6 класс. 4 четверть. Тема "Жанры музыкального искусства" (9 часов)
26 урок. Тема "«Серебряный век» русской музыки"
Содержание урока. Тематические линии урока

«Серебряный век» русской музыки. Серебряный век – это период человеческой истории, на котором заканчивается развитие строгой классики и начинается время смелых экспериментов и совершенно новых подходов. Серебряный век порождал желание создавать новое, это было характерно абсолютно для всех видов человеческой деятельности, начиная от массового производства парфюмерии, заканчивая рождением неоклассицизма в музыке.
    Серебряный век – это атмосфера революционного подъема с ее острыми контрастами, напряженное ожидание перемен вызывают к жизни образы весеннего пробуждения и героического устремления в будущее, бурного протеста и утверждения человеческой воли. Особенно сильно звучат они в музыке Скрябина, Рахманинова.

Творчество Рахманинова связующее звено в непрерывной цепи национальной традиции, хронологически относится к периоду русского искусства, который принято называть «Серебряным веком».
   Основными творческими направлениями искусства этого периода были символизм, авангардизм и модернизм. Но Рахманинов не поддался модным направлениям – диссонанс он отверг категорически. В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки: Литургия св. Иоанна Златоуста, Всенощное бдение, но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
   Сергею Васильевичу выпала судьба стать современником русской революции, которая была отражена в творчестве как «катастрофа», «конец света» и «возмездие» за грех человеческий. В сочинениях композитора сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и умиротворенное созерцание, трепетная настороженность и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженность. Его музыка обладает неистощимым мелодическим и полифоническим богатством. Она впитала русские народные песенные истоки, и некоторые особенности знаменного распева. Во многих его произведениях мы слышим колокольные звоны. Великий русский певец Леонид Собинов говорил: "...Рахманинов - единственная надежда России в области музыки".
   Тема Родины – центральная тема в творчестве Рахманинова. С наибольшей полнотой она воплотилась в его крупных инструментальных сочинениях, особенно во втором и третьем фортепианных концертах.
   Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. Первая часть концерта основана на величавой теме, которая символизирует собой образ Родины. Она невероятно прекрасная и вместе с тем могучая. Концерт открывается очень ярко – тяжелыми аккордами, которые можно сравнить разве что с ударами набата. Они нагнетают напряжение до предела. Сама мелодия развивается неторопливо, медленной поступью, но необычайно напевно. Тема главной партии, которая звучит в оркестре на фоне бурлящих как морской прибой пассажей фортепиано, является одним из замечательнейших образцов гениального мелодического дара Рахманинова. В то же время чувствуется некая напряженность в музыке, которую рассеивает наступление побочной партии. Как обычно, она контрастна главной. Это уже образ любви, счастья с оттенком томления.
   От народной песни идут такие качества рахманиновской мелодики, как широта и плавность дыхания, преобладание диатоничности, ритмическая ровность и размеренность, большая роль поступенного движения и т. д. Вместе с тем мелодии Рахманинова носят, как правило, лирически обобщенный характер и редко обнаруживают в своем строении непосредственное сходство с определенными жанрами народно-песенного творчества.

Рапсодия на тему Паганини (ор. 43, 1934) — нередко рассматривалась именно в этом ключе: как соединение «старого» (стиля, унаследованного Рахманиновым от XIX века и обогащенного в его творчестве) и «нового» (элементов новейшей музыки, джаза, эстрадных жанров). Критики отмечали виртуозность произведения, аллюзии на романтический пианизм Ф. Листа и М. Мошковского. Сегодня, когда споры о «традиционализме» и даже упреки в «старомодности» Рахманинова ушли в прошлое, современность Рапсодии видится совершенно в другом свете.

С.В.Рахманинов. Рапсодия на тему Паганини. Для своего сочинения, написанного в форме вариаций, композитор выбрал тему знаменитого 24-го Каприса для скрипки Н. Паганини. Тема эта — яркий символ эпохи романтизма, но уже в первых вариациях появляется и другая знаменитая тема, тоже заимствованная Рахманиновым — из средневекового католического песнопения Dies Irae («День гнева»).  Обе темы, неся в себе шлейф «старых» смыслов и значений встречаются в Рапсодии Рахманинова и начинают свое загадочное путешествие во времени и пространстве — жанров, стилей, эпох, как 24 эпизода этого путешествия, с яркими событиями и неоднозначным концом - страсть постепенно угасает и на смену её приходит спокойствие и умиротворение.

С.В.Рахманинов. Прелюдия №5 ор. 23. Прелюдия g-moll с маршевыми крайними частями, обрамляющими экспрессивно-лирическую певучую середину. В прелюдии есть мужественная энергия, и воодушевленный порыв, и одновременно тревога перед чем-то неотвратимым, грозно и неумолимо надвигающимся. Жанр марша своеобразно преломлен в первой теме прелюдии, с ее причудливыми, порой даже несколько фантастическими ритмическими очертаниями. Чеканная маршевая поступь соединяется с чертами иронической скерцозности, словно мефистофельская улыбка просвечивает за крадущимися «шагами» темы, из которых потом вырастает суровый, грозно-величественный образ. 

С.В.Рахманинов. Кантата «Весна» Ор. 20. кантата «Весна» на стихотворение Н. А. Некрасова «Зеленый шум». Одночастная кантата, посвященная весеннему обновлению жизни. Первый оркестровый раздел  передает постепенное пробуждение весны. Краткий лейтмотив «зеленого шума», напоминающий мотивы народных весенних «закличек», звучит поначалу в низком регистре, как бы просыпаясь от зимнего оцепенения. Постепенно пробуждаются новые силы, разрастается весенний гомон, и на радостной кульминации вступает хор: «Идет, гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний Шум!» В эту полную света и радости музыку резким диссонансом врывается декламационный рассказ баритона: «Скромна моя хозяюшка Наталья Патрикеевна, Воды не замутит!».
В оркестре несколько раз проходит мрачная, печальная мелодия солирующего английского рожка, сгущаются оркестровые краски. Мучительную тоску помогает передать хор, поющий краткие нисходящие попевки закрытым ртом, а также напряженные гармонии и хроматические пассажи деревянных инструментов, передающие завывание бури. Но после слов монолога солиста «Да вдруг весна подкралася» тихо, словно исподволь, возвращается тема Зеленого Шума. Светлеет колорит. В оркестре появляются переливы флейты, легкие пассажи скрипок — веет дыхание весны. Постепенно разрастаются радостные звучания. Широкое кантиленное пение торжественно и просветленно передает основную мысль произведения: «Люби, покуда любится, Терпи, покуда терпится, Прощай, пока прощается, И — Бог тебе судья!».
Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.
Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной наглядной схемы.
Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров.

На выбор или факультативно
Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т. п.).
Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.
Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Сергей Рахманинов
Великие имена России
Рахманинов. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. 1 часть.
Очарованный Россией
Фильм к 150-летию С. Рахманинова
 С.В.Рахманинов
Кантата «Весна» Ор. 20
С.В.Рахманинов
Рапсодия на тему Паганини
С.В.Рахманинов
Прелюдия №5 ор. 23 
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Игорь Цветков, сл. Илья Резник
"Золушка"
Муз.Игорь Цветков, сл. Илья Резник
"Золушка" (караоке)
 Муз.А.Рыбников, сл.Рабиндpанат Тагоp
"Последняя поэма" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.