Содержание урока. Тематические линии урока
Исполнительство как особый вид художественной деятельности существует не во всех искусствах. В живописи, например, оно неотделимо от творчества: создать картину — это и значит «исполнить», ее. Произведения искусств, такие как — картина, скульптура, архитектурное сооружение, — не нуждаются, если они не были испорчены ни в каком воссоздании. Но творение живописца или скульптора воплощается в материале, сохраняющем его на века.
Фёдор Иванович Шаляпин. Роль Варяжского гостя в опере «Садко» была одной из первых работ Фёдора Ивановича Шаляпина в Московской частной опере Мамонтова. Савва Иванович Мамонтов, крупный промышленник и меценат, был одним из тех художественно одарённых самородков, которые прославили русское искусство конца XIX – начала XX века. Он создал собственный оперный театр, на сцене которого шли оперы современных русских композиторов. Мамонтов первым разглядел в Шаляпине, застенчивом и неумелом молодом певце, будущее великое дарование и уговорил его перейти из Императорского театра в свою частную труппу. С первых же шагов Шаляпин ощутил поддержку и внимание к каждому своему творческому замыслу. Мамонтов говорил: «Феденька, вы можете делать в этом театре всё что хотите! Если вам нужны костюмы, скажите, и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу, поставим оперу!» «Впервые в жизни, ‒ вспоминал Шаляпин, ‒ я почувствовал себя свободным, сильным, способным победить все препятствия. У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все особенные черты моей артистической натуры, моего темперамента».
Уже в детском возрасте Федор обладал красивым голосом (дискант) и часто подпевал матери, «подлаживая голоса». С девяти лет пел в церковных хорах, пытался научиться играть на скрипке, много читал, но вынужден работать учеником сапожника, токаря, столяра, переплетчика, переписчика. В двенадцать лет участвовал в спектаклях гастролировавшей в Казани труппы в качестве статиста. Неуемная тяга к театру приводила его в различные актерские труппы, с которыми он кочевал по городам Поволжья, Кавказа, Средней Азии, работая то грузчиком, то крючником на пристани, часто голодая и ночуя на скамейках. Из воспоминаний самого Шаляпина:"…По-видимому, и в скромном амплуа хориста я успел выказать мою природную музыкальность и недурные голосовые средства. В 1896 году Шаляпин был приглашен С. Мамонтовым в Московскую частную оперу, где занял ведущее положение и во всей полноте раскрыл свой талант, создав за годы работы в этом театре целую галерею незабываемых образов в русских операх: Иван Грозный в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова; Досифей в «Хованщине» М. Мусоргского; Борис Годунов в одноименной опере М. Мусоргского и др.
Федор Шаляпин не только был выдающимся оперным певцом, но и живописцем, графиком, скульптором. Не случайно, что свой грим Шаляпин не доверял никому. Он всегда знал, что ему необходимо для создания изобразительного образа.
..Известный музыкальный критик Ю. Энгель писал в 1889 г. о голосе Шаляпина: «Голос певца один из самых симпатичных по тембру, какие нам приходилось слышать. Он силен и ровен, хотя по самой своей природе (бас-баритон, высокий бас) звучит на очень низких нотах менее полно, устойчиво и сильно, чем на верхних,… на верху он способен к могучему подъему, к редкому блеску и размаху… Но что представляет характернейшую особенность этого голоса, что возвышает его над десятками других таких или даже лучших по материалу голосов, - это его… внутренняя гибкость и проникновенность».
Алексей Витальевич Архиповский — советский и российский музыкант и композитор, балалаечник-виртуоз. Создал собственный стиль игры на балалайке, совмещая аутентичные, гитарные и свои оригинальные приёмы извлечения звука с «электрификацией» инструмента. В 2011 году попал в российскую книгу рекордов в номинации «Лучший в мире балалаечник». Визитной карточкой артиста принято считать «Золушку» с альбома «Дорога домой».
Вивальди "Времена Года" исп. Филиппов. Илья Илья Филиппов - российский джазовый пианист и дирижер из Ростова-на-Дону. В 2008 был приглашен Народным артистом РФ Георгием Гараняном в свой биг-бенд, в качестве солиста затем назначен на должность художественного руководителя и главного дирижера Биг-бенда Георгия Гараняна. За годы работы руководителем оркестра сделал совместные программы и выступил с такими артистами как Мишель Легран, Бобби Мартинез, Борис Козлов, Шеймус Блейк, Боб Шеппард, Кевин Махогани, Стив Турре, Тим Армакост, Виталий Головнев, Сергей Головня, Игорь Бутман и др.