3 класс. Урок 19. Тема "Фольклор других народов и стран в музыке отечественных и зарубежных композиторов"
Содержание урока. Тематические линии урока

Отечественные композиторы часто использовали фольклор разных народов в своём творчестве. Некоторые из них создавали обработки народных песен, другие — украшали фольклорными напевами свои сочинения.
М. Глинка первым в России начал делать обработки фольклора для профессиональной сцены. Известны его симфоническая увертюра «Арагонская хота» (испанские фольклорные мелодии) и симфоническая фантазия «Камаринская» (русские народные песни).
А. Бородин включил «Половецкие пляски» в оперу «Князь Игорь».
П. Чайковский был большим знатоком национального русского фольклора. Он  умел вводить в свои музыкальные произведения и виртуозно адаптировал, создавал стилизации на фольклорные темы. В балете «Щелкунчик» есть танцевальные номера с фольклором разных народов: «Шоколад» (испанский), «Кофе» (арабский), «Чай» (китайский), «Трепак» (русский), «Танец марципана» (датский).
Н. Римский-Корсаков собирал и записывал русские народные песни и потом их «гармонизировал». Стремясь «говорить чистым языком русской народной музыки», Римский-Корсаков делал вариации на тему песен и возвращал их музыкально обогащёнными народу.

Зарубежные композиторы также обращались к фольклору.
Богуслав Мартину обращался к чешской национальной поэтике, чешскому фольклору и его текстовому материалу: балет «Шпаличек» (1933), оперы «Легенды о Марии» (1934), «Театр за воротами» (1935–1936), цикл сочинений на народные тексты для смешанного и детского хора, солиста и малого оркестра «Букет» (1937) и другие.
Дариус Мийо в своём творчестве уделял важное место фольклору Прованса — родины композитора. Среди фольклорных сочинений Мийо особое место принадлежит «Провансальской сюите» для хора и оркестра (1936), в которой представлен сплав народного и профессионального искусства Франции различных эпох.

С.В.Рахманинов романс «Не пой, красавица, при мне»  на стихи Александра Сергеевича Пушкина.  Произведение — образец русской камерно-вокальной лирики конца XIX века, пример драматизации формы восточного романса. Фортепианное вступление — излагается восточная мелодия на фоне ритмизованного органного пункта тоники в басу и нисходящих по полутонам аккордов в средних голосах.  Начальная тема, пронизывающая всю музыкальную ткань романса и символизирующая «песнь Грузии печальной», которая пробуждает воспоминания героя.
Вторая тема — появляется в фортепианной интерлюдии между первой и второй строфами, её ниспадающий каскад звуков в широком диапазоне рисует образ пленительной красавицы, но одновременно передаёт и вспышку отчаяния в душе героя.
Вокальная партия — сочетает кантилену и декламацию, выражает сложную гамму чувств лирического героя — от меланхолии и тоски до страстного протеста и отчаяния.

Сергей Рахманинов, симфоническая поэма «Каприччио на цыганские темы». Рахманинов при выборе тематического материала старался находить образцы напевов, наиболее близкие к фольклорному первоисточнику. В поэме практически нет мелодий романсного склада, занимавших значительное место в репертуаре цыганских певцов. В поэме три основных раздела:
Первый раздел — тема, интонационно напоминающая начало «Песни о молдавских цыганах». После первого краткого проведения тема ускоряется вдвое и превращается в стремительную пляску с характерными для цыганских плясовых напевов акцентированными синкопами в звучании оркестрового тутти.
Второй раздел — тема, в которой узнаётся мелодия «Цыганочки», но значительно облагороженная композитором. В светлом звучании флейты на лёгком, прозрачном фоне тремолирующих скрипок и арфы тема приобретает характер нежной лирической грации.
Третий раздел — оживлённая плясовая тема русского склада, принадлежащая к группе русских городских народных песен, вошедших в репертуар цыганских хоров в XIX веке. Сначала тема проводится несколько раз в различном темброво-оркестровом освещении и с небольшими вариантами, не затрагивающими её основного характера.

Гектор Берлиоз симфония для оркестра с солирующим альтом «Гарольд в Италии». Сюжет рассказывает о паломнике Гарольде. который ищет себя в разных сферах: в природе (первая часть), в духовности (вторая часть) и в любви (третья часть). Финал, «оргия разбойников», представляет собой настоящее, от которого уходил в воспоминания романтический герой.  Характер музыки: произведение характеризуется жанровостью, близостью к итальянскому фольклору и звукоизобразительностью. Например, первая часть — «Гарольд в горах. Сцены меланхолии, счастья и радости» — тесно связана с итальянской народной музыкой.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Гектор Берлиоз. Симфония для оркестра с солирующим альтом «Гарольд в Италии»
Сергей Рахманинов, симфоническая поэма
«Каприччио на цыганские темы» 
C.В. Рахманинов
«Не пой, красавица при мне»
Музыкальный   материал   для   исполнения
Русская народная песня
"Ой, мороз, мороз, не морозь меня!"
Муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленкова
«Почему медведь зимой спит»
Муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленкова
«Почему медведь зимой спит» (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.