8 класс. Урок 15. Тема. "Симфоническая музыка "
Содержание урока. Тематические линии урока

Симфоническая музыка — это музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. Она охватывает как большие многочастные произведения, наполненные сложным идейно-эмоциональным содержанием, так и небольшие музыкальные пьесы.

Симфония - это большое многочастное музыкальное произведение для оркестра. один из самых сложных жанров музыкального искусства. Слово «симфония» меняло свое значение, приобретало разные характеристики в разные эпохи. В античные времена симфонией называли гармоничное, приятное слуху, сочетание музыкальных звуков. В Древней Греции симфонией считалось совместное пение в унисон, а в Древнем Риме симфонией называли оркестр. В Средние века вся светская музыка носила имя «симфония».
Жанры симфонической музыки:
Симфония — крупное оркестровое произведение, состоящее из четырёх частей, каждая из которых имеет свою тематику и характер.
Концерт — как правило, включает сольную инструментальную партию в сопровождении оркестра. Может быть написан для различных инструментов, таких как фортепиано, скрипка или труба.
Симфоническая поэма — одночастное произведение, которое иллюстрирует какую-либо идею, сюжет или образ.
Оркестровая сюита — набор отдельных частей, объединённых общей темой или настроением.
    
Людвиг ван Бетховен создал девять симфоний. Композитор писал симфонии почти четверть столетия (1800–1824). Симфонии Бетховена помечены только номерами. Лишь две из них носят самостоятельные названия: №3 — «Героическая»; №6 — «Пасторальная». О Героической симфонии Р. Роллан напишет: «речь идет о музыкальном Аустерлице, о завоевании империи. Империя Бетховена длилась дольше, чем империя Наполеона. Потому и достижение ее требовало больше времени, ибо он в себе сочетал и императора и армию…». Вечные образы - силу человеческого духа, творческую мощь, неизбежность смерти и всепобеждающее опьянение жизнью – Бетховен соединил воедино в Героической симфонии и из этого сотворил поэму обо всем великом, что может быть присуще человеку...
Пятая симфония Бетховена, называют "Патетической!, а русский музыкальный критик Серов следующим образом охарактеризовал логику становления и развития ее образов: «Чрез мрак к свету, тяжелая борьба с судьбой и победа в результате». Девятая симфония (ре минор, Op. 125) — последняя завершённая симфония Бетховена. Включает часть Ode an die Freude («Оды к радости») поэмы Фридриха Шиллера, текст которой исполняется солистом и хором в последней части. Это первый образец, когда композитор использовал в симфонии человеческий голос в одном ряду с инструментами.  Таким образом, вбирая в себя и укрупняя человеческие представления о красоте, формируя эстетические идеалы, искусство вбирает в себя накопленную в веках мудрость, которая через мировоззрение творца органически входит в искусство.

Величайшим новатором в симфоническом жанре стал австрийский композитор Франц Шуберт, которого можно назвать одним из основоположников музыкального романтизма, родившийся почти сразу после Французской революции, он впитал новые идеи изменившегося общества и нашел новые пути воплощения этих идей. Шуберт – автор множества песен, и такой же напевностью пронизаны его симфонические темы. Их можно назвать песенными симфониями. Своего рода, обобщением песенного творчества Шуберта, стала его «Неоконченная» симфония № 8. Судьба человека, его размышление о любви и смерти, стремление к идеалу. Лирическая, восьмая симфония Шуберта, словно, подхватывает эстафету поколений героического пафоса Бетховена. Она продолжает и дополняет его темами, важными для всего человечества.

Гектор Берлиоз «Гарольд в Италии» — симфония для оркестра с солирующим альтом по жанру занимает промежуточное место между симфонией и концертом.
Программа — фрагмент поэмы Джорджа Гордона Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Мотивы четвёртой песни поэмы, повествующей о странствиях героя по Италии, сплелись с собственными воспоминаниями композитора об итальянских впечатлениях 1831–1832 годов — о посещении монастырей и народных празднеств, путешествии в Абруццкие горы.
В симфонии четыре части:
«Гарольд в горах. Сцены меланхолии, счастья и радости»;
«Шествие паломников, поющих вечернюю молитву»;
«Серенада горца в Абруццо к своей возлюбленной»;
«Оргия разбойников. Воспоминания о предыдущих сценах».
Использование лейтмотива — солирующий альт соотносится с образом Гарольда, тема, которую исполняет он, появляется во всех четырёх частях, но особых изменений не претерпевает.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с образцами симфонической музыки: программной увертюры, классической 4-частной симфонии;
- освоение основных тем (пропевание, графическая фиксация, пластическое интонирование), наблюдение за процессом развертывания музыкального повествования;
- образно-тематический конспект;
- исполнение (вокализация, пластическое интонирование, графическое моделирование, инструментальное музицирование) фрагментов симфонической музыки;

вариативно:
- посещение концерта (в том числе виртуального) симфонической музыки;
- последующее составление рецензии на концерт
Виды  и формы  деятельности  обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Л.Бетховен
Симфония № 3 "Героическая"
Ф.Шуберт
Симфония №8 "Неоконченная" ч1
Г. Берлиоз 
"Гарольд в Италии"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.И.Корнелюка, сл. Регины Лисиц
«Город, которого нет»
Муз.И.Корнелюка, сл. Регины Лисиц
«Город, которого нет» (караоке)
Муз. Р.Хозак, сл.Е.Агранович
"От героев былых времён"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.