6 класс. 29 урок (учителю)
6 класс. 4 четверть. Тема "Жанры музыкального искусства" (9 часов)
29 урок. Тема "Музыка для детей и юношества Дмитрия Шостаковича"
Содержание урока. Тематические линии урока

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – выдающийся советский композитор, педагог и пианист. Он писал музыку практически во всех известных музыкальных жанрах. Будучи настоящим художником, в своих произведения он воспевал силу человеческого духа и яростно обличал зло, насилие, несправедливость. Всё, что мешает человеку быть человеком и жить счастливо, соединяется в творчестве Шостаковича с горячим состраданием людским болям и горестям, с глубокой верой в нравственную стойкость народа. Его искусство было вызвано к жизни эпохой грандиозных социальных потрясений, эпохой рождения нового мира и нового человека. Идейные масштабы творчества, активность мысли автора, какой бы темы он ни касался — философской или психологической, народно-исторической или современной,— глубокая искренность, правдивость художника - во всем этом композитор исходит из заветов русской классики.

Жанровый диапазон творчества Шостаковича очень велик. Он — автор симфоний и инструментальных ансамблей, крупных вокальных форм (оратория, кантата, хоровой цикл) и песен, музыкально-сценических произведений (оперы, балеты, оперетта), музыки к кинофильмам и театральным постановкам, инструментальных концертов и небольших пьес. Свободное владение особенностями каждого из названных жанров сочетается со своеобразной, всегда новой их трактовкой. С момента зарождения советского звукового кино Шостакович — неутомимый, активнейший участник создании звуковых кинофильмов. Он написал музыку к кинофильмам «Встречный», «Трилогия о Максиме», «Человек с ружьем», «Пирогов», «Молодая гвардия», «Мичурин», «Белинский», «Овод», «Гамлет», «Король Лир». Подобно другим великим классикам прошлого и современности, Шостакович входил в искусство как дерзкий новатор, реформатор традиционных жанров и форм, создатель новых выразительных средств, открывающий неведомые прежде пути и перспективы развития музыкального мышления, небывалые возможности художественного познания сущности человека. Музыка Шостаковича отличается глубиной, богатством образного содержания. Большой внутренний мир человека с его мыслями и стремлениями, сомнениями, человека, борющегося против насилия и зла,— вот основная тема Шостаковича, многообразно воплощаемая как в обобщенных лирико-философских произведениях, так и в сочинениях конкретно-исторического содержания.

Как ни широко разнообразие жанров у Шостаковича и как ни велико его мастерство в вокальной сфере, все же основой творчества композитора является инструментальная музыка, и прежде всего симфония. Огромные масштабы содержания, склонность к обобщенному мышлению, острота конфликтов (социальных или психологических), динамичность и строгая логика развития музыкальной мысли — все это определяет его облик как композитора-симфониста.

Д. Шостакович "Музыкальная шкатулка".«Вальс-шутка» - озорная, достойная восхищения композиция, где танцует изящная балерина, партнёр - элегантный кавалер. Механический как из музыкальной шкатулки и монотонный ритм пьесы, а также хрустальный перезвон высоких звуков искрящейся светлой мелодии в воображении сразу рисуют кукольные фигурки, порхающие под нежную музыку этого не совсем обычного вальса. «Вальс-шутка» звучит в очень высоком регистре, отрывисто, прозрачно, изящно, как музыкальная шкатулка. Звонкие и нежные звуки создают впечатление танцующей куколки.

Д.Шостакович "Марш"– пьеса из «Детской тетради». была написана в самом конце Великой Отечественной войны, в 1944—1945 годах, для дочери Галины, которая тогда училась в музыкальной школе. Музыка марша — беззаботная, веселая, с пружинистым упругим ритмом. Мелодия будто игриво «подпрыгивает», придавая звучанию некоторую забавность. В середине пьесы композитор имитирует вступление трубы или горна. Характер пьесы -  озорной, бойкий, игривый, шуточный, под него могут шагать игрушечные солдатики, но очень смелые, решительные, стойкие.

Д.Шостакович «Детская полька». В переводе с чешского означает «половинка шага». Это чешский народный танец, подвижный, сопровождается маленькими прыжками. Позднее от него произошёл бальный танец – более праздничный, задорный. Игрушки танцуют. Сначала тихонько, потом всё смелее, задорней, игривей, веселее. 

Д.Шостакович «Праздничная увертюра» написана для открытия   фонтана «Дружба народов». В обширном бассейне, обрамленном полированным гранитом возвышается фантастический каменный цветок из разноцветных сплавов. В бассейне плещутся бронзовые рыбки и птицы, по бокам - декоративные горки из плодов и овощей. И по ныне эти фонтаны являются украшением выставки. «Праздничную увертюру» впервые исполнили на сцене Большого театра СССР в канун 37-й годовщины Октября, на открытии всесоюзной сельскохозяйственной выставки «заиграл» цветными струями фонтан «Каменный цветок» на возобновившей деятельность ВДНХ.

Д. Шостакович «Русский вальс». Тайн у «Русского вальса» Шостаковича еще очень много,  «щемящее исполнение вальса навевает молодость, звуки духового оркестра в городском саду будят старые воспоминания, потом вдруг прорезываются скрипичные голоса великосветского бала, давно канувшие в прошлое и ставшие чуждыми поколению молодежи, строящего коммунизм». Соло тромбона, исполняющего основную тему вальса в третьей части произведения, является одним из самых популярных классических соло для этого инструмента. Многие считают, что по стилю он совершенно нехарактерен для композитора. Есть предположение, что Дмитрий Дмитриевич будто бы применил при сочинении своего вальса способ компиляции, использовав мотивы  известных композиций: «Амурские волны», «На сопках Манчжурии», «Дунайские волны» и,  разбавил всё это интонациями из музыки Иоганна Штрауса. Главное то, что композитор подарил нам такую изумительную музыку, которая приносит радость и вдохновляет на свершение добрых поступков....

Удивительно романтическая, при этом сдержанная, очень «внутренняя», глубокая музыка — «Романс» из кинофильма «Овод». Этот романс тоже стал жить отдельной жизнью.

Дмитрий Шостакович "Романс" из к/ф Овод - написанный для скрипки соло,  является эталоном мелодизма, лирической кантилены.  Простая и гениальная музыка завораживает. Несмотря на лаконичный музыкальный язык, мелодия пронизана скорбью, сочувствием и состраданием.
Знакомство с творчеством Шостаковича. Определение образного строя произведений. Выделение характерных черт. Слушание музыкальных произведений, анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа. Определение на слух музыкальной формы. 

Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров.

На выбор или факультативно
Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т. п.).
Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.
Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Д. Шостакович
"Музыкальная шкатулка". Вальс шутка 
Д.Шостакович
"Марш"
Д.Шостакович
«Детская полька»
Д.Шостакович
«Праздничная увертюра»
Д. Шостакович
"Вальс"
Дмитрий Шостакович
"Романс" из к/ф Овод
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Игорь Цветков, сл. Илья Резник
"Золушка"
 Муз.Стивен Флаэрти, сл.Линн Аренс
Вальс из м\ф "Анастасия"
Муз.Стивен Флаэрти, сл.Линн Аренс
Вальс из м\ф "Анастасия"
 (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.