6 класс. 27 урок (учителю)
6 класс. 4 четверть. Тема "Жанры музыкального искусства" (9 часов)
27 урок. Тема "Непобедимая сила духа Александра Скрябина"
Содержание урока. Тематические линии урока

“Хотел бы я родиться мыслью, облететь весь мир и наполнить собою всю Вселенную. Хотел бы я родиться чудной мечтой молодой жизни, движением святого вдохновения, порывом страстного чувства…” (А.Скрябин).
   Музыка Скрябина – замечательная страница Серебряного века русской культуры. Он был гениальным композитором и неповторимым исполнителем своих произведений и вместе с тем обладал своеобразными философскими и эстетическими взглядами. Это не только великий музыкант, но и глубокий мыслитель. Философия Скрябина – это несокрушимая, почти мистическая вера в силу искусства, в его способность преображать людей. В ярких контрастах музыки Скрябина, с её мятежными порывами и созерцательной отрешённостью, чувственным томлением и повелительными возгласами, нашли отражение противоречия сложной предреволюционной эпохи. «Творчество Скрябина было его временем, выраженным в звуках. Смелый новатор, «гениальный искатель новых путей», по словам
Н.Мясковского, «при помощи совершенно нового, небывалого языка он открывает пред нами такие необычайные... эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просветления, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности».
 
А. Н.Скрябин «Революционный» этюд, dis-moll, op. 8 №12. В XIX веке в эпоху романтизма с расцветом виртуозного исполнительства и усовершенствованием музыкальных инструментов развивается новый жанр концертные этюды. Это музыкальное произведение, технические трудности которого подчинены раскрытию художественного замысла композитора. Этюд ре-диез минор Скрябина известен под названием «Революционный», пронизан революционным бунтом, порывом, напряженностью и в то же время радостным ликованием, «одухотворенностью» и нежной лирикой. Это произведение, как и другие произведения Скрябина, являются отображением мировоззрения композитора. Этюд поразил современников неистовством энергии опережавших друг друга звуковых валов, резкими взлетами мелодии, как будто она выкована на наковальнях, а не звучит на рояле.

А. Н.Скрябин «Поэма огня» — самое известное произведение Скрябина, именно во время ее произведения музыка впервые была соединена со светом. Образ огня приобретает смысл грядущего обновления, очистительного пожара. Образ титана, принесшего людям огонь, конечно, не случайно поставлен в заголовке. Произведение имеет и другое название — Поэма огня, где воплощен грандиозный замысел введя свет как новое выразительное средство.
На пианиссимо вступает таинственное, необычное, длительно тянущееся созвучие — «прометеев аккорд». На колышущемся фоне валторны интонируют тему Прометея — суровую, сдержанную и проникновенную. На основных темах-образах строится все одночастное произведение: в противопоставлениях, столкновениях, контрапунктических сплетениях, действенном развитии и борьбе, приводящей к колоссальной кульминации. К мощному звучанию оркестра присоединяется хор, интонирующий без слов отдельные мотивы, напоминающие древние попевки. Его поддерживает и орган. Достигается небывалый экстатический накал. Постепенно звучность спадает, и с нежнейшего пианиссимо в разреженном звучании отдельных инструментов начинается новый подъем, приводящий к мощному, светлому и величественному завершению.

А. Н.Скрябин "Поэма экстаза". Поэма открывается вступлением, основанным на короткой лирической теме томления. Основной раздел произведения начинается с темы мечтаний в экспрессивном звучании солирующего кларнета. Нарастает напряжение, доходящее до первой значительной кульминации. Усиливается динамическое напряжение, с победой ритмов тревожных достигается трагическая кульминация, на которой появляется новая тема — тема протеста в грозном звучании тромбонов. Далее ритмам тревожным противостоит тема воли, затем к ним присоединяется тема наслаждения, интонационно близкая теме возникающих творений. Она растет, привнося все более светлые краски, и, наконец, приводит к победно звучащей теме самоутверждения. Это — основная кульминация поэмы. Звучат тема протеста, ритмы тревожные, тема воли, наконец, тема самоутверждения и оптимистический характер.
Знакомство с творчеством Александра Скрябина. Определение образного мира прослушанных произведений.
Анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.
Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной наглядной схемы.
Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров.

На выбор или факультативно

Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра.
Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.
Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
А. Н.Скрябин
«Революционный» этюд, dis-moll, op. 8 №12
А.Н.Скрябин
"Прометей". "Поэма огня"
А. Н.Скрябин. "Мечты" 
Фортепианный концерт. Этюд dis-moll.
А. Н.Скрябин
"Поэма экстаза"
Александр Скрябин
Концерт для фортепиано с оркестром
А. Н. Скрябин
Двадцать четыре прелюдии, соч. 11
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Игорь Цветков, сл. Илья Резник
"Золушка"
Муз.Игорь Цветков, сл. Илья Резник
"Золушка" (караоке)
 Муз.Стивен Флаэрти, сл.Линн Аренс
Вальс из м\ф "Анастасия"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.