Содержание урока. Тематические линии урока
Востребованность исполнителей в разные эпохи зависела от множества факторов, В Древней Греции и Риме были как профессиональные музыканты, зарабатывавшие на жизнь своим искусством, так и любители, для которых музыка была частью повседневной культуры и образования. В Средневековье наряду с исполнителями в церкви развивалось творчество трубадуров и труверов, менестрелей и жонглёров, которые в своих песнях воспевали рыцарскую любовь, героизм, а бродячие музыканты развлекали публику на ярмарках, в замках и городах. В эпохи барокко и классицизма ценились исполнители-профессионалы, которые обслуживали жизнь высшего класса или проводили концерты на открытом воздухе для разнообразной публики. В нашу цифровую эпоху музыкальная индустрия изменилась, стриминг-артисты работают с цифровыми платформами и специализируются на создании плейлист-ориентированной музыки — треков, специально оптимизированных для включения в популярные подборки.
В эпоху романтизма музыка всё больше предназначалась и исполнялась для широкой публики — в противоположность системе покровителей-аристократов и концертов, предназначенных для узкого круга специально приглашённых лиц, существовавшей ранее. Стала популярной программная музыка, произведения которой основаны на какой-то внешней идее (истории, теме или стихотворении).
Ярчайшим представителем в эпоху романтизма в музыке был Паганини. Влияние Паганини наиболее ощутимо в области скрипичной музыки, в которой он произвел подлинный переворот. Хотя Никколо Паганини был крупнейшим композитором, одним из основоположников романтизма, но при жизни Паганини было напечатано очень мало его сочинений, а его современники объясняли это боязнью автора к обнаружению многих тайн его виртуозности.
Концерты принесли Паганини мировую славу, на публику он производил потрясающее впечатление. Паганини стал первым музыкантом, который играл концертную программу без нот. Все произведения композитора написаны для скрипки соло или для различных инструментальных ансамблей с участием скрипки.
Произведения композитора и сегодня продолжают пленять слушателей виртуозной стихией, страстностью, беспредельной фантазией в раскрытии инструментальных возможностей скрипки. К наиболее часто исполняемым сочинениям Паганини относится "Кампанелла" ("Колокольчик") - рондо из Второго скрипичного концерта. Музыка Паганини вдохновляла многих композиторов.
В Италии, в муниципалитете Генуи хранится скрипка гениального Паганини, которую он завещал своему родному городу. На ней раз в год, по установленной традиции, играют самые известные скрипачи мира. Паганини называл скрипку «моя пушка» — так музыкант выражал свое участие в национально-освободительном движении Италии, развернувшемся в первой трети XIX в. Неистовое, бунтарское искусство скрипача поднимало патриотические настроения итальянцев, призывало их к борьбе против социального бесправия. За сочувствие движению карбонариев и антиклерикальные высказывания Паганини был прозван «генуэзским якобинцем» и преследовался католическим духовенством. Его концерты нередко запрещались полицией, под надзором которой он находился.
Виртуозность Паганини была фантастической, воздействие ее на слушателей невероятно и необъяснимо. Для современников он казался загадкой, феноменом. Одни считали его гением, другие — шарлатаном; имя его еще при жизни начало обрастать различными фантастическими легендами. Тому, впрочем, немало способствовало своеобразие его «демонической» внешности и романтические, связанные с именами многих знатных женщин, эпизоды биографии.
Некоторые его произведения обработаны для фортепиано Листом, Шуманом, К. Римановским. Мелодии же «Кампанеллы» и Двадцать четвертого каприса легли в основу обработок и вариаций композиторов различных поколений и школ: Листа, Шопена, И. Брамса, С. Рахманинова, В. Лютославского. Сам же романтический образ музыканта запечатлен Г. Гейне в его повести «Флорентийские ночи».
Каприс - это что-то вроде небольшой и очень виртуозной фантазии. Свои 24 каприса Паганини не сочинял за столом, а импровизировал прямо на сцене во время выступления. Это настоящая скрипичная эквилибристика с высокой степенью риска. После смерти Паганини каприсы считались неисполнимыми, и целых сорок лет их никто не играл. Самый известный из них - последний, ля минорный.
Алексей Витальевич Архиповский — советский и российский музыкант и композитор, балалаечник-виртуоз. Создал собственный стиль игры на балалайке, совмещая аутентичные, гитарные и свои оригинальные приёмы извлечения звука с «электрификацией» инструмента. В 2011 году попал в российскую книгу рекордов в номинации «Лучший в мире балалаечник». Визитной карточкой артиста принято считать «Золушку» с альбома «Дорога домой».