3 класс. Урок 16. Тема "Танцы, игры и веселье"
Содержание урока. Тематические линии урока

Танец - это настоящее царство ритма, а ритм всегда связан с движениями. С древних времён и до наших дней люди танцуют на праздниках или просто в свободные вечера, непринуждённо веселясь или участвуя в торжественной церемонии. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадках, где крестьяне кружились под немудрёные звуки самодеятельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра.
Танцевальная музыка выделяется разнообразием ритмичных картинок. В танцевальной музыке мелодия сама будто скачет или кружится, ощущаются притопы или поклоны, или, наоборот,  кружится в вальсе или скачет в польке.
Танцев очень много. У каждого народа есть свои народные танцы. и у этих танцев есть свои особенные ритмические рисунки.
Ритмический рисунок влияет на общий стиль танца. Различные стили, такие как классический балет, хип-хоп, современный танец или танцы народов мира,
имеют свои уникальные ритмические особенности.

Полька – быстрый, кружащийся, забавный фольклорный танец. Полька не имеет никакого отношения к Польше, зародился жанр в Чехии (тогда эта земля называлась Богемия). Полька – это быстрый кружащий голову и веселящий танец!

Тарантелла - итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/8, 3/8. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась, для неё характерно длительное развёртывание зажигательной мелодии, в основе лежал  мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которого оказывало завораживающее, "гипнотическое" действие на слушателей и танцующих.

Джига – это старинный британский танец с кельтским происхождением. Скорость джиги быстрая. Джига является одной из основных мелодий, которая используется в шотландских и ирландских танцах. Основные танцевальные элементы это всевозможные пируэты, прыжки, махи.

«Вальс-фантазия» М. И. Глинки — пьеса лирико-элегического характера, передающая состояние «душевной взволнованности». По воспоминаниям самого композитора, именно для Екатерины Ермолаевны Керн он написал сочинение, но не мог посвятить её явным образом, поэтому в печати оно вышло с посвящением Д. Стунееву, мужу сестры Глинки. Строение «Вальса-фантазии» подчинено принципу рондо (тема-рефрен чередуется с эпизодами). 
Лаконичное вступление — звучат «взлетающие» пассажи струнных и фаготов.
Основная тема — напевная и поэтичная, её повторяют в октаву флейта и фагот.
Эпизод, следующий за экспозицией основной темы, — проявляется скерцозный характер пьесы.
Второй раздел — более ярко выражено танцевальное начало, он открывается темой в соль мажоре, которой также свойственна скерцозность и «улыбчивость».

Характер музыки «Камаринская» М.И. Глинки — контрастный. Произведение построено на вариационном развитии двух разнохарактерных русских народных тем — свадебной и плясовой (камаринской).
Первая тема — свадебная песня «Из-за гор, гор высоких» — лиричная, задумчивая. Вторая тема — плясовая «Камаринская» — бойкая, стремительная, плясовая.
 Первоначальное название произведения, данное композитором, — «Свадебная и плясовая», тогда как название «Камаринская» предложил позднее В. Одоевский.
В «Камаринской» выделяется четыре крупных раздела:
За вступлением, после генеральной паузы — первый раздел, построенный на теме свадебной песни.
Второй раздел — вариации на тему «Камаринской».
Третий — возвращение свадебной песни.
Четвёртый — шесть новых вариаций на тему «Камаринской».

Л.Бетховен "Контраданс". Композитор создал 12 контрдансов для оркестра. Контрданс («деревенский танец») — старинный английский народный танец, который одновременно танцуется с любым количеством пар, образующих круг или две противоположные линии танцующих, которые по очереди повторяют известные фигуры.

Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка». Массовая обрядовая сцена «Проводы Масленицы» из пролога оперы. Сцена представляет собой обряд прощания с зимой, воспроизводит Масленицу как празднество. Римский-Корсаков использовал народные напевы из собственного сборника и сочинил ряд тем в стиле древних календарно-обрядовых песен. Сцена основана на разнохарактерных и различных по темам эпизодах, объединённых многократным проведением напева-величания «Ой, честная масленица, ой».
Первая часть хора — прощание с Масленицей — состоит из двух эпизодов: Первый — весёлый, плясовой характер, изложен в форме темы с вариациями. В основе — песня волочебников «Даланынь, даланынь по яичеку» (из сборника Римского-Корсакова «Сто русских народных песен»). Второй эпизод содержит печальную мелодию «Веселенько тебя встречать, привечать». Заключительный напев — обращение к Масленице «Воротись к нам на три денечка».
Вторая часть хора отражает новый момент обряда: Масленицу гонят и призывают Весну-Красну. Здесь сопоставлены два музыкальных образа — бойкая и озорная скороговорка «Масленница — мокрохвостка, поезжай долой со двора» и радостная, звонкая веснянка «У нас с гор потоки» (тема песни «Коляда — маляда»).
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
"Полька"
Исаак Дунаевский
Французский танец
"Тарантелла" (Tarantella)
Ирландский танец
"Джига"
Итальянский народный танец
"Тарантелла"
М.И.Глинка
«Вальс-фантазия"
М.И. Глинка
"Камаринская"
Н.Римский-Корсаков. Хор "Прощай, Масленица" из оперы Снегурочка
Л.ван Бетховен.
"Контрданс сельский танец"
Танец
"Матрешки"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Вечер тебе добрый. Рождественская песня. Колядка
Муз. Е.Крылатова, сл.Ю Яковлев
«Песенка Умки» 
Муз. Евгении Зарицкой
"Новогодняя сказка"
 (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.