5 класс. Урок 10. Тема "История страны и народа в музыке русских композиторов "
Содержание урока. Тематические линии урока

                                                                                                                                                           «Звать через прошлое к настоящему»  Модест Петрович Мусоргского
У каждого народа есть свои герои. И это не только самые смелые и самые сильные люди. Смелых и сильных людей много, а героев своих каждый народ знает по имени, хранит о них память веками, чтит своих небесных покровителей. Как говорят летописи: «…Сей великий князь побеждал всюду, а непобедим был никем же…» . Исторические события, связанные с именем русского святого, князя Александра Невского, нашли отражение в произведениях разных искусств.
Художник Павел Дмитриевич Корин создал триптих «Александр Невский». Три части картины объединены сюжетной линией — это подготовка к борьбе с иностранными захватчиками. На левой части триптиха, которая называется «Северная баллада», изображен русский воин-богатырь из народа, которого провожает на войну женщина — мать, жена или сестра. В правой части Корин обыграл былинный мотив — эта часть получила название «Старинный сказ» и наводит зрителя на мысли о богатой истории и культуре русского народа. На центральной картине триптиха изображен Александр Невский. Каким Вы видите Александра Невского на этом полотне?

Кантата – (латинское canto, буквально – пою). Музыкальное произведение торжественного или лирико-эпического характера, состоящее из нескольких законченных номеров и исполняемое певцами-солистами, хором в сопровождении оркестра.

Героика – важная тема в творчестве многих отечественных и зарубежных композиторов. Классическая музыка 19-20 веков обрела высокую идейность, значительность благодаря нерасторжимой связи с жизнью народа, его историей. Велико эмоциональное воздействие произведений русских композиторов, которым всегда была свойственна любовь к Родине, к народу, при отображении тем государственного строительства, политического объединения или героической борьбы с иноземными поработителями.  Героические подвиги народа отражены в монументальных фресковых произведениях: операх “Иван Сусанин”, “Князь Игорь”, “Война и мир”; ораториях “Александр Невский”, “На поле Куликовом”.

А.С.Прокофьев. Кантата "Александр Невский". В музыкальном произведении «Александр Невский» описаны исторические события, связанные с именем князя, известного по героическим подвигам на Неве-реке. В честь победы над шведами народ прозвал великого князя Невским.
Вскоре после Невской битвы Русь пришлось защищать от немецких рыцарей-крестоносцев, которые двинулись на русскую землю, снарядившись знаменами, шлемами и щитами с изображением черных крестов.
    Кантата Прокофьева, написанна для кинофильма, снятого величайшим режиссером Сергеем Михайловичем Эйзенштейном. Одноименный фильм был поставлен в 1938 году и стал классикой советского кино.
   Кантата состоит из семи частей, написанных в эпическом духе. Музыка пронизана яркими образами, она повествует о событиях давних лет, искусно вводя слушателя в старинную эпоху. Композиция рисует перед слушателем бескрайние равнины русской земли, показывает жестокое наступление вражеских отрядов, описывает устрашающие батальные сцены крестоносцев с русскими, показывает гибель рыцарей в холодных волнах озера. Кантата является символом великой любви к Родине, самоотверженной борьбы с захватчиками и незабвенным памятником в честь славной победы над наступающим врагом.
   Кантата начинается картиной скорбного запустения: “Русь под игом монгольским”. Образ подавленной Руси обрисован широконапевной мелодией, ей противостоит зловещая, короткая – мелодия образ дикой силы монголов поработителей.
   Хор четвертой картины “Вставайте, люди русские!” звучит гневным, взволнованным призывом, мужественную решимость которого подчеркивают набатные удары колокола. Эпилог кантаты – “ во Псков”. Здесь знакомые образы предстают как бы укрупненными, звучат ликующе.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с шедеврами русской музыки XIX-XX веков, анализ художественного содержания и способов выражения патриотической идеи, гражданского пафоса;
- разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения
патриотического содержания, сочиненного русским композитором -
классиком;
- исполнение Гимна Российской Федерации;
- музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно:

- просмотр художественных фильмов, телепередач, посвященных творчеству композиторов - членов русского музыкального общества «Могучая кучка»;
- просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях русских
композиторов
Виды   и  формы   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
А.С.Прокофьев
Кантата "Александр Невский"
А.С.Прокофьев
Кантата "Александр Невский"
О создании фильма
"Александр Невский"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Хромушин, М. Садовский
"Играют дети всей земли в войну"
Муз. О. Юдахиной сл. И. Резника
"Дети войны"
Муз. А. Бауэра, сл. А. Ануфриева
"Скажи, скажи, художник"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.