6 класс. 28 урок (учителю)
6 класс. 4 четверть. Тема "Жанры музыкального искусства" (9 часов)
28 урок. Тема "Непобедимые ритмы Сергея Прокофьева"
Содержание урока. Тематические линии урока

Сергей Сергеевич Прокофьев вошел в историю советской и мировой музыкальной культуры как композитор-новатор, создавший глубоко самобытный стиль. Его музыка воплощает гармоническое и радостное ощущение жизни, пронизана духом деятельной энергии. Новаторство композитора заключается в особой энергии движения ритма, котрый ассоциировался в сознании композитора с духом времени. Ритмы Прокофьева, мужественные чеканные, острые, и в то же время простые, неизменно вселяющие в душу слушателя радостные, бодрые мысли и чувства.

Прокофьев оставил огромное творческое наследие практически во всех музыкальных жанрах: 8 опер; 7 балетов; 7 симфоний; 9 фортепианных сонат; 5 фортепианных концертов; 2 скрипичных, 2 виолончельных концерта; 6 кантат; ораторию; 2 вокально-симфонические сюиты; много фортепианных пьес; пьесы для оркестра; камерные сочинения и др. Непреходящая ценность его музыки — в душевной щедрости и доброте, в приверженности высоким гуманистическим идеям, в богатстве художественной выразительности его произведений, яркостью мелодических и гармонических средств, русским национальным характером.
  
С.С.Прокофьев "Петя и Волк". Симфоническая сказка для детей. Специально для детей, на собственный текст, Прокофьев в 1936 году сочинил симфоническую сказку "Петя и Волк". Особенность «Пети и волка» в том, что в ней присутствует чтец, «голос за кадром», который комментирует происходящие музыкальные события. Все это сделано специально для юных слушателей, чтобы облегчить им процесс восприятия событий, рассказываемых на языке музыкальных образов. Сами образы очень яркие, каждому персонажу соответствует свой музыкальный инструмент и своя отличительная музыкальная тема. 

С.С.Прокофьев. Симфония № 1 ("Классическая").  Прокофьев написал симфонию в духе классицизма: в музыке слышатся отголоски изящности Гайдна и жизнерадостности Моцарта. Оживлённая первая часть отмечена лёгкостью оркестровки и вызывает в памяти очарование более раннего музыкального стиля. Изысканная мелодия скрипок, звучащая под ритмичный аккомпанемент фагота, напоминает музыку Гайдна, хотя это произведение – искусная стилизация с множеством гармоний и мелодических оборотов, принадлежавших скорее Прокофьеву и его времени, нежели XVIII веку.
  Музыка полна острых, «колючих» тем, стремительных пассажей, ярких акцентов. Использование особенностей танцевальных жанров (полонеза, менуэта, гавота, галопа), игра тембрами и регистрами (скрипки, флейты), новизна гармоний, внезапные гармонические «дерзости» - всё это с головой выдаёт Прокофьева, особенности его музыкального почерка. В финале звучит ослепительная радость.

С.С.Прокофьев. Балет "Ромео и Джульетта". "Танец рыцарей" - одна из самых знаменитых пьес балета С. Прокофьева "Ромео и Джульетта" - стал своего рода "визитной карточкой" великого композитора. Семьи Монтекки и Капулетти из драмы Шекспира «Ромео и Джульетта» так бы и остались безликими в тени трагедии их детей, если бы не великий русский композитор Сергей Прокофьев, написавший гениальный «Танец рыцарей», в котором ему удалось величественной музыкальной поступью рельефно и запоминающе выразить гордый и воинственный характер отцов двух семейств.  Драматизм и страсть шекспировского произведения Прокофьев сумел передал посредством музыкальных звуков в «Танце рыцарей». 

С.С.Прокофьев. Опера «Любовь к трем апельсинам» – история со счастливым концом. Маг Челий расколдовывает принцессу Нинетту. Принц женится на своей возлюбленной. Клариче, Леандра и Моргану приговаривают к смертной казни. Но им удаётся бежать. Опера «Любовь к трем апельсинам» – первая, которую композитор написал в комическом жанре. Создана она была по заказу Чикагского театра.«Любовь к трем апельсинам» — одна из самых веселых и жизнерадостных опер XX века. Быстрая смена разнохарактерных и вместе с тем рельефно очерченных эпизодов создает непрерывный ток музыки, увлекательный ритм спектакля.

С.С.Прокофьев. Вальс из балета "Золушка". “Сказочная линия” проходит через все творчество Прокофьева от первой, детской оперы “Великан” до балета “Сказ о каменном цветке”, законченного незадолго до смерти. Сказочные образы появляются у композитора в разных жанрах: в фортепианной музыке (“Сказка”, “Сказки старой бабушки”, “Сказочка”, “Шествие кузнечиков”), вокальной (“Гадкий утенок”), в балете (“Сказка про шута, семерых шутов перешутившего”), в опере (“Любовь к трем апельсинам”), а также в симфонической музыке (“Петя и Волк”). Во всех этих произведениях Прокофьев предстает перед нами как мудрый сказочник, увлекательно повествующий о приключениях своих героев, которые всегда заканчиваются победой добра над злом. Душевную щедрость, отзывчивость, человечность он противопоставляет зависти, коварству, эгоизму.
Вальс соль минор исполняется в самом конце, первого действия, звезды несут Золушку на бал . Широк диапазон вальсовой мелодии, гибкой, певучей, стремительно восходящей. Она словно парит в космическом пространстве. Романтическая музыка вальса светла и взволнованна. Она передает состояние Золушки, предчувствующей осуществление мечты. Прокофьев назвал этот вальс «Навстречу счастью».
Знакомство с творчеством Прокофьева. Слушание музыкальных произведений, анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.
Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной наглядной схемы.
Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров.

На выбор или факультативно
Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т. п.).
Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.
Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
С.С.Прокофьев
"Петя и Волк" Симфоническая сказка для детей
С.С.Прокофьев
Симфония № 1 ("Классическая")
С.С.Прокофьев.
Балет "Ромео и Джульетта". "Танец рыцарей"
С.С.Прокофьев
"Сказки старого пианино"
С.С.Прокофьев
Опера «Любовь к трем апельсинам»
С.С.Прокофьев
Вальс из балета "Золушка"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Игорь Цветков, сл. Илья Резник
"Золушка"
Муз.Игорь Цветков, сл. Илья Резник
"Золушка" (караоке)
 Муз.Стивен Флаэрти, сл.Линн Аренс
Вальс из м\ф "Анастасия"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.