Содержание урока. Тематические линии урока
Искусство Русской православной церкви включает в себя различные виды, которые связаны с богослужением и несут глубокий мировоззренческий смысл. Православное богослужение представляет собой синтез искусств. Во время богослужения осуществляется синтез храмовой архитектуры, живописи, хореографии, пения и декламации церковных гимнов и Святого Писания.
Духовная музыка зародилась очень давно. Она существует во всех культурах, у всех народов. Ещё первобытные люди поклонялись различным сверхъестественным существам, и это поклонение обычно сопровождалось какими-то музыкальными действиями: ритуальными плясками, пением заклинаний, мантр, молитв, песен.
Жанры духовной музыки: месса, псалм, реквием, страсти, молитва, хорал, песнопение, духовный стих. Образы духовной музыки в творчестве композиторов-классиков.
Колокола. Колокольные звоны (благовест, трезвон и др.).
Звонарские приговорки.
Колокольность в музыке русских композиторов.
Приступая к написанию духовной музыки, П.И.Чайковский изучал Устав, Обиход, особенности православного богослужебного пения, для чего посещал богослужения. «Утренняя молитва». Во времена Петра Ильича Чайковского каждый верующий человек: взрослый это или ребёнок, просыпался и ложился спать с обращением к Господу.
Композитор в «Детском альбоме» замыслил музыкальными звуками возвышенно воссоздать разнообразные эпизоды из жизни ребёнка, цикл открывается композицией «Утренняя молитва», так как в ту пору именно так начинался день маленького человечка. В этой созерцательной неторопливой миниатюре, стилизованной под молитву и пропитанной чистотой детской души, композитор отобразил умиротворённую беседу ребёнка с Богом. Детская непосредственность и смирение здесь слышны в каждой интонации, а душевное спокойствие, безмятежность, но в то же время сосредоточенность ребёнка подчёркнуты простой гармонией и равномерным ритмическим движением.
«В церкви» — фортепианная миниатюра Петра Ильича Чайковского, вошедшая в «Детский альбом», звучит как обращение к подрастающему поколению с заповедью о том, что с верой в Бога можно преодолеть любые жизненные неприятности. Композиция открывается стройным четырёхголосным хоралом. Её мелодическая линия, размеренное аккордовое звучание музыкального материала стилистически точно воплощает образ серьёзного богослужения с грустным звоном церковных колоколов.