Содержание урока. Тематические линии урока
Истоки классической музыки связаны с разными эпохами: Средневековьем, эпохой барокко, классицизмом и романтизмом.
Классицизм. Расцвет ведущих инструментальных жанров — симфонии, сонаты, концерта и камерных ансамблей (струнного квартета, фортепианного трио).
Формирование канонов симфонической музыки — благодаря творчеству Йозефа Гайдна, Вольфганга Моцарта и Людвига ван Бетховена.
Чёткие различия между музыкой для больших оркестровых групп и небольших, камерных музыкальных коллективов — сформировались классические виды небольшого инструментального ансамбля: соната, трио, квартет.
Романтизм. Наследник классицизма — музыкальный романтизм, который со временем «перешёл» в романтизм в результате развития композиторского мышления, оркестрового стиля, музыкальной драматургии, системы выразительных средств и смены круга музыкальных образов.
Интерес к народному творчеству — музыканты широко обращались к национальному фольклору — народным песням, балладам, эпосу.
Появление «программных» инструментальных произведений с заранее обозначенным сюжетом.
История музыкальной культуры исчисляется тысячелетиями. Многие музыкальные сочинения сохранили в своих звуках чувства и мысли автора, или даже многих своих авторов, кто прикасался к этим бесценным источникам вдохновения и красоты, отобразили дух, мысли, настроение и образ реальной жизни. Музыка, как разновидность искусства - своеобразная форма отображения бытия, что в звуках фиксирует движение и развитие бытия и играет важнейшую роль в творческом становлении человека.
Музыка даёт возможность услышать пульс и дыхание прошедших лет и понять, каковы были идеалы и представления о мире того далекого времени. Музыкальное искусство позволяет познавать мир через эмоции и ассоциации, воспитывает в человеке отношение к окружающей действительности. Музыка и музыкальная культура входят в сферу актуальных информационных составляющих современного общества, что влияют на состояние общественного сознания.
Каждая эпоха оставила свой след в развитии музыкальной культуры:
эпоха барокко подарила миру жанр оперы, восходящего к древнегреческой трагедии. В этот период возникла тональность, композиторы и исполнители использовали более сложные музыкальные орнаменты, разработали новые приёмы инструментальной игры.
эпоха классицизма воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Для сочинений характерны логичность мышления, гармония и ясность формы, простота и непринуждённость высказывания. Бетховен, Бах, Моцарт (зарубежные композиторы), Глинка, Березовский, Бородин (отечественные композиторы) писали сложные классические произведения: оперы, симфонии, сонаты. И сейчас в наших понятиях классическая музыка - это эталон красоты, это разум, воплощенный в прекрасных звуках.
эпоха романтизма принесла людям разочарование и безнадёжность, т.к. то, за что боролись революционеры, не сбылось. Основными темами становятся одиночество, далёкое прошлое, мечта, сказка. Важным средством стала словесная программа, а музыкальное просвещение должно было изменить мир и человека, искать чистые источники духовности, потому композиторы-романтики часто обращались к фольклору, используя интонации, ритмы, мотивы народных танцев и песен.
Сегодня музыка может похвастаться многообразием стилей, жанров, но роль музыки в жизни человека по прежнему не имеет границ. Каждое музыкальное произведение – это особая история, отражающая не только определенный период времени, но и судьбы людей, их мысли, чувства, переживания. Автор не просто отражает происходящие события, он рассказывает историю страны и народа.