Содержание урока. Тематические линии урока
Симфоническая музыка — это музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. Она охватывает как большие многочастные произведения, наполненные сложным идейно-эмоциональным содержанием, так и небольшие музыкальные пьесы.
Симфония - это большое многочастное музыкальное произведение для оркестра. один из самых сложных жанров музыкального искусства. Слово «симфония» меняло свое значение, приобретало разные характеристики в разные эпохи. В античные времена симфонией называли гармоничное, приятное слуху, сочетание музыкальных звуков. В Древней Греции симфонией считалось совместное пение в унисон, а в Древнем Риме симфонией называли оркестр. В Средние века вся светская музыка носила имя «симфония».
Жанры симфонической музыки:
Симфония — крупное оркестровое произведение, состоящее из четырёх частей, каждая из которых имеет свою тематику и характер.
Концерт — как правило, включает сольную инструментальную партию в сопровождении оркестра. Может быть написан для различных инструментов, таких как фортепиано, скрипка или труба.
Симфоническая поэма — одночастное произведение, которое иллюстрирует какую-либо идею, сюжет или образ.
Оркестровая сюита — набор отдельных частей, объединённых общей темой или настроением.
В жанре симфонии решает жизненно важные вопросы своей эпохи великий русский композитор П. И. Чайковский. Его перу принадлежит 6 симфоний. И каждая удивляет глубиной и разнообразием образов. В них есть и русские пейзажи, и зарисовки народного быта, светлые лирические мечты и философские размышления. Трагические роковые вопросы бытия воплотились в Симфонии № 5 Чайковского. Написанная в форме сонатного аллегро, 1 ч. этой симфонии открывается сумрачным зловещим вступлением. Скорбная покорность звучит в мрачной поступи рока, фатума и темы судьбы. Главная партия, словно, стремится сбросить с себя эти оковы и герою как будто удается освободиться от них. В побочной партии проглядывается луч света. «Полнейшее преклонение перед судьбой... перед неисповедимым предначертанием, — пишет об этом музыкальном образе Чайковский в своих черновиках. — Сомнения, жалобы, упреки...» Главная партия первой части — снова марш, уже более решительный, но тоже сумрачный и тревожный. Движение порывисто, ритмика обострена Постепенно колорит светлеет, набирает силу, становится все более мощным музыкальный поток, скоро достигающий действенной кульминации. Тема рока в финале превращается в ликующий марш. Каждый вправе услышать свой финал великой симфонии.
Одним из первых выходит за рамки традиционной тональности представитель музыкального символизма Александр Скрябин. Если раньше для композитора считалось непозволительным нарушать правила классической гармонии, то Скрябин решился ими пренебречь. В его знаменитой симфонической поэме «Прометей» центральным элементом является шестизвучный аккорд, из которого рождается и мелодика, и гармоническое развитие.
Скрябин был первым композитором, который использовал светомузыку. По его задумке, музыку в поэме «Прометей» стоит рассматривать в единстве с цветовым спектром. С этой целью он включил в партитуру партию световой клавиатуры. Это была одна из первых попыток воплощения синтеза искусств в таком жанре, как инструментальная музыка.
Клод Дебюсси «Празднества» — вторая часть симфонического цикла «Ноктюрны» французского композитора Клода Дебюсси. Это изображение торжественного шествия, уличного ликования веселящейся толпы. Существует версия, что в «Празднествах» отразились воспоминания о визите Николая II во Францию и о торжественной встрече, устроенной российскому императору в Париже. Пьеса строится композитором как сцена, в которой сопоставляются два музыкальных жанра — танец и марш. Яркое ритмическое вступление струнных рисует оживлённую картину праздника. В средней части будто слышится приближение парада, сопровождаемое медными и деревянными духовыми. Звучание всего оркестра постепенно нарастает и выливается в кульминацию. Реприза вместе с кодой создаёт эффект «удаления» шествия: здесь проходят почти все темы «Празднеств», но лишь как отголоски.
Задорные мелодии и стремительные ритмы, что создаёт жизнерадостное и праздничное настроение.