Содержание урока. Тематические линии урока
Реализм возник в середине XIX века как противопоставление романтизму с его экзальтированной идеализацией внутренних переживаний личности.
Основные характерные особенности реализма - изображение реальных героев, характеров, событий, отношений личности с окружающей средой.
Герой реально смотрит на жизнь, на место мечтаний приходит материалистическое восприятие трудностей. Музыка – а в первую очередь музыкальный театр, опера – продемонстрировали возможности реалистического отображения действительности.
В творчестве Верди, одного из величайших музыкальных драматургов XIXв., итальянская опера достигла вершины развития. Крупнейший композитор Италии, убежденный демократ, он был художником социальным, правдивым в раскрытии судеб народа и отдельной личности. В центре его первых опер стояли конфликты национальные, общественные, религиозные — это были гигантские зеркала истории, в которых зрители могли увидеть отражение судьбы своей отчизны. Лучшие произведения можно назвать реалистической музыкальной драмой, сохранившей вместе с тем черты романтизма.
Его внимание привлекали герои, восстающие против несправедливости, или люди обездоленные, жертвы жестокости. Им — будь то Эрнани или Риголетто, Виолетта или Манрико и многие другие — отданы его симпатии.
Верди воссоздал в операх образы великих поэтов и драматургов — Шиллера, Байрона, Гюго, в поперах: «Отелло», Аида», «Травиата», «Бал-маскарад». Бестящие историко-героические оперы «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Трубадур» посвящены национально-освободительному движению Италии, где личная драма героев тесно связана с общественно-политическими событиями. В лирико-драматичных операх «Риголето» и «Травиата» простой выразительностью музыкального языка Верди удалось глубоко постичь внутренний мир героев, в которых характерны песенность, основанная на итальянской народной музыке, высокий гуманизм, направленный на обличение социальной несправедливости. Демократичность, глубокая человечность творчества Верди принесли ему большую популярность. Его оперы постоянно в репертуаре оперных театров мира.
Бедржих Сметана. Симфоническая поэма "Влтава". Композитора, пианиста и дирижера Бедрижиха Сметану называют «чешским Глинкой» не случайно. Его роль в формировании национальной музыкальной школы подобна роли М.Глинки в русской культуре. Сметана, как и Глинка, освоил традиции европейской музыки и на их основе сумел передать дух народного искусства, создать яркие народные образы. Работал композитор в основном в двух жанрах – опере и программной симфонической поэме.
Симфоническая поэма «Влтава» описывает крупную чешскую реку. Подвиды Чехи, вслушиваетесь в музыку, в которой слышится вся красота страны и городов. Музыка проникнута интонациями и ритмами чешского фольклора, выразительна, легка и искренна. Влатва считается неофициальным гимном Чехии.
Жорж Бизе. Опера "Кармен". "Хабанера". Опера "Кармен" Бизе – образец оперного реализма. Бизе открыл совершенно новый для французского оперного театра жанр - реалистическую музыкальную драму, которая синтезировала лучшие черты других оперных жанров. Идея оперы заключается в утверждении права человека на свободу чувств. В «Кармен» сталкиваются два разных жизненных уклада, два мировоззрения, две психологии, «несовместимость» которых закономерно приводит к трагическому исходу.
Первый сольный номер Кармен - знаменитая Хабанера. Взяв за основу подлинную кубинскую мелодию, Бизе создает образ томный, чувственный, страстный, чему способствуют нисходящее движение по хроматической гамме и свободная непринужденность ритма. Это не только портрет Кармен, но и изложение ее жизненной позиции, своеобразная «декларация» свободной любви.