7 класс. Урок 12. Тема "Русский балет" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Театр - это звучащее слово, облаченное в драматургическю форму!
  • «Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Можно сказать, если спектакль немузыкален, неритмичен, значит, это плохой спектакль. Музыка нас учит услышать то, что в театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце».  Ю. А. Завадский

В театральном искусстве выделяют разные жанры, которые отличаются формой и содержанием сценического исполнения. Некоторые из них: драма, комедия, опера и балет.
Драма характеризуется серьёзными эмоциональными конфликтами и напряжённым сюжетом. Основное внимание уделяется развитию характеров персонажей, их взаимодействию друг с другом и с обществом. Виды драмы: трагедия, мелодрама.

Комедия. Основное внимание уделяется смешным ситуациям, комическим персонажам и забавным диалогам. Основная цель — развлекать зрителя и вызывать у него смех.

Опера. Музыкально-театральный жанр, основанный на синтезе музыки, сценического действия и слова. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия.
Некоторые элементы оперы:
Арии — законченные музыкальные произведения, которые поют солисты, так персонажи рассказывают о своих эмоциях.
Речитатив — особый «музыкальный говорок», декламация под музыку, передаёт диалоги или размышления героев.

Балет. Спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет, драматургический замысел, либретто. В XX веке появился бессюжетный балет, драматургия которого основана на развитии, заложенном в музыке.
Основными видами танца являются классический танец и характерный танец, к которому, начиная с XIX века, относятся народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего.

Театральные зрелища возникли в древности (V в. До н.э.). Первые театральные действия включали в себя слово и пение, танец и движение. Музыка и жесты усиливали значение слов, танцы иногда становились самостоятельными номерами. Искусство было синкретичным (от греч. «соединение», единство слова, пения и движения). Авторы древнегреческих трагедий Эсхил, Софокл и Еврипид были не только поэтами, но и музыкантами.
  • Неотъемлемой частью  античной греческой трагедии был хор. Занимая своё место на орхестре, он распевал стихи, осуждая или оправдывая действия главных персонажей. У актёров тоже жест и слово плавно переходили в пение, создавая тем самым максимальную эмоциональную наполненность. В хоре как правило было 12-15 человек, но он действовал от первого лица, подчёркивая тем самым единство народного мнения. 
  • В Средневековье театральность была связана с богослужением, в недрах которого вызревали драматические формы повествования о библейских событиях.
  • В конце XVI в. возник жанр оперы - музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова, сценического действия и музыки.
  • Во Франции во времена Людовика XIII кульминацией придворных празднеств становился балет, местами сопровождающийся пением. Бале́т – вид сценического искусства, спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. Музыкальную основу первых балетов составляли придворные танцы, входившие в старинную сюиту.
  • Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры:  комедия-балет, опера-балет.
  • В 1855 году во Франции зародился ещё один вид музыкального театрального искусства – оперетта. Опере́тта - музыкально-театральный жанр, сценическое произведение и представление, основанное на синтезе слова, сценического действия, музыки и хореографии. Основателем оперетты считается Жак Оффенбах, открывший в 1855 году свой собственный театр «Буфф-Паризьен». В оперетте, в отличие от оперы, не только пели, но и говорили.
  • Во второй половине XIX в. в Америке зарождается жанр музыкального театра - мюзикл, в котором соединились элементы вокала, романтического балета, мелодрамы. мотивы джаза и регтайма.
  • В России родилась рок-опера. Алексей Рыбников «Юнона и Авось» поставленна в 80-е годы в театре Ленкома. В начале 90-х Павел Хомский поставил в театре Моссовета рок-оперу «Иисус Христос - Суперзвезда». 

Музыка в театре является частью театрального искусства, то есть она подчиняется законам спектакля. Отсюда следует, что музыка в спектакле не самоценна, важна ее созвучность с драматическим действием., например, какой-нибудь номер театральной музыки сам по себе не имеет особых музыкальных достоинств, но, написанный для конкретной пьесы, оттеняя игру актеров, производит большое впечатление на зрителя.
Театральная музыка должна быть лаконична, конкретна и сравнительно проста по форме, не нуждается в больших инструментальных массах симфонического оркестра. Существенная особенность театральной музыки: ее воздействие не только на зрителя, но и на творческое состояние актера. Музыка помогает ему сосредоточиться, войти в роль, влияет на творческое воображение.
Музыка часто помогает разобраться в перипетиях сюжета и сложных, запутанных действиях героев. Музыкальное решение спектакля во многом зависит от общей музыкальной культуры режиссера, от того, обладает ли режиссер музыкальным слухом, музыкальной памятью, чувствует ли ритм, умеет ли слушать и понимать музыку, может ли мыслить музыкальными образами. В сочетании с другими средствами она воссоздаёт национальный, исторический и локальный колорит, углубляя характеристики персонажей. Музыка способствует драматической кульминации, подчеркивая переломные моменты в пьесе. В других жанрах произведений она также играет важную роль: в сказочных, фантастических и лирических сценах она подчёркивает всю красоту и полноценность того, что происходит на сцене.

А.П.Бородин. Опера "Князь Игорь". Ария центральная характеристика главного героя. Он охарактеризован как мужественный воин, верный патриот и нежный горячо любящий супруг. Ария построена в трехчастной форме с речитативным вступлением и заключением. Речитатив «Ни сна, ни отдыха измученной душе» вводит в настроение раздумья и мучительнй тоски. Основной раздел начинается со слов «И бранной славы пир веселый». Начальная тема идет в маршевом ритме, мужественная, волевая, патетически приподнятая. Середина этого раздела — «Погибло все» — является наиболее драматическим эпизодом и сопровождается остро диссонантными аккордами и бурными раскатами в оркестре, пердающими всю глубину душевной боли.
Средний раздел арии «Ты одна, голубка-лада» — это обращение к жене. Мелодия лирическая, проникновенная и теплая, опирается на народно-песенные интонации. Репризный раздел — «О дайте, дайте мне свободу. » — более драматичен, чем первый. Тема стремления к свободе звучит здесь с наибольшей страстностью и воодушевлением.

М.П. Мусоргский. Опера "Хованщина". Песня Марфы "Исходила младёшенька" В опере множество песенных мелодий, близких русскому музыкальному фольклору, цитирует композитор и подлинные народные мелодии это - песня Марфы «Исходила младёшенька». Как женщина из народа, обуреваемая человеческими чувствами, она наделяется мелодикой в народном духе.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Роль музыки
в театре
М.П. Мусоргский. Опера "Хованщина"
Песня Марфы "Исходила младёшенька"
А.П.Бородин. Опера "Князь Игорь"
Ария Игоря
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. А.Рыбникова. сл. Ю. Кима
«Песня красной шапочки»
Муз. А.Рыбникова. сл. Ю. Кима
«Песня красной шапочки» (караоке)
Муз.Е.Крылатов, сл.Ю.Энтин
"Прекрасное далеко"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.