Содержание урока. Тематические линии урока
Сюита - многочастный цикл, состоящий из самостоятельных, контрастных друг другу пьес, объединённых общей художественной идеей, замыслом.
Композиторы-классики и современные композиторы не раз обращали свой взор на животных. Музыкальными красками они создавали яркие портретные зарисовки, передающие голоса птиц, особенности поведения зверей и рыб. Средствами музыкальной выразительности, интонационными особенностями авторы раскрывают и подчёркивают характер каждого персонажа, как бы оживающего в музыке. Вместе с тем они передают своё отношение к ним, свои эмоции.
Музыка может передать или изобразить образ животного, птицы, его походку, движения, характер, голос, это своеобразные «Портреты», выраженные в музыкальных интонациях.
Камиль Сен-Санс – французский композитор. В сюите «Карнавал животных» звучит музыка, передающая повадки животных: рык льва, прыжки антилоп и кенгуру, медленное движение черепахи и так далее. Как композитору удалось все это нарисовать одними лишь звуками
Пьеса "Лебедь" рисует светлый образ гордой и величественной птицы, отображается в красивой певучей мелодии, которая проникновенно звучит в исполнении виолончели на фоне пульсирующе-покачивающего аккомпанемента фортепиано, воспроизводящего рябь на поверхности воды. В этой пьесе создан образ совершенной красоты, неподвластной времени. Классическая чистота и строгость плавной, певучей мелодии, благородный "бархатный" тембр виолончели сделали эту пьесу шедевром. Выразительная пластичность мелодии, её спокойное ритмическое дыхание, уравновешенный и плавный рисунок фраз создают неувядающий лирический образ. Немаловажна и яркая изобразительная деталь: мелодия звучит на фоне спокойных фигураций фортепиано, подражающих лёгкому плеску воды.
"Золотые рыбки" - музыка искрится и переливается волшебными струями. Нежная мелодия скрипок, переливчатые пассажи фортепиано и звон челесты изображают волшебную картину: будто солнце отражаивописной красочностью, волшебным звучанием звенящих тембров. В пьесе изображена игра бликов, преломление света в воде отражено главным образом гармонией. Звуковой материал построен на чередовании аккордов, которые создают впечатление мерцания света. Живописность достигается и при помощью передачи цветовой радуги в музыке. Фактура (звуковые сочетания) пьесы легка, прозрачна, изыскана. Основной звук словно окрашивается в дымчато - нежные тона. Утончённо и хрупко звучат инструменты. Каждый звук флейты повторен, словно эхом, волшебным тембром гармоники в высоком регистре. Это "октавное эхо" создаёт впечатление дробления лучей света и отражения цветных бликов, вспыхивающих в воде. Взаимодействие всех музыкально - изобразительных средств создаёт поистине волшебную, завораживающую картину.
Пьеса "Слон". В пьесах "Слон", "Черепахи", "Пианисты" композитор не только изображает неловкие движения своих персонажей, но и подсмеивается над ними. Для этого он избирает редкий в музыке жанр музыкальной пародии. У Сен-Санса слон... танцует вальс. Этого величественного животного представляет самый низкий по звучанию инструмент симфонического оркестра – контрабас. А мелодия очень изящная, как будто слон танцует. Фортепиано сопровождает соло контрабаса: самый низкий инструмент оркестра, тяжеловесный и малоподвижный, играет вальс пышно, торжественно.