Содержание урока. Тематические линии урока
Храмовый синтез искусств — это единство различных видов искусства (архитектуры, живописи, скульптуры, музыки, пения, декоративно-прикладного искусства) в пространстве храма, создающее целостный художественный образ. В храме все виды искусства взаимодействуют, дополняют и усиливают друг друга, чтобы передать духовное содержание богослужения.
Архитектура — основа синтеза пространственных искусств. В византийской традиции купольная конструкция храма служила небесным символом, а мозаики и фрески раскрывали богословские концепции. В мусульманском храме (мечети) купол символизирует единого Бога (Аллаха), а минарет (башня около мечети) — его пророка (Магомета).
Живопись (иконы, монументальная живопись — фрески, мозаики) создаёт атмосферу и символическое содержание храмов. Монументальные росписи заполняют почти все стены и своды храма, помогают человеку почувствовать, что он не отчуждён от мира истины и совершенства. Иконостас раскрывает духовную сущность того, что совершается в алтаре, показывает, каким становится человек, соединяющийся с Богом.
Скульптура усиливает выразительность стенной плоскости, делает её более «звучной». Около иконостаса устанавливались «большемерные» скульптуры святых в специальных киотах. Надпрестольные сени, амвоны и аналои украшались орнаментальной и фигуративной резьбой, представляя собой сложные, пространственно-ёмкие сооружения, обычно связанные с храмовым комплексом в единое целое.
Музыка — неотъемлемая часть храмового синтеза искусств. Она не просто сопровождает богослужение, а является его неотъемлемой частью, выражая молитвенные чувства верующих и создавая особую атмосферу духовности и благоговения. Некоторые функции музыки в храме:
euroki.org
Молитвенная — музыка помогает верующим углубиться в молитву, сосредоточиться на духовном содержании богослужения.
Катартическая — возвышенная музыка очищает душу от всего суетного и мирского, вызывая чувства покаяния, смирения и любви к Богу.
Коммуникативная — музыка объединяет верующих в едином молитвенном порыве, создавая чувство общности и соборности.
Древнее церковное пение на Руси было одноголосным и без сопровождения. Такое пение без сопровождения называется «а капелла». Нот в привычном понимании не существовало. Мелодия обозначалась специальными значками. Они назывались «знаменами». Отсюда и пошло название знаменного пения.
Знаменный распев – это сплав византийской культуры с русскими народными традициями. Один из известных распевов: «Покаяния отверзи ми двери». Знаменный распев – это музыка сосредоточения, погружения. Звучит величественно и строго. Голоса звучат в унисон.
Унисон – это одновременное звучание двух или нескольких звуков одной высоты или одинаковых звуков в разных октавах.
С XV века появляется многоголосная церковная музыка.
Многоголосие – это склад музыки, основанный на одновременном сочетании в музыкальном произведении нескольких мелодических голосов.
В семнадцатом веке на русских музыкантов стала оказывать влияние музыка Западной Европы. Старая культура одноголосного знаменного пения стала вытесняться новой, многоголосной. Вершиной многоголосного церковного пения считается духовный концерт. Этот жанр появился на Руси в XVIII веке.
На Руси закрепилось два музыкальных течения: светская музыка – всё многообразие русского народного творчества: лирические и плясовые, частушки и плачи, обрядовые и исторические песни. А после Крещения Руси появилась и стала развиваться духовная музыка, сначала одноголосная, а затем и многоголосная, постепенно вбирая в себя интонации русских лирических протяжных песен. Вершиной духовной многоголосной музыки стал духовный концерт, как жанр русской церковной музыки. Вместо пения протяжённого причастного стиха на литургии за богослужением стали исполняться виртуозные хоровые сочинения — чаще всего на тексты псалмов, а также отдельных молитвословий, песнопений праздников. Духовные концерты создавались композиторами эпохи русского барокко, русского классицизма, представителями Нового направления в 20 в.
Духовный концерт это музыкальное произведение духовного содержания, полифонического склада, для хора, солистов, состоящее из нескольких частей.
Максим Березовский - автор духовных концертов, среди которых наиболее популярен “Не отвержи мене во время старости”. Березовский соединил в своем творчестве западноевропейскую музыкальную культуру с традициями русского хорового пения. Основная тема концерта - мольба к Богу о поддержке и защите в скорбное время надвигающейся старости. Концерт написан на текст одного из псалмов Давида из Ветхого Завета. Музыка звучит «а капелла», то есть без музыкального сопровождения; инструментами выступают голоса самих хористов. характер произведения печальный, даже трагический, возвышенный.
Существует предположение, что концерт был создан для императрицы Елизаветы Петровны, тяжело переживавшей наступление старости.