Содержание урока. Тематические линии урока
Вокальный цикл в музыке — это цикл романсов или песен, объединённых общей поэтической и музыкальной идеей. Вокальные циклы часто основаны на поэтическом тексте, который служит основой для музыкального выражения.
«Прощание с Петербургом» Михаила Глинки на стихи Н. Кукольника для голоса и фортепиано — первая в истории русской вокальной лирики группа романсов, объединённых общей темой и изданных под общим названием. Каждый из 12 романсов по-своему отражает тему странствий и скитаний, рисуя перед слушателем картины русской природы и дальних стран — Испании, Италии, Палестины. Все романсы посвящены близким и знакомым Глинки, в том числе и автору слов — поэту Нестору Кукольнику, с которым Глинка долгое время поддерживал тесные дружеские отношения и который неоднократно создавал тексты на уже готовую музыку композитора.
Г.В.Свиридов «Пушкинский венок» - хоровой концерт Георгия Васильевича Свиридова, состоящий из десяти разноликих частей на стихи А.С. Пушкина. Композитор назвал произведение хоровым концертом, но форма имеет мало общего с традиционным русским хоровым концертом. Композитор взял стихотворения разных лет. В названии концерта отразилась композиционная идея: родственные по смыслу и настроению хоры не стоят рядом, а, соприкасаясь друг с другом на расстоянии, образуют «венок» сложной композиционной цепи. В этом сочинении Свиридов, идя за Пушкиным, расширил границы национального, вместившего отголоски мировых культур. Здесь сказалось свойство русской натуры переплавлять разнообразные впечатления извне в свое, ярко самобытное высказывание. «Великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему. Поэтому, сочиняя музыку, не хотел стилизовать ее под пушкинскую эпоху, а писал тем языком, который у меня сложился. Я не пытался также „осовременить“ Пушкина… а старался лишь идти за ним, в его недостижимую высоту, насколько хватит моих сил», писал Свиридов.
Г. В. Свиридов «Край ты мой заброшенный». Край заброшен по принуждению, беда пришла на русскую землю, и все вынуждены покинуть свои дома, чтобы её защитить. Композитор передает тревогу и безысходность через колокольность. Колокольный звон звучит на протяжении всего произведения, передает тревогу о судьбе родной земли, любовь к ней, будит и созывает людей.