Содержание урока. Тематические линии урока
Симфоническая музыка — музыка, предназначенная для исполнения симфоническим оркестром. Симфонической композицией могут быть и произведения, написанные для иных составов исполнителей (вплоть до малых ансамблей) или для отдельных солирующих инструментов.
Дух совсем другой эпохи, бодрость, энергия и сила звучит в музыке С. Прокофьева. Этого композитора называли восторженным певцом жизни, солнца и молодости. Его музыка дала людям ту радость и свет, которых им часто не достает. Говорил о своем великом современнике другой композитор XX в. Д. Б. Кабалевский: «Симфония № 1 имеет название «Классическая» и это не случайно. Ведь с точки зрения формы, композитор придерживается в ней строгих классических традиций. Ее отличает и скромная по меркам XX в. почти прозрачная оркестровка, изысканность мелодии скрипок в сопровождении фагота придает симфонии гайдновскую изящность и жизнерадостность». В некоторых темах симфонии угадываются черты танцевальных жанров 18 в., но прокофьевский гавот перепутать с музыкой венских классиков невозможно. Здесь уже звучит совершенно другой музыкальный язык с острыми, стремительными и яркими интонациями. Акценты и сопоставления, дерзкие гармонии предрасполагают к новой пластике движений. Не случайно, на музыку Симфонии № 1 так часто создавались авангардные хореографические постановки.
Одним из первых выходит за рамки традиционной тональности представитель музыкального символизма Александр Скрябин. Если раньше для композитора считалось непозволительным нарушать правила классической гармонии, то Скрябин решился ими пренебречь. В его знаменитой симфонической поэме «Прометей» центральным элементом является шестизвучный аккорд, из которого рождается и мелодика, и гармоническое развитие.
Скрябин был первым композитором, который использовал светомузыку. По его задумке, музыку в поэме «Прометей» стоит рассматривать в единстве с цветовым спектром. С этой целью он включил в партитуру партию световой клавиатуры. Это была одна из первых попыток воплощения синтеза искусств в таком жанре, как инструментальная музыка.
Современные композиторы продолжают творческий поиск. В своих симфониях они находят новое содержание и новые формы, обращаясь к религиозным темам, истории Отечества, литературной классике. В современных симфониях взаимодействуют различные виды искусств: драма, живопись, кинематограф, хореография, происходит смешение жанров и стилей. Одним из таких примеров современного симфонического искусства является Симфония-действо В. А. Гаврилина «Перезвоны», написанная им по мотивам литературных произведений В. Шукшина.
Яркий стиль современной симфонии проявился в произведении В. Г. Кикты «Фрески Софии Киевской». На языке оркестровых тембров композитор выразил глубоко личное отношение к бессмертному шедевру. В жанре концертной симфонии для арфы с оркестром заговорили старинные фрески древнего храма.
Эволюция симфонической музыки продолжается. Этот жанр впитывает в себя все новые и новые тенденции развития искусства и общества и наверняка еще не раз удивит нас и порадует чем-то необычным за поворотом времени. Эта музыка объединяет прошлое с настоящим, настоящее с будущим. Объединяет и нас – в любви и преданности своей земле, о которой поется в песне современных авторов – «Россия и я». В 20 в. активно развиватлось течение авангард, который произвел настоящую революцию - освобождение звука из плена традиции. Художник Николай Кульбин сказал: «Музыка природы: свет, гром, шум ветра, плеск воды, пение птиц – свободная музыка, как и соловей, не ограничен тонами и полутонами. Он пользуется и четвертями тонов, и осьмыми, и музыкой со свободным выбором звуков».