5 класс. Урок 23. Тема "Национальные  истоки  классической  музыки"
Содержание урока. Тематические линии урока

История музыкальной культуры исчисляется тысячелетиями. Многие музыкальные сочинения сохранили в своих звуках чувства и мысли автора, или даже многих своих авторов, кто прикасался к этим бесценным источникам вдохновения и красоты, отобразили дух, мысли, настроение и образ реальной жизни. Музыка, как разновидность искусства - своеобразная форма отображения бытия, что в звуках фиксирует движение и развитие бытия и играет важнейшую роль в творческом становлении человека. Истоки классической музыки связаны с разными эпохами: Средневековьем, эпохой барокко, классицизмом и романтизмом.

В средневековую эпоху в Европе сложилась феодальная музыкальная культура, которая объединила в себе искусство придворных и народных музыкантов, профессиональное и любительское творчество. Основой профессиональной музыки того времени было церковное музыкальное искусство, рождающееся в средневековых храмах и монастырях.
   Получила развитие литургическая музыка — григорианский хорал (унисонное пение без инструментального сопровождения). Мелодии грегорианского хорала, основанные на модальных ладах, отличались плавностью и сдержанностью. Развивалась полифония (многоголосие). Первые формы полифонии, такие как органум, возникли в IX веке, представляли собой добавление к григорианскому хоралу параллельных голосов. Развивалась и церковная музыка, формируются одноголосная духовная музыка – Григорианское пение. Григорианское пение - традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Григорианское пение отдаляет слушателя от действительности, вызывает смирение, приводит к созерцательности, мистической отрешённости. Такому воздействию способствует и текст на латинском языке, непонятный основной массе прихожан. Ритм пения определялся текстом, который был расплывчатым, неопределёненным, обусловленный характером акцентов декламированного текста.
   Светские музыканты создавали эпические сказания при дворах королей, в домах средневековой аристократии, в обществе воинов. Это были барды и скальды. Среди французского рыцарства были музыканты - трубадуры и труверы,  немецкие миннезингеры, которые создавали разнообразные песни – эпические, баллады и другие.
В сельской местности развивалась фольклорная музыка у странствующих артистов - скоморохов и менестрелей.
Трубадуры (минестрели) - поэты и певцы эпохи Средневековья в южной Франции, где главным центром была область Прованс. Трубадуры сочиняли свои стихи на романском языке, были активными участниками социальной, религиозной и политической жизни общества. Их преследовали за критику церкви. Конец их искусству положил альбигойский крестовый поход в 1209-1229 годах. Искусству трубадуров было родственно творчество труверов, которые имели много общего с ними.
Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Излюбленные жанры: светская рыцарская лирика, любовная поэзия вагантов и шпильманов, «придворная (куртуазная) деревенская поэзия».

Возрождение. Период: XIV–XVI века. Возрождение интереса к античному искусству и культуре. Эпоха Возрождения (Ренессанса) является временем расцвета всех видов искусств и обращения их деятелей к античным традициям и формам. Реализм утверждает точность пропорций, изучение перспективы и использование светотени для создания глубины. Художники стремились к изображению идеализированных человеческих форм, к гармонии и балансу в произведениях.
Представители Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
   Музыка в эпоху Возрождения звучала повсюду: на улицах и площадях, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож и королей. Наряду с грамматикой, риторикой и поэзией, музыка входила в так называемые «науки человеческие». В музыке удивительным образом соединялось божественное и человеческое. Существенные изменения произошли в музыкальной культуре. Необычайно сложное мастерство полифонистов, их виртуозная техника уживались вместе с ярким искусством бытовых танцев, изысканностью светских жанров.
   Церковная музыка, представленная крупными жанрами, как месса и мотет, продолжает «готическую» линию в искусстве Возрождения, направленную на прославление Божественного.
    К XV веку складывается жанр полифония «строгого письма» (контрапункту). Композиторы сочиняли мессы, используя мелодии григорианского хорала и другие канонические источники, народно-бытовую музыку и светские жанры. В эпоху Возрождения достиг вершины своего развития мадригал и стал самым популярным музыкальным жанром эпохи. Мадригалисты стремились создавать высокое искусство, часто используя переработанную поэзию великих итальянских поэтов позднего средневековья: Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо и других. Характернейшей чертой мадригала стало отсутствие строгих структурных канонов, основным принципом было свободное выражение мыслей и чувств.
Конец эпохи Возрождения ознаменовался важнейшим событием в музыкальной истории - рождением возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы.

Барокко. Период: XVII век. Для Барокко характерны драматизм и экспрессия — в картинах и скульптурах, а персонажи изображались в моменты сильнейших эмоций: радости, скорби, экстаза. Господствуют контрасты света и тени (кьяроскуро) — тёмный фон и вспышки света усиливают драматизм изображения, динамика и движение — линии, формы и композиции будто находятся в постоянном движении, над всем парит пышность и роскошь — богатые орнаменты, позолота, насыщенные краски. Представители Барокко: Караваджо, Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес. Памятники архитектуры: собор Святого Петра в Риме (работы Бернини и Микеланджело), Версальский дворец во Франции.
  Эпоха барокко подарила миру жанр оперы, восходящего к древнегреческой трагедии. В этот период возникла тональность, композиторы и исполнители использовали более сложные музыкальные орнаменты, разработали новые приёмы инструментальной игры. Барокко ознаменовано появлением многих важных форм классической музыки — кантаты, оратории, концерта, сонаты, оперы. Основой для первых опер были сюжеты древнегреческой и римской мифологии. Оратория  отличается от оперы отсутствием сценического действия, часто основана на религиозных текстах и историях.
   Основой искусства Возрождения был гуманизм, который провозгласил человека высшей ценностью, воспел права человека, выдвинул требование научного познания и адекватного отражения в искусстве явлений действительности. Идеологи Возрождения противопоставили богословию Средневековья новый идеал человека, проникнутого земными чувствами и интересами.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с образцами музыки разных жанров, типичных
для рассматриваемых национальных стилей, творчества изучаемых композиторов;
- определение на слух характерных интонаций, ритмов, элементов
музыкального языка, умение напеть наиболее яркие интонации, прохлопать ритмические примеры из числа изучаемых классических произведений;
- разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения,
сочиненного композитором - классиком (из числа изучаемых в данном разделе);
- музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений;

вариативно:

- исследовательские проекты о творчестве европейских композиторов-классиков, представителей национальных школ;
- просмотр художественных и документальных фильмов о творчестве выдающих европейских композиторов;
- посещение концерта классической музыки, балета
Виды   и  формы  деятельности  обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Путешествие к истокам музыки: завораживающая красота средневекового хорового пения
Музыка средневековья
Средневековая музыка
Музыка средневековых
трубадуров
Средневековая Арфа
Средневековый оркестр
Джулио Каччини
"Аве Мария"
Музыка эпохи
Возрождения
Музыка эпохи Возрождения
Франция
Песнь Вагантов XIV век -
Гусли (Псалтирь) Готика
Барокко. Бах, Вивальди,
Гендель, Телеман
Средневековый оркестр на улице
в Аликанте Испания
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.А. Киселёва, сл.К. Чибисова
«У подножья обелиска»
Муз.А. Киселёва, сл.К. Чибисова
«У подножья обелиска» (караоке)
Франц Шуберт
"Ave, Maria" 
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.