Содержание урока. Тематические линии урока
"Музыка начинается тогда, когда слова заканчиваются" (Г. Гейне).
Музыка эпохи романтизма – эпоха в истории европейской профессиональной музыки, охватывающая в основном конец первой четверти XIX века – первое десятилетие XX. Музыкальный романтизм является прямым наследником классицизма, в котором противопоставление мира прекрасных, недостижимых идеалов и повседневности породило драматическую конфликтность, господство трагических мотивов одиночества, безысходности, скитальчества, идеализацию и поэтизацию далёкого прошлого, народного быта, природы.
Главными представителями романтизма в музыке стали Франц Шуберт, Карл Мария фон Вебер, Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Николло Паганини, Ференц Лист, Фредерик Шопен, Роберт Шуман, Иоганнес Брамс.
Романтизм потребовал от композиторов и музыкантов не только тематических, но и технических изменений. Композиторы - романтики стали создателями новых музыкальных жанров, в частности инструментальная маниатюра, новых средств музыкального языка, новых принципов формообразования, происходит индивидуализация мелодики, расширяется тембровая и гармоническая палитра музыки.
Романтизм открыл для слушателя сокровища народного творчества – песни, сказания, легенды, предания, мифы. Никто ранее не обращался к фольклору в таком количестве. Творчество романтиков способствовало развитию музыкальных жанров, связанных со словом. Так появляется, например, романс. В этом проявилось еще одно свойство романтизма – склонность к смешению различных видов искусства.
Основателем романтической музыки принято считать австрийского композитора Франца Шуберта. Особенно ярко его талант проявился в создании песен и симфонических произведений. Он написал свыше 600 песен. Одна из самых ярких его работ – музыкальный цикл «Прекрасная мельничиха», написанный по мотивам стихов В. Мюллера. Самая заметная симфония Шуберта – «Неоконченная», которая, в отличие от классических произведений, состояла из двух частей, а не из четырех. Музыка Шуберта предельно поэтична, отражает богатую фантазию автора и большую гармоническую смелость.
"Таинственный, дьяволический, женственный, мужественный, непонятный, всем понятный трагический Шопен" (С. Рихтер).
Вся многокрасочность романтического мироощущения, все то, что обычно требовало для своего воплощения монументальных композиций (симфоний или опер), у великого польского композитора и пианиста Фридерика шопена выразилось в фортепианной музыке. Своеобразие польского фольклора, его ладов, мелодий, ритмов. пропитало собой всю музыку Шопена.
Главным инструментом в жизни композитора было фортепиано для которого он обогатил его жанры, придавая мелодиям новую фактуру: изменил назначение прелюдии, создал фортепианную балладу, превратил скерцо в самостоятельное произведение, стал основателем жанра инструментальной баллады. При помощи рояля Шопену удается передавать разнообразные настроения души.
Шопен остался в истории музыки как носитель редкостного мелодического дара. Он достиг художественной многогранности в рамках фортепианной музыки. Он не оставил грандиозных музыкальных произведений, но его полонезы, ноктюрны, сонаты, баллады, мазурки, этюды, прелюдии, вальсы — источники красоты и радости.
Сочинения Шопена отличают богатство и разнообразие фактуры, изысканность гармонии благодаря широкому использованию мелодических оборотов польской музыки. Шопен опоэтизировал польские национальные жанры – полонезы и мазурки, наполнил их образное содержание трагическими эмоциями. У Шопена достигает расцвета жанр ноктюрна, мелодия которого нередко носит вокальный характер. Шопен – автор двух циклов этюдов, которые ставят перед исполнителем не только технические, но и высокие художественные задачи. Цикл Прелюдий содержит 24 миниатюры во всех тональностях.
Единственные сочинения с участием оркестра – два фортепианных концерта: e-moll op. 11 и f-moll op. 21 - средоточие трагических эмоций.
Ф Шопен.«Этюд №12» Революционный. У Шопена этюд перестал быть упражнением. Он стал полноценным художественным жанром, как и другие концертные произведения, раскрывающим поэтические образы, мысли, настроения. Отныне этюды стали включаться в концертные программы как серьёзные и выразительные произведения наравне с сонатами, балладами и другими жанрами. С огромной художественной силой в революционном этюде отразились здесь гневный протест и острая душевная боль, охватившие музыканта, когда он узнал о подавлении восстания, вспыхнувшего на его Родине. На фоне грозных волнообразных - «вихревых» - пассажей слышатся страстные возгласы - словно гордые призывы умереть, но не сдаваться в смертельном бою.
Когда они стихают, краткая до-мажорная кода звучит как трагически возвышенное оплакивание гибели героев. По своему страстному эмоциональному накалу «Революционный этюд» родствен героике Бетховена, в особенности финалу его фортепианной сонаты «Аппассионата».
Ф.Шопен. Вальс до-диез минор ор.64 № 2 - элегический вальс-фантазиея или вальс-мечта. На музыку Вальса нередко ставятся балетные миниатюры — поэтичные лирические хореографические сценки, исполняемые балериной и танцовщиком. Переложение этой пьесы для оркестра А. К. Глазунов включил в балет «Шопениана». Проникновенная напевность сочетается с прихотливостью ритмического рисунка при мерном вальсовом аккомпанементе, а мелодическая линия полна непосредственного и изящного кружения. Как и мазурки, полонезы и вальсы Шопена - концертные произведения, не предназначенные для сопровождения танцев.
Шопен – Концерт №2 для фортепиано с оркестром фа минор. Larghetto. Образный характер 1 ч. концерта - мечтательно-грустный, протяжный, служит обоснованием ночного пейзажа. с наигрышами флейты, в которой слышны черты славянской романтической чувствительности. Обаятельная по звучности, легкая и изящная пианистическая фактура сочетается с богатством и юношеской живостью эмоций — грациозная грусть, светлая радость, лирический восторг и, наконец, волевой порыв!
Вторая часть концерта полна виртуозных орнаментов с выразительным речитативом от которого веет народностью, искренней, полной лирического тепла романтикой.
Финал — наиболее целостная и совершенная часть концерта, брызжущего жизнью, радостью, поэзией, где непрерывная устремленность отображает энергию „вечного движения". Целая поэма, сотканная из изящной виртуозности, мечтательной фантастики, праздничного блеска и отзвуков народного танца, все проникнуто лучезарным порывом: в путь, в дорогу, вперед, вперед!