6 класс. Урок 19. Тема "Музыкальный фольклор народов Европы"
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыкальный фольклор народов Европы — это обширный пласт традиционной культуры, охватывающий множество стран, народов и этнических групп. Каждый народ имеет свои уникальные музыкальные традиции, которые передаются из поколения в поколение.
Музыкальный фольклор (народные песни, танцы, былины, инструментальные наигрыши) часто используется в творчестве композиторов. Фольклорные жанры обильно цитируются в академической музыке, стилизация народных песен, наигрышей, танцев — излюбленный художественный приём композиторов-классиков.


Ференц Лист в своём творчестве обращался к фольклору, используя народные мелодии, песни и танцы в фортепианных произведениях и симфонических поэмах. Композитор изучал образность, формообразование и средства музыкальной выразительности народного творчества, а также традиционный инструментарий народных исполнителей.
Лист «Венгерские рапсодии» — цикл из 19 произведений для фортепиано, основанный на темах венгерского музыкального фольклора. Лист объединил ряд тем, характерных для западной Венгрии, которые было принято считать народными (хотя на самом деле многие мелодии имели конкретных авторов, их часто исполняли цыганские музыканты). Форма рапсодий порождена традициями венгерского народного музицирования: за медленным, горделивым мужским круговым танцем (лашшу) следует быстрая, темпераментная пляска (фришш). Музыкальный язык рапсодий связан с венгерским фольклором: это выражается в ладовой организации («цыганская гамма»), ритмических особенностях (синкопы, характерный пунктирный ритм в кадансах), строении мелодий (повторение квартовых попевок).
Фактура и приёмы развития  связаны с народным музицированием венгров и особенностей звучания цимбал и иных музыкальных инструментов венгерского народа.

Бедржих Сметана. Симфоническая поэма "Влтава". Композитора, пианиста и дирижера Бедрижиха Сметану называют «чешским Глинкой» не случайно. Его роль в формировании национальной музыкальной школы подобна роли М.Глинки в русской культуре. Сметана, как и Глинка, освоил традиции европейской музыки и на их основе сумел передать дух народного искусства, создать яркие народные образы. Работал композитор в основном в двух жанрах – опере и программной симфонической поэме. 
Симфоническая поэма — жанр симфонической музыки, выражающий романтическую идею синтеза искусств. Это крупное одночастное оркестровое произведение, которое в большинстве случаев подчинено определённому литературному сюжету. Источники программы — литература и живопись, реже — философия или история, картины природы.
«Влтава» — симфоническая поэма Бедржиха Сметаны, одна из шести поэм цикла «Моя родина» (чеш. Má vlast). Написана в ноябре–декабре 1874 года, впервые исполнена 4 апреля 1875 года. Оркестровое произведение программного характера, сюжет которого можно описать словами. В цикле Сметана объединяет форму симфонической поэмы, разработанную Ференцем Листом, с чешскими национальными мотивами. Поэма описывает путь Влтавы — одной из крупнейших чешских рек. Поэма построена как ряд следующих друг за другом картин, которые чередуются с проведениями мотива Влтавы. Предварительно Сметана наметил план поэмы из семи тем: истоки Влтавы, лесная охота, деревенская свадьба, русалки в лунном свете, Святоянские пороги, могучее течение Влтавы и тема Вышеграда.
   Основная мелодия восходит к первой строчке итальянской песни XVII века «La Mantovana».
Вариации темы — она предстаёт то в мажорном варианте, то приобретает черты танцевальности («В серебристом свете луны русалки водят хороводы»).
В развитие темы вплетается тема из предыдущей поэмы — ведь Вышеград стоит на берегу Влтавы.
В Чехии мелодия «Влтавы» считается неофициальным национальным гимном.
В музыке слышится вся красота страны и городов, проникнута интонациями и ритмами чешского фольклора, выразительна, легка и искренна.
Влатва считается неофициальным гимном Чехии.

Бедржих Сметана «Моя Родина» — цикл из шести симфонических поэм, мыслилась симфонически-программная картина, воссоздающая замок Вышеград — крепость первых чешских королей.  Каждая поэма посвящена какой-либо легенде, историческому эпизоду или природе Чехии. 
Каждая поэма — самостоятельное художественное произведение, но между ними существуют образные и тематические связи. 
  • «Вышеград» играет роль эпического пролога, посвящён одноимённому замку в Праге — одной из древнейших достопримечательностей Чехии.
  • «Влтава» описывает одну из крупнейших чешских рек: игриши флейт в начале поэмы изображают спокойное течение Влтавы, звуки труб и валторн — охоту в лесу на её берегах.
  • «Из чешских лугов и лесов» объединяют картины природы, на фоне которых разворачиваются сцены народной жизни. Последние две поэмы тесно связаны друг с другом: 
  • в «Табор» названа в честь южного чешского города Табор, основанного гуситами и служившего их ставкой во время Гуситских войн. Главная тема этого произведения заимствована из гуситского боевого гимна.
  • «Шарка» воскрешает суровый героический эпос, мятежную романтику,  основана на народной чешской легенде о воительнице Шарке.
  • «Бланике» - торжественный эпический эпилог, устанавливает образно-тематические связи с «Вышеградом».
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Выявление характерных интонаций и ритмов в звучании традиционной музыки народов Европы;
- выявление общего и особенного при сравнении изучаемых образцов европейского фольклора и фольклора народов России;
- разучивание и исполнение народных песен, танцев;
- двигательная, ритмическая, интонационная импровизация по мотивам изученных традиций народов Европы (в том числе в форме рондо)
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Ференц Лист
Венгерская рапсодия № 2 
Бедржих Сметана 
цикл симфонических поэм "Моя Родина"
Бедржих Сметана 
Симфоническая поэма "Влтава"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. И. Николаев, сл.И.Резник
"Маленькая страна" 
Муз. И. Николаев, сл.И.Резник
"Маленькая страна" (караоке)
Линн Аренс и Стивен Флаэрти «Вальс Анастасии»
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.