Содержание урока. Тематические линии урока
История музыкальной культуры исчисляется тысячелетиями. Многие музыкальные сочинения сохранили в своих звуках чувства и мысли автора, или даже многих своих авторов, кто прикасался к этим бесценным источникам вдохновения и красоты, отобразили дух, мысли, настроение и образ реальной жизни. Музыка, как разновидность искусства - своеобразная форма отображения бытия, что в звуках фиксирует движение и развитие бытия и играет важнейшую роль в творческом становлении человека. Истоки классической музыки связаны с разными эпохами: Средневековьем, эпохой барокко, классицизмом и романтизмом.
В средневековую эпоху в Европе сложилась феодальная музыкальная культура, которая объединила в себе искусство придворных и народных музыкантов, профессиональное и любительское творчество. Основой профессиональной музыки того времени было церковное музыкальное искусство, рождающееся в средневековых храмах и монастырях.
Получила развитие литургическая музыка — григорианский хорал (унисонное пение без инструментального сопровождения). Мелодии грегорианского хорала, основанные на модальных ладах, отличались плавностью и сдержанностью. Развивалась полифония (многоголосие). Первые формы полифонии, такие как органум, возникли в IX веке, представляли собой добавление к григорианскому хоралу параллельных голосов. Развивалась и церковная музыка, формируются одноголосная духовная музыка – Григорианское пение. Григорианское пение - традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Григорианское пение отдаляет слушателя от действительности, вызывает смирение, приводит к созерцательности, мистической отрешённости. Такому воздействию способствует и текст на латинском языке, непонятный основной массе прихожан. Ритм пения определялся текстом, который был расплывчатым, неопределёненным, обусловленный характером акцентов декламированного текста.
Светские музыканты создавали эпические сказания при дворах королей, в домах средневековой аристократии, в обществе воинов. Это были барды и скальды. Среди французского рыцарства были музыканты - трубадуры и труверы, немецкие миннезингеры, которые создавали разнообразные песни – эпические, баллады и другие.
В сельской местности развивалась фольклорная музыка у странствующих артистов - скоморохов и менестрелей.
Трубадуры (минестрели) - поэты и певцы эпохи Средневековья в южной Франции, где главным центром была область Прованс. Трубадуры сочиняли свои стихи на романском языке, были активными участниками социальной, религиозной и политической жизни общества. Их преследовали за критику церкви. Конец их искусству положил альбигойский крестовый поход в 1209-1229 годах. Искусству трубадуров было родственно творчество труверов, которые имели много общего с ними.
Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Излюбленные жанры: светская рыцарская лирика, любовная поэзия вагантов и шпильманов, «придворная (куртуазная) деревенская поэзия».
Возрождение. Период: XIV–XVI века. Возрождение интереса к античному искусству и культуре. Эпоха Возрождения (Ренессанса) является временем расцвета всех видов искусств и обращения их деятелей к античным традициям и формам. Реализм утверждает точность пропорций, изучение перспективы и использование светотени для создания глубины. Художники стремились к изображению идеализированных человеческих форм, к гармонии и балансу в произведениях.
Представители Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Музыка в эпоху Возрождения звучала повсюду: на улицах и площадях, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож и королей. Наряду с грамматикой, риторикой и поэзией, музыка входила в так называемые «науки человеческие». В музыке удивительным образом соединялось божественное и человеческое. Существенные изменения произошли в музыкальной культуре. Необычайно сложное мастерство полифонистов, их виртуозная техника уживались вместе с ярким искусством бытовых танцев, изысканностью светских жанров.
Церковная музыка, представленная крупными жанрами, как месса и мотет, продолжает «готическую» линию в искусстве Возрождения, направленную на прославление Божественного.
К XV веку складывается жанр полифония «строгого письма» (контрапункту). Композиторы сочиняли мессы, используя мелодии григорианского хорала и другие канонические источники, народно-бытовую музыку и светские жанры. В эпоху Возрождения достиг вершины своего развития мадригал и стал самым популярным музыкальным жанром эпохи. Мадригалисты стремились создавать высокое искусство, часто используя переработанную поэзию великих итальянских поэтов позднего средневековья: Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо и других. Характернейшей чертой мадригала стало отсутствие строгих структурных канонов, основным принципом было свободное выражение мыслей и чувств.
Конец эпохи Возрождения ознаменовался важнейшим событием в музыкальной истории - рождением возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы.
Барокко. Период: XVII век. Для Барокко характерны драматизм и экспрессия — в картинах и скульптурах, а персонажи изображались в моменты сильнейших эмоций: радости, скорби, экстаза. Господствуют контрасты света и тени (кьяроскуро) — тёмный фон и вспышки света усиливают драматизм изображения, динамика и движение — линии, формы и композиции будто находятся в постоянном движении, над всем парит пышность и роскошь — богатые орнаменты, позолота, насыщенные краски. Представители Барокко: Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес. Памятники архитектуры: собор Святого Петра в Риме (работы Бернини и Микеланджело), Версальский дворец во Франции.
Эпоха барокко подарила миру жанр оперы, восходящего к древнегреческой трагедии. В этот период возникла тональность, композиторы и исполнители использовали более сложные музыкальные орнаменты, разработали новые приёмы инструментальной игры. Барокко ознаменовано появлением многих важных форм классической музыки — кантаты, оратории, концерта, сонаты, оперы. Основой для первых опер были сюжеты древнегреческой и римской мифологии. Оратория отличается от оперы отсутствием сценического действия, часто основана на религиозных текстах и историях.
Основой искусства Возрождения был гуманизм, который провозгласил человека высшей ценностью, воспел права человека, выдвинул требование научного познания и адекватного отражения в искусстве явлений действительности. Идеологи Возрождения противопоставили богословию Средневековья новый идеал человека, проникнутого земными чувствами и интересами.