Содержание урока. Тематические линии урока
В средневековую эпоху в Европе сложилась феодальная музыкальная культура, которая объединила в себе искусство придворных и народных музыкантов, профессиональное и любительское творчество. Основой профессиональной музыки того времени было церковное музыкальное искусство, рождающееся в средневековых храмах и монастырях.
Светские музыканты создавали эпические сказания при дворах королей, в домах средневековой аристократии, в обществе воинов. Это были барды и скальды.
Среди французского рыцарства музыканты - трубадуры и труверы, и немецких миннезингеры создавалис разнообразные песни – эпические, баллады и другие.
В сельской местности развивалась фольклорная музыка у странствующих артистов - скоморохов и менестрелей.
Развивается и церковная музыка, формируются одноголосная духовная музыка – Григорианское пение.
Трубадуры (минестрели) - поэты и певцы эпохи Средневековья, возникло в южной Франции, его главным центром была область Прованс. Трубадуры сочиняли свои стихи на романском языке, были активными участниками социальной, религиозной и политической жизни общества. Их преследовали за критику церкви. Конец их искусству положил альбигойский крестовый поход в 1209-1229 годах. Искусству трубадуров было родственно творчество труверов, имели много общего с ними.
Миннезингеры — немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Излюбленные жанры: светская рыцарская лирика, любовнуая поэзия вагантов и шпильманов, «придворная (куртуазную) деревенскую поэзию»
Григорианское пение - традиционное литургическое пение римско-католической церкви. Григорианское пение отдаляет слушателя от действительности, вызывает смирение, приводит к созерцательности, мистической отрешённости. Такому воздействию способствует и текст на латинском языке, непонятном основной массе прихожан. Ритм пения определялся текстом. Он расплывчат, неопределёнен, обусловлен характером акцентов декламирования текста.