Содержание урока. Тематические линии урока
Отечественные композиторы часто использовали фольклор разных народов в своём творчестве. Некоторые из них создавали обработки народных песен, другие — украшали фольклорными напевами свои сочинения.
М. Глинка первым в России начал делать обработки фольклора для профессиональной сцены. Известны его симфоническая увертюра «Арагонская хота» (испанские фольклорные мелодии) и симфоническая фантазия «Камаринская» (русские народные песни).
А. Бородин включил «Половецкие пляски» в оперу «Князь Игорь».
П. Чайковский был большим знатоком национального русского фольклора. Он умел вводить в свои музыкальные произведения и виртуозно адаптировал, создавал стилизации на фольклорные темы. В балете «Щелкунчик» есть танцевальные номера с фольклором разных народов: «Шоколад» (испанский), «Кофе» (арабский), «Чай» (китайский), «Трепак» (русский), «Танец марципана» (датский).
Н. Римский-Корсаков собирал и записывал русские народные песни и потом их «гармонизировал». Стремясь «говорить чистым языком русской народной музыки», Римский-Корсаков делал вариации на тему песен и возвращал их музыкально обогащёнными народу.
Зарубежные композиторы также обращались к фольклору.
Богуслав Мартину обращался к чешской национальной поэтике, чешскому фольклору и его текстовому материалу: балет «Шпаличек» (1933), оперы «Легенды о Марии» (1934), «Театр за воротами» (1935–1936), цикл сочинений на народные тексты для смешанного и детского хора, солиста и малого оркестра «Букет» (1937) и другие.
Дариус Мийо в своём творчестве уделял важное место фольклору Прованса — родины композитора. Среди фольклорных сочинений Мийо особое место принадлежит «Провансальской сюите» для хора и оркестра (1936), в которой представлен сплав народного и профессионального искусства Франции различных эпох.
С.В.Рахманинов романс «Не пой, красавица, при мне» на стихи Александра Сергеевича Пушкина. Произведение — образец русской камерно-вокальной лирики конца XIX века, пример драматизации формы восточного романса. Фортепианное вступление — излагается восточная мелодия на фоне ритмизованного органного пункта тоники в басу и нисходящих по полутонам аккордов в средних голосах. Начальная тема, пронизывающая всю музыкальную ткань романса и символизирующая «песнь Грузии печальной», которая пробуждает воспоминания героя.
Вторая тема — появляется в фортепианной интерлюдии между первой и второй строфами, её ниспадающий каскад звуков в широком диапазоне рисует образ пленительной красавицы, но одновременно передаёт и вспышку отчаяния в душе героя.
Вокальная партия — сочетает кантилену и декламацию, выражает сложную гамму чувств лирического героя — от меланхолии и тоски до страстного протеста и отчаяния.
Сергей Рахманинов, симфоническая поэма «Каприччио на цыганские темы». Рахманинов при выборе тематического материала старался находить образцы напевов, наиболее близкие к фольклорному первоисточнику. В поэме практически нет мелодий романсного склада, занимавших значительное место в репертуаре цыганских певцов. В поэме три основных раздела:
Первый раздел — тема, интонационно напоминающая начало «Песни о молдавских цыганах». После первого краткого проведения тема ускоряется вдвое и превращается в стремительную пляску с характерными для цыганских плясовых напевов акцентированными синкопами в звучании оркестрового тутти.
Второй раздел — тема, в которой узнаётся мелодия «Цыганочки», но значительно облагороженная композитором. В светлом звучании флейты на лёгком, прозрачном фоне тремолирующих скрипок и арфы тема приобретает характер нежной лирической грации.
Третий раздел — оживлённая плясовая тема русского склада, принадлежащая к группе русских городских народных песен, вошедших в репертуар цыганских хоров в XIX веке. Сначала тема проводится несколько раз в различном темброво-оркестровом освещении и с небольшими вариантами, не затрагивающими её основного характера.
Гектор Берлиоз симфония для оркестра с солирующим альтом «Гарольд в Италии». Сюжет рассказывает о паломнике Гарольде. который ищет себя в разных сферах: в природе (первая часть), в духовности (вторая часть) и в любви (третья часть). Финал, «оргия разбойников», представляет собой настоящее, от которого уходил в воспоминания романтический герой. Характер музыки: произведение характеризуется жанровостью, близостью к итальянскому фольклору и звукоизобразительностью. Например, первая часть — «Гарольд в горах. Сцены меланхолии, счастья и радости» — тесно связана с итальянской народной музыкой.