Содержание урока. Тематические линии урока
Соединенные Штаты — это плавильный котёл, состоящий из многочисленных этнических групп. Многие из этих народов сумели сохранить свои музыкальные традиции, создав впоследствии американские варианты этих стилей. Каждый народ вносит в музыку свои национальные черты, отражая характер, особенности быта, нравы и традиции. Американская народная музыка охватывает многочисленные музыкальные жанры. Исторически она сформировалась на базе трех культурных источников: американского, европейского и африканского.
Самобытна и оригинальна музыка народов Африки и Северной Америки, давшая развитие особому направлению музыкальной культуры - джазу. Слуху европейца порой трудно уловить особенности строения и тончайшие вариации такой музыки. Её кажущиеся «беспорядочный шум» и «невыносимое однообразие» всё же подчиняются определённым законам, главным из которых является полиритмия - одновременное сочетание двух или более различных ритмов.
Основу джазовых композиций составляют: спиричуэлс (духовные песнопения на тексты Ветхого Завета), блюзы (развлекательная музыка, исполняемая бродячими музыкантами о нелёгкой жизни) рэгтайм (фортепианная танцевальная музыка).
Спиричуэлс. Трогательно-проникновенные религиозные напевы спиричуэлса стали известны лишь к концу XIX века, когда во время научной экспедиции, изучающей быт чернокожих рабов на юге Америки, были записаны народные песни, поразившие своей мелодичностью и одухотворённой красотой. Через некоторое время эти песни впервые прозвучали на концертной эстраде и имели сенсационный успех. Содержание спиричуэле было связано с библейскими сюжетами, в текстах духовных песнопений часто обращались к Богу и пророкам. Но нередко в них включали рассказы о нелёгкой повседневной жизни.
Джорж Гершвин. Видным американским композитором был Джордж Гершвин, родившийся в семье эмигрантов из России. К 25 годам Джордж приобрёл известность как автор эстрадных джазовых песен, оперетт, мюзиклов, не только в Нью-Йорке, но и Лондоне, Париже. Им создана первая национальная опера «Порги и Бесс». Для того, чтобы создать это произведение композитор поселился в бедном негритянском районе и прожил там около года, чтобы лучше понять, как живётся афроамериканцам в Америке. Многие известные композиторы использовали традиции спиричуэле при создании своих произведений, однако замечательное воплощение находят они в опере американского композитора Дж. Гершвина (1898-1937) «Порги и Бесс», проникнутой глубоким сочувствием к негритянской бедноте и любовью к их музыке.
Симфоническая поэма «Американец в Париже» составляет контраст по отношению к предыдущему сочинению Гершвина. Симфоническая поэма Гершвина «Американец в Париже» (1928 г) посвящена его собственным переживаниям во время поездки в Париж и тому, как видит американец столицу Франции со всеми ее звуками и шумами. Композиция остается одним из самых популярных и узнаваемых произведений Гершвина. Для исполнения «Американца в Париже» даже производят специальный музыкальный инструмент — набор из четырёх клаксонов. Гудки изображают шум сигналящих таксистов Парижа и вступают в первые минуты произведения. По мотивам этого сочинения в 1951 г. был снят киномюзикл. Помимо инструментальной музыки, из этой поэмы в фильме были использованы песни из других мюзиклов Гершвина.
Гершвин «Рапсодия в стиле блюз» для фортепиано с оркестром стала визитной карточкой композитора Гершвина. Ныне она с равным успехом исполняется музыкантами как академического, так и джазового направлений. Русское название данного произведения «Голубая рапсодия» возникло под влиянием первичного значения английского слова blue, которое обозначает не только «синий, голубой», но и «грустный, печальный». Поэтому и само слово «блюз» — жанр джазовой музыки — буквально обозначает «грустная мелодия», «тоска», «печаль». Рапсодия была впервые исполнена автором в 1924 г. в Нью-Йорке в сопровождении оркестра Пола Уайтмана. Пьеса была заказана Уайтманом начинающему тогда композитору и музыканту Гершвину как эксперимент по созданию нового музыкального стиля, сочетающего джаз и классическую музыку. Произведение должно было называться «Американская рапсодия», известное нам название было подсказано братом композитора Айрой Гершвином после посещения им художественной выставки англо-американского художника Джеймса Макнейла Уистлера
Регтайм. На пороге XX века родился регтайм, в дальнейшем пробивший себе путь на эстрады всего мира. Это была развлекательная танцевальная музыка, предназначенная для исполнения на фортепиано. Она сочинялась автором и не предусматривала никакой импровизации. Фортепиано стало самым популярным средством развлечения американцев, принадлежащих к различным сословиям: от светских дам до конторских служащих, от жителей западных ранчо до обитателей тесных городских районов.
Спустя некоторое время мотивы и ритмы регтайма стали звучать в сопровождении духовых оркестров, особенно любимых в Америке. Классический регтайм очень прост, он восходит к бытовой американской музыке конца XIX века, главным образом, к маршу для духовых оркестров, к польке, кадрили и др. Популярные мелодии регтайма получили дальнейшее развитие в творчестве К.Дебюсси («Кукольный кукуок из «Детского уголка»), М. Равеля (опера «Дитя и волшебство»), И. Стравинского («Регтайм» и «История солдата»). В настоящее время джаз включает в себя огромное количество стилей и многообразных направлений. Клод Дебюсси Морис Равель Игорь Стравинский.
Кантри. Народные песни в стиле кантри первоначально исполнялись без всякого музыкального аккомпанемента, одним певцом, в высоком тембре звучания и в нос. Позднее такое пение стали сопровождать скрипка и цимбалы (многострунный ударный инструмент), а затем банджо, цимбалы. Интерес к народной музыке в стиле кантри не ослабевает и в настоящее время. Стало хорошей традицией устраивать песенные конкурсы и фестивали не только в Америке, но и в других странах мира, в том числе и у нас в России.
Вестерн. В 30-е годы на исполнение в стиле кантри оказала большое влияние музыка «вестерн», созданная охотниками, ковбоями и шахтёрами. В ней прославляется дикая, первозданная природа, её главным героем становится мужественный и находчивый ковбой. Вестерн прославляет ковбойскую жизнь и непосредственно связан со старинными английскими, шотландскими и ирландскими балладами. На развитие вестерна оказала влияние мексиканская музыка юго-запада Америки.
Элвис Пресли. А в начале 50-х годов на основе романтической музыки кантри, «вестерн» и ритмов блюза родился рок-н-ролл. Творчество Элвиса Пресли - популярного исполнителя такой музыки, способствовало её дальнейшему развитию. Тем не менее музыке в стиле кантри не суждено было исчезнуть, напротив, к началу 60-х годов она пользовалась неизменным успехом и продолжала развивать свои лучшие традиции. Конечно, во многом изменился её характер, добавились и новые музыкальные инструменты: струнные, духовые, ритм-гитара, гавайская гитара.
Леонард Бернстайн «Вестсайдская история» - американский мюзикл 1957 года, адаптация классической пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Действие мюзикла разворачивается в Нью-Йорке середины 1950-х годов и повествует о противостоянии двух уличных банд — «Ракет» (потомков белых эмигрантов) и «Акул» (пуэрториканцев). Главный герой — бывший член «Ракет» Тони, который влюбляется в Марию, сестру Бернардо, лидера «Акул». в результате уличной перепалки Тони погибает, а Мария горько оплакивает свою утраченную любовь. Бернстайн создал музыкальные композиции на основе классической музыки, дополненной латиноамериканскими ритмами и нотками джаза.