Содержание урока. Тематические линии урока
Танец - это настоящее царство ритма, а ритм всегда связан с движениями. С древних времён и до наших дней люди танцуют на праздниках или просто в свободные вечера, непринуждённо веселясь или участвуя в торжественной церемонии. Много веков тому назад танцы можно было увидеть и на сельских площадках, где крестьяне кружились под немудрёные звуки самодеятельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра.
Танцевальная музыка выделяется разнообразием ритмичных картинок. В танцевальной музыке мелодия сама будто скачет или кружится, ощущаются притопы или поклоны, или, наоборот, кружится в вальсе или скачет в польке.
Танцев очень много. У каждого народа есть свои народные танцы. и у этих танцев есть свои особенные ритмические рисунки.
Ритмический рисунок влияет на общий стиль танца. Различные стили, такие как классический балет, хип-хоп, современный танец или танцы народов мира,
имеют свои уникальные ритмические особенности.
Полька – быстрый, кружащийся, забавный фольклорный танец. Полька не имеет никакого отношения к Польше, зародился жанр в Чехии (тогда эта земля называлась Богемия). Полька – это быстрый кружащий голову и веселящий танец!
Тарантелла - итальянский народный танец в сопровождении гитары, тамбурина (он же бубен) и кастаньет (в Сицилии), музыкальный размер — 6/8, 3/8. Музыка тарантеллы обычно импровизировалась, для неё характерно длительное развёртывание зажигательной мелодии, в основе лежал мотив или ритмическая фигура, многократное повторение которого оказывало завораживающее, "гипнотическое" действие на слушателей и танцующих.
Джига – это старинный британский танец с кельтским происхождением. Скорость джиги быстрая. Джига является одной из основных мелодий, которая используется в шотландских и ирландских танцах. Основные танцевальные элементы это всевозможные пируэты, прыжки, махи.
«Вальс-фантазия» М. И. Глинки — пьеса лирико-элегического характера, передающая состояние «душевной взволнованности». По воспоминаниям самого композитора, именно для Екатерины Ермолаевны Керн он написал сочинение, но не мог посвятить её явным образом, поэтому в печати оно вышло с посвящением Д. Стунееву, мужу сестры Глинки. Строение «Вальса-фантазии» подчинено принципу рондо (тема-рефрен чередуется с эпизодами).
Лаконичное вступление — звучат «взлетающие» пассажи струнных и фаготов.
Основная тема — напевная и поэтичная, её повторяют в октаву флейта и фагот.
Эпизод, следующий за экспозицией основной темы, — проявляется скерцозный характер пьесы.
Второй раздел — более ярко выражено танцевальное начало, он открывается темой в соль мажоре, которой также свойственна скерцозность и «улыбчивость».
Характер музыки «Камаринская» М.И. Глинки — контрастный. Произведение построено на вариационном развитии двух разнохарактерных русских народных тем — свадебной и плясовой (камаринской).
Первая тема — свадебная песня «Из-за гор, гор высоких» — лиричная, задумчивая. Вторая тема — плясовая «Камаринская» — бойкая, стремительная, плясовая.
Первоначальное название произведения, данное композитором, — «Свадебная и плясовая», тогда как название «Камаринская» предложил позднее В. Одоевский.
В «Камаринской» выделяется четыре крупных раздела:
За вступлением, после генеральной паузы — первый раздел, построенный на теме свадебной песни.
Второй раздел — вариации на тему «Камаринской».
Третий — возвращение свадебной песни.
Четвёртый — шесть новых вариаций на тему «Камаринской».
Л.Бетховен "Контраданс". Композитор создал 12 контрдансов для оркестра. Контрданс («деревенский танец») — старинный английский народный танец, который одновременно танцуется с любым количеством пар, образующих круг или две противоположные линии танцующих, которые по очереди повторяют известные фигуры.
Н.А. Римский-Корсаков «Снегурочка». Массовая обрядовая сцена «Проводы Масленицы» из пролога оперы. Сцена представляет собой обряд прощания с зимой, воспроизводит Масленицу как празднество. Римский-Корсаков использовал народные напевы из собственного сборника и сочинил ряд тем в стиле древних календарно-обрядовых песен. Сцена основана на разнохарактерных и различных по темам эпизодах, объединённых многократным проведением напева-величания «Ой, честная масленица, ой».
Первая часть хора — прощание с Масленицей — состоит из двух эпизодов: Первый — весёлый, плясовой характер, изложен в форме темы с вариациями. В основе — песня волочебников «Даланынь, даланынь по яичеку» (из сборника Римского-Корсакова «Сто русских народных песен»). Второй эпизод содержит печальную мелодию «Веселенько тебя встречать, привечать». Заключительный напев — обращение к Масленице «Воротись к нам на три денечка».
Вторая часть хора отражает новый момент обряда: Масленицу гонят и призывают Весну-Красну. Здесь сопоставлены два музыкальных образа — бойкая и озорная скороговорка «Масленница — мокрохвостка, поезжай долой со двора» и радостная, звонкая веснянка «У нас с гор потоки» (тема песни «Коляда — маляда»).