6 класс. 25 урок (учителю)
6 класс. 3 четверть. Тема "Европейская классическая музыка " (10 часов)
25 урок. Тема "Музыкальный импрессионизм"
Содержание урока. Тематические линии урока

Импрессионизм в музыке берет начало в 90-х годах XIX века. Его родоначальниками считаются такие французские композиторы, как Клод Дебюсси, Эрик Сати, Морис Равель. Главное в музыке композиторов-импрессионистов — передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это сближает музыкальный импрессионизм с искусством поэтов-символистов, для которого характерен культ "невыразимого".
    Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо многочастных симфоний стали культивироваться симфонические эскизы-зарисовки, сочетающие акварельную мягкость звукописи с символистской загадочностью настроений; в фортепианной музыке —  программные миниатюры, основанные на особой технике звукового "резонирования" и картинной пейзажности, ничего личного, только поэтичные картинки  разнообразной природы, поэтической старины, внимание к экзотической и восточной музыке, к сказочным или фантастическим сюжетам.
   Большое внимание уделяли музыкальным ладам, ладам народной, тембровой и гармонической красочности. Гармония больше не зависит от мелодики, давая возможность аккордам звучать свободно, выражая определенное настроение. Импрессионисты сознательно отказываются от классического драматизма. Композиторы используют расширенные гармонические комплексы, отдают предпочтение чистому и контрастному тембровому звучанию. Классическое сочетание ‒ флейта и арфа.

Сильное влияние на творчество импрессионистов оказал М. П. Мусоргский, а именно его использование музыкального языка и выразительных средств, а также Римский-Корсаков своими оркестровыми и гармоническими особенностями, а именно его симфоническая сюита «Шехеразада», и Александр Порфирьевич Бородин сценой из оперы «Князь Игорь» «Половецкие пляски».

Творчество двух крупнейших французских композиторов - импрессионистов Дебюсси и Равеля — самое значительное явление во французской музыке на рубеже XIX и XX столетий глубоко человечного и поэтичного искусства.

К. Дебюсси "Лунный свет". Композитор создает выразительный музыкальный образ —  красивый ночной пейзаж, в котором кроется необыкновенная глубина. Для него лунный пейзаж — это не просто картина природы, а открытость выражаемых чувств, создание чувственного эмоционального образа,  наслаждение жизнью. Созерцая лунный звуковой пейзаж, слушатель «проникает в новую вселенную», где его окружает тонкий звуковой аромат и пленительное очарование лунного света. Воплотив в звуках непостижимость созерцания ночного неба, Клод Дебюсси позволяет раствориться человеку, исчезнуть в бесконечности, создавая тем самым чувство единения человека и природы. Ноктюрн «Лунный свет» весь соткан из переливов мягких звуковых красок, таящих в себе бесконечное количество тончайших оттенков.

К.Дебюсси. "Девушка с волосами цвета льна" - своеобразный «лирический портрет», в котором видна нежность, мягкость, грусть, изысканность. Музыка воплощает идеал вечной женственности и красоты. В ней господствует светлая мечтательность, хотя выражение эмоций носит то более сдержанный и созерцательный характер, то приобретает большую порывистость и эмоциональность.
    Фактура подчеркнуто проста, отличается акварельной прозрачностью. Мелодия развивается спокойно и неторопливо, сопровождаемая мягкими аккордами.  

М.Равель "Игра воды". «Игра воды» — красочное, виртуозное произведение, кажется, что в ней сталкиваются, блестят, играют струи воды, в ней запечатлен гибкий и неостановимый поток. Пьеса, навеянная шумом воды и другими музыкальными звуками, слышными в фонтанах, водопадах и ручьях. Чистый, точно хрустальный колорит музыки создается пассажами в верхнем регистре, то падающими точно капли, то превращающимися в журчащие каскады.
В пьесе «Игры воды» Равель открыл секрет переливчатой техники. Это произведение композитор считал началом всех своих пианистических новшеств. 

Морис Равель. Балет на музыку "Болеро" – симфоническое произведение, созданное по заказу известной балерины Иды Рубинштейн для своего концертного выступления. Трактовка балерины, которая танцевала «Болеро» в костюме цыганки на сцене, изображающей таверну.
     Композитор писал: «Это — танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. «Болеро» — оркестровые вариации, в основе которых краткая мелодия народно-танцевального характера. Четкая ритмическая фигура, отбиваемая малым барабаном со скупым сопровождением альтов и виолончелей пиццикато, открывает пьесу. Она будет звучать непрерывно на протяжении всего балета. Извилистая, упругая мелодия четко делится надвое, причем вторая ее часть приобретает страстно-страдальческий характер. Эта мелодия, переходя от инструмента к инструменту, приобретает все большую мощь. Неуклонное оркестровое крещендо приводит к грандиозной кульминации в конце. В высшей точке кульминации все резко обрывается. Партитуру «Болеро» называют «чудом оркестровки». .

Сопереживание музыкальному образу, идентификация с лирическим героем произведения.
Узнавание на слух мелодий, интонаций, ритмов, элементов музыкального языка изучаемых классических произведений, умение напеть их наиболее яркие темы, ритмо-интонации.
Разучивание, исполнение не менее одного вокального произведения, сочинённого композитором-классиком, художественная интерпретация его музыкального образа.
Музыкальная викторина на знание музыки, названий и авторов изученных произведений.
На выбор или факультативно

Сочинение музыки, импровизация; литературное, художественное творчество, созвучное кругу образов изучаемого композитора. Составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм (только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе и т. д.)
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Импрессионизм в живописи
и музыке
К. Дебюсси
"Лунный свет"
К.Дебюсси.
"Девушка с волосами цвета льна"
Музыка импрессионизма
Клод Дебюсси. Морис Равель
М.Равель
"Игра воды"
Морис Равель
Балет на музыку "Болеро"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Булат Окуджава
"Музыкант"
Муз.А.Рыбников, сл.Рабиндpанат Тагоp
"Последняя поэма"
 Муз.А.Рыбников, сл.Рабиндpанат Тагоp
"Последняя поэма" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.