в которой выражается основная идея оперы - величие патриотического подвига русского простого человека и торжество бессмертного народа -"Славься , славься Русь моя!", который весь народ поет уже на Красной площади в Москве, под ликующий звон колоколов. В музыке гениально выражено духовное величие героя. С оперы Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.

Русские композиторы-классики считали себя наследниками и продолжателями дела Глинки. В конце 50-х годов XIX века возникло содружество композиторов во главе с Балакиревым, получившее название «Могучая кучка». Свою главную цель композиторы содружества видели в развитии русской национальной музыки. Главной темой их творчества стала жизнь русского народа, образы русских людей разных времен и сословий, раздумья о судьбах родины.

Н. А. Римский-Корсаков "Сеча при Керженце" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже". Опера-легенда “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” Н. Римского-Корсакова воспевает нравственную красоту и мужественную стойкость русского человека перед лицом страшной разрушительной силы татаро-монгольских завоевателей. Народная легенда о граде Китеже раскрывает патриотическую идею, утверждая моральное превосходство русского народа над дикими ордами завоевателей.
   Музыкальным эпиграфом к опере можно назвать трагически величавую мелодию исторической песни “Про татарский полон”, которая появляется в сценах вторжения татар и занимает большое место в симфоническом антракте “Сеча при Керженце”.
«Сеча при Керженце». Тихий рокот литавр и долгий звук виолончелей и контрабасов настораживают внимание и  превращается в непрерывный, словно неумолимо надвигающийся, но пока еще тихий — далекий поток. Возникает ритм скачки — в пиццикато струнных, отрывистых аккордах деревянных инструментов и валторн, в характерной ритмической фигуре альтов. И вновь извиваются зловещие интонации темы татар. Она растет, приближается татарская конница... Но навстречу ей, в том же ритме скачки, поднимается тема китежской дружины — мужественная, решительная, широко распетая. Все больше нагнетается звучность, мощно и ярко звучит русская тема. Но внезапно на фортиссимо вступает новая мелодия — искаженный напев песни «Про татарский полон» (Как за речкою да за Дарьицей...), рисующий грозного врага. Разгорается смертельная схватка. Яростно сплетаются мелодии в бурном противостоянии. Победно наступает тема набега в перекличке духовой и струнной групп и оканчивается мощным аккордом. Все смолкает, лишь одиноко тянется звук соль в низком регистре. Окончена битва. На стихающем, словно уносящемся вдаль ритме скачки, тихо и печально звучит тема песни «Про татарский полон», повествуя о горе народном. Вот уже остаются отдельные краткие и тихие попевки. Аккордом, истаивающим в легчайшем пианиссимо с замирающим рокотом литавр, заканчивается эта уникальная картина.
Знакомство с шедеврами русской музыки XIX—XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения патриотического содержания, сочинённого русским композитором-классиком.

Исполнение Гимна Российской Федерации.

Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
Просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских композиторов.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
М. И.Глинка
"Иван Сусанин", эпилог. Хор "Славься"
Н. А. Римский-Корсаков "Сеча при Керженце" из оперы "Сказание о невидимом граде Китеже"
Н.А.Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии"
Музыкальный   материал   для   исполнения
музыка и слова: SHAMAN
"Встанем"​
Муз.А. Хвостенко, сл.А. Волхонский
 "Город золотой"
Муз.А. Хвостенко, сл.А. Волхонский
"Город золотой" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.