5 класс. Урок 24. Тема "Истоки классической музыки"
Содержание урока. Тематические линии урока

Истоки классической музыки связаны с разными эпохами: Средневековьем, эпохой барокко, классицизмом и романтизмом.

Классицизм. Расцвет ведущих инструментальных жанров — симфонии, сонаты, концерта и камерных ансамблей (струнного квартета, фортепианного трио).
Формирование канонов симфонической музыки — благодаря творчеству Йозефа Гайдна, Вольфганга Моцарта и Людвига ван Бетховена.
Чёткие различия между музыкой для больших оркестровых групп и небольших, камерных музыкальных коллективов — сформировались классические виды небольшого инструментального ансамбля: соната, трио, квартет.

Романтизм. Наследник классицизма — музыкальный романтизм, который со временем «перешёл» в романтизм в результате развития композиторского мышления, оркестрового стиля, музыкальной драматургии, системы выразительных средств и смены круга музыкальных образов.
Интерес к народному творчеству — музыканты широко обращались к национальному фольклору — народным песням, балладам, эпосу.
Появление «программных» инструментальных произведений с заранее обозначенным сюжетом.

История музыкальной культуры исчисляется тысячелетиями. Многие музыкальные сочинения сохранили в своих звуках чувства и мысли автора, или даже многих своих авторов, кто прикасался к этим бесценным источникам вдохновения и красоты, отобразили дух, мысли, настроение и образ реальной жизни. Музыка, как разновидность искусства - своеобразная форма отображения бытия, что в звуках фиксирует движение и развитие бытия и играет важнейшую роль в творческом становлении человека.

Музыка даёт возможность услышать пульс и дыхание прошедших лет и понять, каковы были идеалы и представления о мире того далекого времени. Музыкальное искусство позволяет познавать мир через эмоции и ассоциации, воспитывает в человеке отношение к окружающей действительности. Музыка и музыкальная культура входят в сферу актуальных информационных составляющих современного общества, что влияют на состояние общественного сознания.

Каждая эпоха оставила свой след в развитии музыкальной культуры:
эпоха барокко подарила миру жанр оперы, восходящего к древнегреческой трагедии. В этот период возникла тональность, композиторы и исполнители использовали более сложные музыкальные орнаменты, разработали новые приёмы инструментальной игры.
эпоха классицизма воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Для сочинений характерны логичность мышления, гармония и ясность формы, простота и непринуждённость высказывания. Бетховен, Бах, Моцарт (зарубежные композиторы), Глинка, Березовский, Бородин (отечественные композиторы) писали сложные классические произведения: оперы, симфонии, сонаты. И сейчас в наших понятиях классическая музыка - это эталон красоты, это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
эпоха романтизма принесла людям разочарование и безнадёжность, т.к. то, за что боролись революционеры, не сбылось. Основными темами становятся одиночество, далёкое прошлое, мечта, сказка. Важным средством стала словесная программа, а музыкальное просвещение должно было изменить мир и человека, искать чистые источники духовности, потому композиторы-романтики часто обращались к фольклору, используя интонации, ритмы, мотивы народных танцев и песен.
Сегодня музыка может похвастаться многообразием стилей, жанров, но роль музыки в жизни человека по прежнему не имеет границ. Каждое музыкальное произведение – это особая история, отражающая не только определенный период времени, но и судьбы людей, их мысли, чувства, переживания. Автор не просто отражает происходящие события, он рассказывает историю страны и народа.


Знакомство с содержанием музыкального искусства – системой общечеловеческих ценностей, раскрывающих духовный мир.
Музыкальное искусство – знаковая система особого рода, имеющая специфический эмоционально-интонационный язык, процессуальность, образные и временные характеристики.
Знакомство с образцами средневековой музыки.
Разучивание, исполнение  вокального произведения.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.

На выбор или факультативно.

Составление сравнительной таблицы стилей 
Просмотр художественных фильмов и телепередач, посвящённых стилям барокко и классицизм, творческому пути изучаемых композиторов.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Путешествие к истокам музыки: завораживающая красота средневекового хорового пения
Музыка средневековья
Средневековая музыка
Музыка средневековых
трубадуров
Средневековая Арфа
Средневековый оркестр
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Виктор Лебедев., сл Юрий Ряшенцев
"Не вешать нос, гардемарины"
Муз.Виктор Лебедев., сл Юрий Ряшенцев
"Не вешать нос, гардемарины" (караоке)
Муз. и сл. Ярослав Дронова
"Встанем"​
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.