Содержание урока. Тематические линии урока
История России отображалась в разных жанрах музыки: народной музыки, церковной музыки и классической музыки. На формирование музыки влияли исторические события, культурные изменения и творчество композиторов.
Вторая симфония А.П. Бородина «Богатырская» — образец русского эпического симфонизма, посвящённый величию богатырской силы и прославлению богатырской мощи народа. В ней композитор вновь воспевает патриотизм и могущество русского народа, его духовное богатство и величие. Произведение не имеет чёткого программного замысла, но в нём есть черты программности.
В симфонии четыре части:
Первая часть — сонатное аллегро, воплощает героические образы.
Вторая часть — скерцо в трёхчастной форме, вызывает картины богатырских игр и состязаний.
Третья часть — анданте, по замыслу композитора, воспроизводит образ древнерусского певца-сказителя Баяна.
Финал — рисует шумное народное празднество — «сцену богатырского пира».
Темы симфонии носят напевный характер, нередко излагаются и разрабатываются в духе русского народно-песенного творчества. Для развития тем используются оригинальные приёмы подголосочной полифонии, интонационного варьирования. Народный характер тем подчёркивается искусным воспроизведением в оркестре характерных тембров русских народных инструментов — свирелей, гуслей, балалаек.
Вторая симфония Бородина определила эпическое направление в русской симфонической музыке, которое затем было продолжено и развито Танеевым, Глазуновым, Рахманиновым, Мясковским и другими композиторами.
Картины русской истории оживают в творчестве Николая Андреевича Римского-Корсакова. Исторические оперы композимтора: «Псковитянка», «Царская невеста», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
В опере «Псковитянка» нашла отражение борьба между вольными городами Новгородом и Псковом и царём Иваном IV, который стремился подчинить их единой государственной власти. В опере «Царская невеста» рассказывается о бесправной женской доле на Руси.
События оперы «Сказания о невидимом граде Китеже» происходят во времена татарского нашествия.
Героико-эпическую линию русской музыкальной классики развивали российские композиторы последующих поколений.
Главной темой творчества Сергея Васильевича Рахманинова стала тема Родины, России. Рахманинов говорил о себе: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды». В его творческой судьбе отразились все важнейшие события русской общественной и художественной жизни. У Рахманинова нет исторических произведений, но это не помешало композитору выразить в музыке всю глубину патриотических чувств.
В произведениях Рахманинова перед мысленным взором слушателя предстают раздольные русские пейзажи, мощь русской богатырской силы, искренность и величавость русского характера. Как воспевание красоты и радости жизни и одновременно как могучий набат прозвучал в начале XX века Второй фортепианный концерт Рахманинова. Он стал едва ли не самым популярным его произведением. Успех концерта окрылил композитора и дал толчок к созданию многих шедевров в области фортепианной, вокальной, симфонической музыки, которые передают любовь гениального сына России к своей Родине.
Тема Родины одна из главных в произведениях Свиридова, в которых он рассказывает: о природе и обычаях России, ее истории, судьбах ее исторических героев, о народном искусстве, патриотической идее.
Главное в его творчестве – это вдохновенный образ Отечества, родной земли, родного народа в поворотные моменты истории, образ человека с его богатым, сложным, высоко поэтическим духовным миром, чистотой нравственных идеалов, неизбывной любовью к Родине. Тема России пронизывает все творчество Г.В. Свиридова как сокровенная идея.
Г. В. Свиридов. Увертюра «Время, вперед!» написана к одноименному фильму. В ней рассказывается о грандиозном строительстве города и завода в Магнитогорске. Мощная музыка Георгия Свиридова, иллюстрирующая героические трудовые подвиги первых пятилеток и создаётся впечатление, как будто стремительно несёшься вперёд, навстречу чему-то грандиозному.