Содержание урока. Тематические линии урока
Циклические формы в музыке — это музыкальные формы, состоящие из нескольких более или менее самостоятельных частей, которые различны в образном содержании, контрастируют по тематизму, темпу, форме, но объединены общим художественным замыслом.
Некоторые виды циклических форм:
- Сонатно-симфонический цикл. К нему относятся жанры симфонии, концерта, сонаты и камерного ансамбля.
- Полифонический цикл (прелюдия и фуга).
- Вокально-инструментальный цикл (камерный вокальный цикл, кантата, оратория, месса).
- Сценический цикл (опера, балет, оперетта, мюзикл).
Инструментальный концерт — музыкальное произведение, написанное для одного или нескольких солирующих инструментов в сопровождении оркестра. Акцент сделан на виртуозной игре музыкантов, вокальная партия не является основным элементом. Формат концертов разный: это может быть сольный концерт с одним инструментом, камерный вечер в исполнении дуэта или трио или масштабный симфонический концерт с десятками участников. Жанр инструментального концерта начал формироваться в XVII веке. Изначально концерт появился в церковной музыке в конце эпохи Возрождения и, вероятно, это слово имело значение «контрастировать» или «бороться», но в эпоху барокко он утвердил свои позиции и стал самым важным типом инструментальной музыки.
Одним из его первооткрывателей был итальянский композитор Антонио Вивальди, написавший сотни концертов, в том числе «Времена года». Развитие жанра продолжилось в XIX веке в творчестве Никколо Паганини, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона, Иоганнеса Брамса, Ференца Листа, Петра Чайковского и других композиторов. В XX веке к жанру концерта композиторы часто обращались: широко известны фортепианные и иные концерты Игоря Стравинского, Сергея Рахманинова, Николая Метнера, Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича и других.
Двумя из самых великих композиторов концертов того времени были Корелли и Вивальди, их творчесво пришлось на конец эпохи барокко и они установили и упрочили концерт как способ продемонстрировать мастерство солиста. Яркие примеры — «Времена года» Вивальди и «Бранденбургские концерты» Баха.
Антонио Вивальди – талантливый скрипач, композитор, дирижер, священнослужитель и педагог. Он создал более 90 опер и 500 роскошных концертов для оркестра и соло инструментов. В течение 200 лет о творениях Вивальди практически не вспоминали в мире музыки. Но шедевры венецианского маэстро были вновь открыты и сегодня относятся к самым популярным классическим произведениям.
«Времена года» А. Вивальди считаются эталоном программной музыки. Каждому концерту предшествует сонет – своего рода литературная программа, которая настраивает слушателя на нужный лад. Кто является сочинителем этих поэтический строк, до сих пор доподлинно неизвестно. Предполагается, что это был сам Вивальди. Любопытно, но все сонеты очень четко соответствуют форме концертов.
В «Весне» перед слушателями разворачивается грандиозная картина ликования, которая вызвана приходом тепла и пробуждением природы. В музыке легко угадывается пение птиц, журчание ручья, раскаты грома, шелест листвы и даже лай собаки.
В «Лете» Вивальди так же блестяще удается воплотить те состояния, которые так хорошо знакомы каждому человеку, изнывающему от зноя –лень и истома. Но вскоре они сменяются оцепенением и страхом, возникающим от ледяных порывов ветра и разбушевавшейся грозы.
В «Осени» маэстро приглашает всех на праздник урожая и мастерски воссоздает все то, что там происходит: скрипач-солист своими пассажами «разливает» по бокалам вино, после чего захмелевшие крестьяне неуверенной походкой и слегка заикаясь, расходятся по домам. Деревня погружается в сон, а утром все отправляются на охоту – музыка живописно «рисует» картину скачки, игру на охотничьих рогах и меткие выстрелы.
В "Зиме" можно услышать и стук зубов от холода, и вой вьюги, и топот ног, помогающий согреться в лютый мороз. Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах.