Содержание урока. Тематические линии урока
Героика – важная тема в творчестве многих отечественных и зарубежных композиторов.
Классическая музыка 19-20 веков обрела высокую идейность, значительность благодаря нерасторжимой связи с жизнью народа, его историей. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями. Героические подвиги народа отражены в монументальных фресковых произведениях: операх “Иван Сусанин”, “Князь Игорь”, “Война и мир”; ораториях “Александр Невский”, “На поле Куликовом”.
А.С.Прокофьев. Кантата "Александр Невский". В музыкальном произведении «Александр Невский» описаны исторические события, связанные с именем князя, известного по героическим подвигам на Неве-реке. В честь победы над шведами народ прозвал великого князя Невским.
Вскоре после Невской битвы Русь пришлось защищать от немецких рыцарей-крестоносцев, которые двинулись на русскую землю, снарядившись знаменами, шлемами и щитами с изображением черных крестов.
Кантата Прокофьева, написанна для кинофильма, снятого величайшим режиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Одноименный фильм был поставлен в 1938 году и стал классикой советского кино.
Кантата состоит из семи частей, написанных в эпическом духе. Музыка пронизана яркими образами, она повествует о событиях давних лет, искусно вводя слушателя в старинную эпоху. Композиция рисует перед слушателем бескрайние равнины русской земли, показывает жестокое наступление вражеских отрядов, описывает устрашающие батальные сцены крестоносцев с русскими, показывает гибель рыцарей в холодных волнах озера. Кантата является символом великой любви к Родине, самоотверженной борьбы с захватчиками и незабвенным памятником в честь славной победы над наступающим врагом.
Кантата начинается картиной скорбного запустения: “Русь под игом монгольским”. Образ подавленной Руси обрисован широконапевной мелодией, ей противостоит зловещая, короткая – мелодия образ дикой силы монголов поработителей.
Хор четвертой картины “Вставайте, люди русские!” звучит гневным, взволнованным призывом, мужественную решимость которого подчеркивают набатные удары колокола. Эпилог кантаты – “ во Псков”. Здесь знакомые образы предстают как бы укрупненными, звучат ликующе.