2 класс. Урок 10. Тема "Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель"
Содержание урока. Тематические линии урока

Скрипка и виолончель — струнно-смычковые музыкальные инструменты, но имеют различия в конструкции, звучании и технике игры. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем, блестящий в верхнем регистре. В маленькой скрипке - более 40 деталей. Звучание скрипки похоже на трепетный человеческий голос.
Скрипка имеет четыре струны, корпус овальной формы с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Верхняя и нижняя деки соединены обечайками, имеют выпуклую форму. В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия — эфы (по форме напоминают латинскую букву f). Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. Распространён приём тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания. Важнейшая часть скрипки - её смычок. Струны для него изготавливают из конского волоса. На Востоке в 8-м веке существовал пятиструнный смычковый инструмент - крота. Уже тогда музыканты перед выступлением натирали смычок смолой, чтобы звук получался плавным, а сам смычок - более прочным. Сейчас для натирания смычка тоже используют твёрдую смолу из сока хвойных деревьев - канифоль.
Гениальные скрипичные мастера. создатели скрипок известны всему миру: Амати, Гварнери, Страдивари.
Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство. 

Никколо Паганини «Каприс №24 ля минор» — заключительный каприс из «24 каприсов» - знаменитое произведение для скрипки соло. Считается одним из самых сложных произведений, когда-либо написанных для скрипки соло. Музыка виртуозная, яркая, изысканная, в которой много разных эмоциональных состояний.
В произведении есть главный герой, которому можно придать такие черты характера, как смелый, решительный, спорящий, порывистый, задумчивый, неспокойный, яркий, гордый.

Лео Делиб «Пиццикато» из балета «Сильвия» французского композитора  имеет весёлый и беззаботный характер. Вторая часть произведения, написанная в темпе meno mosso (менее подвижно), по характеру нежная и задумчивая. Музыка красочна, мелодична и ритмически гибка.

Родственный инструмент скрипке - виолончель.
Родились виолончель и скрипка в Италии почти 500 лет назад.
Виолончель нередко называют басом. В басне И.Крылова «Квартет» упоминается виолончель. толко название ее  - бас: « Ты с басом, Мишенька, садись против альта, я, прима, сяду против вторы…» Речь здесь идёт об ансамбле в который входят 4 инструмента: две скрипки, альт и виолончель. А виолончель назвали «Басом», потому что он самый низкий по звучанию инструмент в квартете.

Виолончель отличается большими размерами, поэтому на виолончели играют сидя, а инструмент стоит на полу, опираясь шпилем. Струн - четыре. Смычок тяжелее и короче скрипичного, состоит из трости, колодки и натянутого конского волоса. Виолончелист должен уметь контролировать вес смычка, угол наклона, давление на струну, чтобы добиться нужного тембра. Особое место занимает артикуляция: отрывистые ноты (стаккато), плавные переходы (легато), акценты. 

Антонио Вивальди. Концерт  для двух виолончелей соль минор. Характер музыки сочетает энергичность, лирику и напряжённое эмоциональное содержание. Это единственный концерт Вивальди для двух виолончелей. В первой части (Allegro) — величественный, торжественный, во второй (Largo) — мягкий, лирический, два солиста и виолончелист-континуо образуют трио для большей звучности низких частот, в третьей (Allegro) — энергичный, с элементами полифонии.
концерт Антонио Вивальди для двух виолончелей соль минор, RV 531.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Н. Паганини
Каприс № 24
Л. Делиб "Пиццикато"
из балета «Сильвия»
Антонио Вивальди. Концерт для двух виолончелей соль минор
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. Савельева. сл. М. Танича
"Из чего наш мир состоит" 
Муз. Савельева. сл. М. Танича
"Из чего наш мир состоит"
 (караоке)
Муз. Л.Бетховен
"Сурок"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.