Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальная культура классицизма воспевает поступки человека, его эмоции и чувства, над которыми царит разум. Художникам-творцам в их сочинениях присущи логичность мышления, гармония и ясность формы, простота и непринуждённость высказывания.
Каждый из венских классиков обладал яркой, неповторимой индивидуальностью. Гайдн и Бетховен более тяготели к инструментальной музыке – к сонатам, концертам и симфониям. Моцарт был универсален во всем – он с легкостью творил в любом жанре. В плане предпочтений композиторами образных сфер для Гайдна более характерны объективные народно-жанровые зарисовки, пастораль, галантность, Бетховену близка героика и драматизм, а также философичность. Моцарт охватил все существующие образные сферы. У Бетховена - главная тема практически всех произведений - противопоставление человека и судьбы, злого рока, силы, с которой невозможно бороться.
Бетховен - немецкий композитор, которого нередко считают величайшим творцом всех времен. Его творчество относят как к классицизму, так и к романтизму. Бетховен продолжил общую линию развития жанров симфонии, сонаты, квартета. Его трактовка известных форм и жанров отличалась большой свободой, а партитуры требуют большего числа исполнителей и исполнительского мастерства каждого оркестранта. Бетховен творит музыкальное пространство силой ума, собственной волей. Бетховен создавал музыкальные произведения во всех жанрах. Это были сонаты, концерты для фортепиано, скрипки, симфонии, увертюры, одна опера. Всего в его творческом наследии насчитывается более 240 творений. Почти каждое произведение его необъятного творчества стало примером силы воли и духа — того, как человек может преодолеть любые вызовы, которые бросает ему судьба.
Бетховен был пианистом-виртуозом, стал основоположником нового фортепианного стиля, на своих концертах потрясал слушателей неслыханной мощью звучания рояля, демонстрируя все его возможности. Фортепиано в руках музыканта звучало как настоящий оркестр со всеми его оттенками и тембрами — от тремоло струнных до грозных аккордов духовых и ударов литавр. Он написал 32 сонаты для фортепиано разной сложности. Конфликтное содержание впервые появилось в его Восьмой сонате, которая носит подзаголовок "Патетическая", в дальнейшем назовут "темой судьбы" — музыкальный мотив, который вы с легкостью находите во всех трех частях. Знаменитая 14-я, Лунная, посвященная его ученице Джульетте Гвиччарди, в которую был пламенно влюблен. Соната №23 — "Аппассионата", о которой Владимир Ленин говорил: "Ничего не знаю лучше "Аппассионаты". Готов слушать ее каждый день". Соната №21 — "Аврора", одна из сложнейших в репертуаре пианиста, написанная в период, когда сам Бетховен старался избегать людей и все больше и больше обращался к образам природы, где находил утешение.
В симфонии №5 Бетховена раскрывается основная тема бетховенского симфонизма – героика борьбы. Эту идею симфония воплотила в наиболее концентрированном виде, развиваясь «от мрака – к свету, через борьбу – к победе». Отличительной особенностью содержания симфонии является проблема рока, где главнпя тема симфонии - звуковой символ судьбы: «так судьба стучится в дверь».
Конфликт очевиден и его завязка происходит еще в первых тактах. Он сравнивал судьбу с не прошеной гостьей, которая разрушает и врезается клином в привычный мир мечтаний и грез. Мотив судьбы пронизывает композицию с первых таков и помогает сделать цикл наиболее единым и слитным. Жанр произведения - инструментальная драма.
- В первой части экспонируются прямое действие (лирический герой) и контрдействие (судьба) происходит завязка драмы и обострение конфликта. Преобладание и доминирование судьбы над героем, зримая картина упорной, бескомпромиссной борьбы.
- Вторая медленная часть задумывалась композитором как менуэт. В окончательном варианте первая тема напоминает песню, светлую, строгую и сдержанную, а вторая тема - героическая. 2 часть выполняет функцию разрядки нагнетенного противодействия, а также дает начало для формирования облика торжествующего финала.
- Тревожное настроение возвращается в третьей части. Это необычно трактуемое скерцо - вовсе не шутка. Продолжаются столкновения, борьба, начавшаяся в сонатном аллегро первой части. В третьей части конфликт накаляется и развивается до достижения острой стадии. Происходит перелом ситуации в пользу лирического героя. Характеризуется динамическим нарастанием.
- Финал явно формирует позитивный ключ и реализует концепцию «Через борьбу к победе». Ослепительным светом заливает все вокруг начинающийся без перерыва финал. Торжество победы воплощено в аккордах героического марша, усиливая блеск и мощь которого композитор впервые вводит в симфонический оркестр тромбоны, контрафагот и флейту-пикколо.Отражена музыка эпохи Французской революции — марши, шествия, массовые празднества победившего народа. Мотив судьбы звучит как напоминание о прошлой борьбе и, может быть, как предвестие будущего: предстоят еще и схватки и жертвы. Ликующая реприза утверждает победу народа.