Содержание урока. Тематические линии урока
Скрипка и виолончель — струнно-смычковые музыкальные инструменты, но имеют различия в конструкции, звучании и технике игры. Тембр скрипки густой в низком регистре, мягкий в среднем, блестящий в верхнем регистре. В маленькой скрипке - более 40 деталей. Звучание скрипки похоже на трепетный человеческий голос.
Скрипка имеет четыре струны, корпус овальной формы с округлыми выемками по бокам, образующими «талию». Верхняя и нижняя деки соединены обечайками, имеют выпуклую форму. В верхней деке проделывают два резонаторных отверстия — эфы (по форме напоминают латинскую букву f). Струны прижимаются четырьмя пальцами левой руки к грифу (большой палец исключён). По струнам водят смычком, находящимся в правой руке играющего. Распространён приём тремоло — быстрое чередование двух звуков или повторение одного и того же звука, создающее эффект дрожания. Важнейшая часть скрипки - её смычок. Струны для него изготавливают из конского волоса. На Востоке в 8-м веке существовал пятиструнный смычковый инструмент - крота. Уже тогда музыканты перед выступлением натирали смычок смолой, чтобы звук получался плавным, а сам смычок - более прочным. Сейчас для натирания смычка тоже используют твёрдую смолу из сока хвойных деревьев - канифоль.
Гениальные скрипичные мастера. создатели скрипок известны всему миру: Амати, Гварнери, Страдивари.
Изготовить смычковый инструмент – тяжелый труд и большое искусство.
Никколо Паганини «Каприс №24 ля минор» — заключительный каприс из «24 каприсов» - знаменитое произведение для скрипки соло. Считается одним из самых сложных произведений, когда-либо написанных для скрипки соло. Музыка виртуозная, яркая, изысканная, в которой много разных эмоциональных состояний.
В произведении есть главный герой, которому можно придать такие черты характера, как смелый, решительный, спорящий, порывистый, задумчивый, неспокойный, яркий, гордый.
Лео Делиб «Пиццикато» из балета «Сильвия» французского композитора имеет весёлый и беззаботный характер. Вторая часть произведения, написанная в темпе meno mosso (менее подвижно), по характеру нежная и задумчивая. Музыка красочна, мелодична и ритмически гибка.
Родственный инструмент скрипке - виолончель.
Родились виолончель и скрипка в Италии почти 500 лет назад.
Виолончель нередко называют басом. В басне И.Крылова «Квартет» упоминается виолончель. толко название ее - бас: « Ты с басом, Мишенька, садись против альта, я, прима, сяду против вторы…» Речь здесь идёт об ансамбле в который входят 4 инструмента: две скрипки, альт и виолончель. А виолончель назвали «Басом», потому что он самый низкий по звучанию инструмент в квартете.
Виолончель отличается большими размерами, поэтому на виолончели играют сидя, а инструмент стоит на полу, опираясь шпилем. Струн - четыре. Смычок тяжелее и короче скрипичного, состоит из трости, колодки и натянутого конского волоса. Виолончелист должен уметь контролировать вес смычка, угол наклона, давление на струну, чтобы добиться нужного тембра. Особое место занимает артикуляция: отрывистые ноты (стаккато), плавные переходы (легато), акценты.
Антонио Вивальди. Концерт для двух виолончелей соль минор. Характер музыки сочетает энергичность, лирику и напряжённое эмоциональное содержание. Это единственный концерт Вивальди для двух виолончелей. В первой части (Allegro) — величественный, торжественный, во второй (Largo) — мягкий, лирический, два солиста и виолончелист-континуо образуют трио для большей звучности низких частот, в третьей (Allegro) — энергичный, с элементами полифонии.
концерт Антонио Вивальди для двух виолончелей соль минор, RV 531.