6 класс. 24 урок (учителю)
6 класс. 3 четверть. Тема "Европейская классическая музыка " (10 часов)
24 урок. Тема "Правдивая картина и глубокое понимание действительности. Реализм в опере"
Содержание урока. Тематические линии урока

Реализм возник в середине XIX века как противопоставление романтизму с его экзальтированной идеализацией внутренних переживаний личности.
Основные характерные особенности реализма - изображение реальных героев, характеров, событий, отношений личности с окружающей средой.
Герой реально смотрит на жизнь, на место мечтаний приходит материалистическое восприятие трудностей. Музыка – а в первую очередь музыкальный театр, опера – продемонстрировали возможности реалистического отображения действительности.

В творчестве Верди, одного из величайших музыкальных драматургов XIXв., итальянская опера достигла вершины развития. Крупнейший композитор Италии, убежденный демократ, он был художником социальным, правдивым в раскрытии судеб народа и отдельной личности. В центре его первых опер стояли конфликты национальные, общественные, религиозные — это были гигантские зеркала истории, в которых зрители могли увидеть отражение судьбы своей отчизны. Лучшие произведения можно назвать реалистической музыкальной драмой, сохранившей вместе с тем черты романтизма.
    Его внимание привлекали герои, восстающие против несправедливости, или люди обездоленные, жертвы жестокости. Им — будь то Эрнани или Риголетто, Виолетта или Манрико и многие другие — отданы его симпатии.

Верди воссоздал в операх образы великих поэтов и драматургов — Шиллера, Байрона, Гюго, в поперах: «Отелло», Аида», «Травиата», «Бал-маскарад». Бестящие историко-героические оперы «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Трубадур» посвящены национально-освободительному движению Италии, где личная драма героев тесно связана с общественно-политическими событиями. В лирико-драматичных операх «Риголето» и «Травиата» простой выразительностью музыкального языка Верди удалось глубоко постичь внутренний мир героев, в которых характерны песенность, основанная на итальянской народной музыке, высокий гуманизм, направленный на обличение социальной несправедливости. Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность. Его оперы постоянно в репертуаре оперных театров мира.

Бедржих Сметана. Симфоническая поэма "Влтава". Композитора, пианиста и дирижера Бедрижиха Сметану называют «чешским Глинкой» не случайно. Его роль в формировании национальной музыкальной школы подобна роли М.Глинки в русской культуре. Сметана, как и Глинка, освоил традиции европейской музыки и на их основе сумел передать дух народного искусства, создать яркие народные образы. Работал композитор в основном в двух жанрах – опере и программной симфонической поэме. 
   Симфоническая поэма «Влтава» описывает крупную чешскую реку. Подвиды Чехи, вслушиваетесь в музыку, в которой слышится вся красота страны и городов. Музыка проникнута интонациями и ритмами чешского фольклора, выразительна, легка и искренна. Влатва считается неофициальным гимном Чехии.

Жорж Бизе. Опера "Кармен". "Хабанера". Опера "Кармен" Бизе – образец оперного реализма. Бизе открыл совершенно новый для французского оперного театра жанр - реалистическую музыкальную драму, которая синтезировала лучшие черты других оперных жанров. Идея оперы заключается в утверждении права человека на свободу чувств. В «Кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада, два мировоззрения, две психологии, «несовместимость» которых закономерно приводит к трагическому исходу. 
   Первый сольный номер Кармен - знаменитая Хабанера. Взяв за основу подлинную кубинскую мелодию, Бизе создает образ томный, чувственный, страстный, чему способствуют нисходящее движение по хроматической гамме и свободная непринужденность ритма. Это не только портрет Кармен, но и изложение ее жизненной позиции, своеобразная «декларация» свободной любви.
Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения.
Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно

Сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора. Составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе и т. д.)
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Дж Верди
Опера "Аида" Марш Победителей
Дж. Верди. Опера "Набукко"
Хор рабов-иудеев
Бедржих Сметана 
Симфоническая поэма "Влтава"
Бедржих Сметана 
цикл симфонических поэм "Моя Родина"
Куплеты Эскамильо
из оперы Ж.Бизе “Кармен“
Жорж Бизе
Опера "Кармен". "Хабанера"
Музыкальный   материал   для   исполнения
 Муз.В.Лебедев, сл.Ю.Ряшенцев
"Ланфрен-ланфра" (караоке)
Булат Окуджава
"Музыкант"
Муз.А.Рыбников, сл.Рабиндpанат Тагоp
"Последняя поэма"" 
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.