Содержание урока. Тематические линим урока
Основой искусства Возрождения был гуманизм, который провозгласил человека высшей ценностью, его права человека, выдвинул требование научного познания и адекватного отражения в искусстве явлений действительности. Идеологи Возрождения противопоставили богословию Средневековья новый идеал человека, проникнутого земными чувствами и интересами.
Эпоха Возрождения (Ренессанса) является временем расцвета всех видов искусств и обращения их деятелей к античным традициям и формам. Музыка в эпоху Возрождения звучала повсюду: на улицах и площадях, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож и королей. Наряду с грамматикой, риторикой и поэзией, музыка входила в так называемые «науки человеческие». В музыке удивительным образом соединялось божественное и человеческое. Существенные изменения произошли в музыкальной культуре. Необычайно сложное мастерство полифонистов, их виртуозная техника уживались вместе с ярким искусством бытовых танцев, изысканностью светских жанров.
Церковная музыка, представленная крупными жанрами, как месса и мотет, продолжает «готическую» линию в искусстве Возрождения, направленную на прославление Божественного.
К XV веку складывается жанр полифония «строгого письма» (контрапункту). Композиторы сочиняли мессы, используя мелодии григорианского хорала и другие канонические источники, народно-бытовую музыку и светские жанры. В эпоху Возрождения достиг вершины своего развития мадригал и стал самым популярным музыкальным жанром эпохи. Мадригалисты стремились создавать высокое искусство, часто используя переработанную поэзию великих итальянских поэтов позднего средневековья: Франческо Петрарки, Джованни Боккаччо и других. Характернейшей чертой мадригала стало отсутствие строгих структурных канонов, основным принципом было свободное выражение мыслей и чувств.
Конец эпохи Возрождения ознаменовался важнейшим событием в музыкальной истории - рождением возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы.