Содержание урока. Тематические линии урока
Импрессионизм в музыке берет начало в 90-х годах XIX века. Его родоначальниками считаются такие французские композиторы, как Клод Дебюсси, Эрик Сати, Морис Равель. Главное в музыке композиторов-импрессионистов — передача настроений, приобретающих значение символов, фиксация едва уловимых психологических состояний, вызванных созерцанием внешнего мира. Это сближает музыкальный импрессионизм с искусством поэтов-символистов, для которого характерен культ "невыразимого".
Эстетика импрессионизма воздействовала на все основные жанры музыки: вместо многочастных симфоний стали культивироваться симфонические эскизы-зарисовки, сочетающие акварельную мягкость звукописи с символистской загадочностью настроений; в фортепианной музыке — программные миниатюры, основанные на особой технике звукового "резонирования" и картинной пейзажности, ничего личного, только поэтичные картинки разнообразной природы, поэтической старины, внимание к экзотической и восточной музыке, к сказочным или фантастическим сюжетам.
Большое внимание уделяли музыкальным ладам, ладам народной, тембровой и гармонической красочности. Гармония больше не зависит от мелодики, давая возможность аккордам звучать свободно, выражая определенное настроение. Импрессионисты сознательно отказываются от классического драматизма. Композиторы используют расширенные гармонические комплексы, отдают предпочтение чистому и контрастному тембровому звучанию. Классическое сочетание ‒ флейта и арфа.
Сильное влияние на творчество импрессионистов оказал М. П. Мусоргский, а именно его использование музыкального языка и выразительных средств, а также Римский-Корсаков своими оркестровыми и гармоническими особенностями, а именно его симфоническая сюита «Шехеразада», и Александр Порфирьевич Бородин сценой из оперы «Князь Игорь» «Половецкие пляски».
Творчество двух крупнейших французских композиторов - импрессионистов Дебюсси и Равеля — самое значительное явление во французской музыке на рубеже XIX и XX столетий глубоко человечного и поэтичного искусства.
К. Дебюсси "Лунный свет". Композитор создает выразительный музыкальный образ — красивый ночной пейзаж, в котором кроется необыкновенная глубина. Для него лунный пейзаж — это не просто картина природы, а открытость выражаемых чувств, создание чувственного эмоционального образа, наслаждение жизнью. Созерцая лунный звуковой пейзаж, слушатель «проникает в новую вселенную», где его окружает тонкий звуковой аромат и пленительное очарование лунного света. Воплотив в звуках непостижимость созерцания ночного неба, Клод Дебюсси позволяет раствориться человеку, исчезнуть в бесконечности, создавая тем самым чувство единения человека и природы. Ноктюрн «Лунный свет» весь соткан из переливов мягких звуковых красок, таящих в себе бесконечное количество тончайших оттенков.
К.Дебюсси. "Девушка с волосами цвета льна" - своеобразный «лирический портрет», в котором видна нежность, мягкость, грусть, изысканность. Музыка воплощает идеал вечной женственности и красоты. В ней господствует светлая мечтательность, хотя выражение эмоций носит то более сдержанный и созерцательный характер, то приобретает большую порывистость и эмоциональность.
Фактура подчеркнуто проста, отличается акварельной прозрачностью. Мелодия развивается спокойно и неторопливо, сопровождаемая мягкими аккордами.
М.Равель "Игра воды". «Игра воды» — красочное, виртуозное произведение, кажется, что в ней сталкиваются, блестят, играют струи воды, в ней запечатлен гибкий и неостановимый поток. Пьеса, навеянная шумом воды и другими музыкальными звуками, слышными в фонтанах, водопадах и ручьях. Чистый, точно хрустальный колорит музыки создается пассажами в верхнем регистре, то падающими точно капли, то превращающимися в журчащие каскады.
В пьесе «Игры воды» Равель открыл секрет переливчатой техники. Это произведение композитор считал началом всех своих пианистических новшеств.
Морис Равель. Балет на музыку "Болеро" – симфоническое произведение, созданное по заказу известной балерины Иды Рубинштейн для своего концертного выступления. Трактовка балерины, которая танцевала «Болеро» в костюме цыганки на сцене, изображающей таверну.
Композитор писал: «Это — танец в очень умеренном темпе, совершенно неизменный как мелодически, так гармонически и ритмически, причем ритм непрерывно отбивается барабаном. «Болеро» — оркестровые вариации, в основе которых краткая мелодия народно-танцевального характера. Четкая ритмическая фигура, отбиваемая малым барабаном со скупым сопровождением альтов и виолончелей пиццикато, открывает пьесу. Она будет звучать непрерывно на протяжении всего балета. Извилистая, упругая мелодия четко делится надвое, причем вторая ее часть приобретает страстно-страдальческий характер. Эта мелодия, переходя от инструмента к инструменту, приобретает все большую мощь. Неуклонное оркестровое крещендо приводит к грандиозной кульминации в конце. В высшей точке кульминации все резко обрывается. Партитуру «Болеро» называют «чудом оркестровки». .