Содержание урока. Тематические линии урока
На смену пышности и высокопарности барокко, непосредственного предшественника классицизма, пришёл стиль, основанный на простоте и естественности. В основу искусства классицизма ( в переводе "Образцовый") положен культ разума – рационализм, стройность и логичность. Идеальным образцом для художников этого направления являлась античная эстетика с её стройной логикой и гармонией. В классицизме разум преобладает над чувствами, индивидуализм не приветствуется, а в любом явлении первостепенную важность обретают общие, типологические черты.
Каждое произведение искусства классицизма должно строиться по строгим канонам. Классицизму присуще строгое деление на «высокие» и «низкие» жанры. «Высокие» сочинения – это произведения, обращающиеся к античным и религиозным сюжетам, написанные торжественным языком, (трагедия, гимн, ода). А «низкие» жанры – те произведения, которые изложены на просторечном языке и отражают народный быт (басня, комедия). Смешивать жанры было недопустимо.
Венские классики - это золотая эпоха классической музыки, которая связана с Веной, столицей Австрии. В течение 18-го и 19-го веков, Вена была центром музыкальной творчества и привлекала множество талантливых композиторов.
Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг Ван Бетховен – три великих имени, вошедших в историю, как венские классики. Композиторы венской школы виртуозно владели самыми разными жанрами музыки – от бытовых песенок до симфоний. Высокий стиль музыки, в котором богатое образное содержание воплощено в простой, но совершенной художественной форме - главная черта творчества венских классиков.
Моцарт – это величайший дар Создателя человечеству. Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы — от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки.
Невозможно найти другого композитора, который бы с таким блеском, как Моцарт, владел самыми разнообразными жанрами и формами: это относится к симфонии и концерту, дивертисменту и квартету, опере и мессе, сонате и трио. За свои неполные 36 лет он написал более 600 произведений. Почти все они являются абсолютными жемчужинами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. За прошедшие 2 века интерес к ним только усиливается. Многие жанры он существенно развил и преобразовал, задав новую планку и ориентиры в искусстве. Музыка Моцарта раскрывает эмоциональный мир человека, рассказывает обо всех сторонах человеческой жизни: возвышенное и обыденное, трагическое и комическое − все это в равной степени характерно для нее.
В его операх «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» драматургия шагнула далеко за пределы традиционных для того времени музыкальных спектаклей.
Сильное драматургическое развитие получает у него симфония. Во многих из них можно увидеть сходство с оперным принципом построения – опора на конфликт, противостояние, сквозное развитие.
Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. Музыка Моцарта стала символом красоты и гармонии. «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки» - писал П.И. Чайковский». В этом образе композитор видел олицетворение лучших человеческих качеств: силы духа, верности избранному пути, чистоты помыслов.
В.А.Моцарт. Симфония №40 Моцарта является одной из самых известных и величественных произведений в мире классической музыки. Это едва ли не самое популярное из сочинений композитора. Симфония написана в лирико-драматическом жанре. Идея симфонии: исповедь человека, поиск душевной гармонии, преодоление жизненных конфликтов. Все внимание композитора сосредоточено на человеческой личности. При этом внутренний мир человека предстает здесь сложным, глубоким: это мир напряженных исканий гармоничности, разумности, ясности. Симфония соль минор Моцарта – одно из самых трагических произведений XVIII века. И не случайно композиторы-романтики выделили именно это произведение из богатейшего музыкального наследия XVIII века как наиболее созвучное их собственному мироощущению.
В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада». «Eine kleine Nachtmusik» (так в оригинале называется произведение) Моцарта близка по своему характеру и строению дивертисменту или сюите. Она полна ликующей радости. Словно после жаркого, душного дня наступил прохладный, освежающий вечер – «serno» также переводится как «теплая погода». Оживленный быстрый темп передает эмоциональный порыв. Мелодия главной темы построена на размашистых взлетах и напоминает живой разговорный диалог, а ритм аккомпанемента подражает счастливо-возбужденной пульсации сердца человека, внезапно получившего прекрасную весть. Невозможно оставаться спокойным во время звучания столь искренней, полной искрящегося смеха музыки. У Моцарта серенада соль-мажор звучит камерно, в исполнении струнного оркестра или квинтета (2 скрипки, альт, виолончель и контрабас).
Вольфганг Амадей Моцарт "Реквием" - грандиозное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра - открывается трагическим, полным смятения и скорби хором. «Лакримоза» (No.6 Lacrimosa, Chor), что значит «слезная», посредством хорового песнопения и звуками музыки восходящей тональности композитор рисует восхождение человеческих душ к божественному трону, восседая на котором, Господь Бог решает их распределение — праведники будут избраны для наследования Рая, а грешники будут низвергнуты в геенну огненную.