6 класс. Урок 24. Тема "Музыкальный образ"
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыкальный образ и мастерство исполнителя тесно связаны, так как именно через исполнение музыкант передаёт слушателю своё видение произведения.
Музыкальный образ — это совокупность звуков и эмоций, которые создают уникальное впечатление у слушателя. Он может быть создан с помощью вокальных и актёрских средств, которые помогают исполнителю передать характер и эмоции персонажа. Мастерство исполнителя заключается в умении раскрыть музыкальный образ, сделать его живым и запоминающимся. 

Для создания музыкального образа композитор использует различные средства музыкальной выразительности, например:
Мелодия — развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Может быть плавной, отрывистой, спокойной и весёлой.
Ритм — равномерное, согласованное чередование коротких и длинных звуков. Например, лиричность произведению придаётся с использованием плавного ритма, взволнованность — прерывистого.
Темп — выражает скорость исполнения, может быть быстрым (аллегро), медленным (адажио) или умеренным (анданте).
Тембр — окраска звука музыкального инструмента или человеческого голоса, придаёт эмоциональный характер музыке.

Римский-Корсаков «Садко», — опера  в семи картинах, либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. Опера «Садко» — произведение эпическое. Отсюда плавное, широко и свободно текущее музыкальное повествование. Опера открывается оркестровым «зачином», который рисует образ «моря-окияна», главенствующий во всем произведении. Образы фантастические охарактеризованы инструментальными средствами, реальные — песенными. Человек и природа в понимании композитора составляют нерасторжимое единство.
В музыке гениально выражено «лирическое волнение» героя; душа Садко раскрывается в общении с природой и выливается в песне, прославляющей ее красоту. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами.
Исключительно своеобразен вокальный язык оперы. Композитор писал: «...что выделяет моего „Садко" из ряда всех моих опер, а может быть, и не только моих, но и опер вообще,— это былинный речитатив.  Речитатив этот — не разговорный язык, а как бы условно-уставный былинный сказ или распев, первообраз которого можно найти в декламации рябининских былин. Проходя красной нитью через всю оперу, речитатив этот сообщает всему произведению тот национальный, былевой характер, который может быть оценен вполне только русским человеком».
Наряду с былинным речитативом в партиях Садко композитор широко применил песенный склад (Любава) и многообразные ариозные формы. В песнях торговых гостей — Веденецкого, Варяжского, Индийского — композитор проявил глубокое постижение иноземной культуры. Мир Руси и Запада, реального и фантастического, земного мира и царства подводного глубоко и своеобразно воплощен в опере.
«Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является русская народная песенность.

Фёдор Иванович Шаляпин. Роль Варяжского гостя в опере «Садко» была одной из первых работ Фёдора Ивановича Шаляпина в Московской частной опере Мамонтова. Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и меценат, был одним из тех художественно одарённых самородков, которые прославили русское искусство конца XIX – начала XX века. Он создал собственный оперный театр, на сцене которого шли оперы современных русских композиторов.  Мамонтов первым разглядел в Шаляпине, застенчивом и неумелом молодом певце, будущее великое дарование и уговорил его перейти из Императорского театра в свою частную труппу. С первых же шагов Шаляпин ощутил поддержку и внимание к каждому своему творческому замыслу. Мамонтов говорил: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!» «Впервые в жизни, ‒ вспоминал Шаляпин, ‒ я почувствовал себя свободным, сильным, способным победить все препятствия. У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все особенные черты моей артистической натуры, моего темперамента».
Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках. Из воспоминаний самого Шаляпина:"…По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова; Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского; Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского и др. 
Федор Шаляпин не только был выдающимся оперным певцом, но и живописцем, графиком, скульптором. Не случайно, что свой грим Шаляпин не доверял никому. Он всегда знал, что ему необходимо для создания изобразительного образа.
..Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина: «Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, - это его… внутренняя гибкость и проникновенность».
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Римский-Корсаков. Опера Садко. Большой театр. Sadko in Bolshoi, Rimsky-Korsakov 
Римский-Корсаков. Песня Варяжского гостя из оперы "Садко". Поет Александр Огнивцев
М.И.Глинка. Опера "Руслан и Людмила"
Ф.И.Шаляпин - Рондо Фарлафа
Ф. Шаляпин - Вниз по матушке по Волге 
исп. Фёдор Шаляпин
Фёдор Шаляпин 
русская народна песня «Дубинушка»
Шаляпин: Песня Варяжского Гостя
Римский-Корсаков "Садко"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Е. Крылатов, сл. Ю. Энтин
«Ты — человек» (караоке)
Муз.Е.Мальцева. сл.Т.Ветрова
"Отмените войну"
Муз. И. и Н. Нужины, сл.Е. Шакирьянова "Защитники отечества"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.