Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка — зеркало эпохи. "Когда с высоты двух столетий мы смотрим на музыку Баха, она представляется нам грандиозным фундаментом, на котором покоится всё музыкальное творчество нового и новейшего времени, включая нашу современность" - Д.Б. Кабалевский.
Иоганн Себастьян Бах жил и творил в эпоху барокко, писал духовную музыку, его считали большим мастером полифонии — многоголосой музыки.
Бах был гением такого масштаба, что даже сегодня кажется явлением непревзойденным, исключительным Созидать для Бога - была основная цель в жизни композитора, и поэтому его музыкальные произведения вобрали всю мудрость «Святого писания». Религиозная музыка была в центре производства Баха в течение многих лет. Созданные им священные произведения считались не только частью его творчества музыканта, но и истинной преданностью Богу. Иисус Христос у Баха – главный герой и идеал. В этом образе композитор видел олицетворение лучших человеческих качеств: силы духа, верности избранному пути, чистоты помыслов.
Иоганн Себастьян Бах писал свои произведения фактически во всех, кроме оперы, известных в то время музыкальных жанрах. В составленном каталоге его сочинений числятся: 247 произведений для органа, 526 вокальных произведения, 271 произведение для клавесина, 19 сольных произведений для различных инструментов, 31 концерт и сюита для оркестра, 24 дуэта для клавесина с каким-либо другим инструментом, 7 канонов и другие произведения.
Композиции Баха соответствуют стилю барокко того времени. Немецкий композитор сочинил бесчисленные концерты. Барочный стиль Баха характеризовался чрезмерным орнаментом и убранством в его композициях. Бах унаследовал от стиля барокко его широкий диапазон композиций, среди которых он доминировал над кантатами, сонатами и концертами для солистов.
Его могучее влияние сказалось и в творчестве великих композиторов XIX века (Бетховена, Брамса, Вагнера, Глинки, Танеева), и в произведениях выдающихся мастеров XX века (Шостаковича). Образное содержание музыки Баха безгранично в своей широте. Ему одинаково доступно величественное и простое.
Бразильский композитор Эйтор Вила Лобос написал замечательную музыку под общим названием «Бразильские бахианы». В целом, эти «бахианы» представляют собой удивительный «микс» стилизованного Баха и бразильской народной музыки. Ария из 5-й «Бразильской бахианы» стала всемирно известной, ее и у нас можно услышать в самом разном контексте. Вила Лобос умел мечтать и воплощать свои мечты. Может быть, поэтому его музыка говорит с нами так задушевно и так страстно, а главное, искренне. И в арии из «Бразильской бахианы» звучит что-то главное, что так хочет услышать наша душа. Название "ария" в данном случае не имеет никакого отношения к опере. Так во времена Баха называли напевные инструментальные пьесы (это французская традиция). У Баха есть одна очень известная Ария - вторая часть оркестровой сюиты №3. Она наверняка стала моделью для Арии из Пятой бахианы. Только у Баха Вила-Лобос мог научиться искусству плетения из звуков мелодической нити замечательной красоты.