Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка цифрового мира —произведения которые сформировались под влиянием цифровых технологий на современную музыкальную культуру, её создание, распространение и восприятие. Цифровые технологии переопределяют ландшафт современной музыки, открывая новые возможности и ставя перед индустрией уникальные вызовы. Музыка цифрового мира создается с использованием цифровых технологий и инструментов. Она может быть записана на компьютере или на специальных аппаратах, таких как синтезаторы и сэмплеры.
В музыке цифрового мира используются различные звуковые эффекты, семплы и сэмплы, которые могут быть созданы из любых звуков, включая звуки природы, голоса людей и животных. Также в цифровой музыке часто используются синтезаторы, которые создают новые звуки из заранее заданных параметров.
Музыка цифрового мира может быть очень разнообразной, от электронной музыки до хип-хопа и рока. Она может содержать элементы других жанров, таких как джаз и блюз, что делает ее еще более интересной и разнообразной.
Одной из главных особенностей музыки цифрового мира является ее доступность. Сегодня многие музыканты могут создавать свои треки и продавать их через интернет. В целом, музыка цифрового мира представляет собой новый вид музыки, который сочетает в себе элементы аналоговой и цифровой музыки. Он позволяет создавать новые звуки и экспериментировать с различными жанрами и стилями.
У Пифагора и его последователей было целое античное учение под названием «Гармония сфер», где говорилось о музыкально-математическом устройстве космоса. Но настоящий бум космической музыки произошёл уже в 20 веке, когда люди поверили, что могут покорить межзвёздное пространство — и сделали это.
«Космическая музыка» вызывает у слушателей глубокие пространственные ощущения, «планетарных образов», «галактических пейзажей», стимулирует созерцательные переживания «космического полёта», «внеземной красоты» и т. д.. Космическая музыка часто является составной частью многих саундтреков к фильмам соответствующей тематики, её используют также при демонстрационных показах в планетариях и других научных учреждениях.
Эдуард Артемьев создал «космическую» музыку в саундтреках к фильмам режиссёра Андрея Тарковского. Музыка к фильму «Солярис» (1972). Артемьев привносит в традиционный комплекс паттернов космоса новые «космические» звучания, отражающие астрономическое представление о физическом космосе, о технике, работающей в космосе, и звуках, которые эта техника издает. «Астрономический» характер образа космоса достигается за счёт протяжённого звучания отдельных разделов произведения, характерной ритмической пульсации, сонорных структур (звуковых пятен, пучков, кластеров) и других средств.
Альбом-компиляция «Solaris. The Mirror. Stalker» (1990). В основу альбома легла электронная музыка из фильмов Тарковского «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер».
Творческую судьбу композитора определила встреча с инженером и математиком Евгением Мурзиным – создателем первого фотоэлектронного синтезатора АНС, названного так в честь Александра Николаевича Скрябина. Уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС привлек группу молодых композиторов, и в отечественной музыке родилось новое направление – направление электронной музыки. Среди первых энтузиастов был и Эдуард Артемьев.
Артемьев известен в первую очередь как создатель авангардистских композиций. В начале 1960-х годов электронными опытами Артемьева заинтересовались кинематографисты.
Важную роль в творческой жизни композитора сыграла встреча с режиссером Андреем Тарковским. Артемьев принял участие в трех фильмах Тарковского – "Солярис" (1972), "Зеркало" (1975) и "Сталкер" (1980). Причем в "Солярисе" Артемьев выступил как создатель всего звукового пространства, а не только как автор собственно музыки, к этому фильму им была создана первая электронная партитура.
Эдуард Артемьев написал музыку к картинам режиссера Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" (1974), "Раба любви" (1975), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1977), "Несколько дней из жизни Обломова" (1979), "Родня" (1981), "Урга: Территория любви" (1991), "Утомленные солнцем" (1994), "12" (2007), "Утомленные солнцем 2: Предстояние" (2010), "Утомленные солнцем 2: Цитадель" (2011), "Солнечный удар" (2014) и др.
Сотрудничество с режиссером Андреем Кончаловским, начатое в "Сибириаде" (1978), продолжилось на сцене парижского театра "Одеон" в чеховской "Чайке" (1989), а также на студиях Голливуда в фильмах "Гомер и Эдди" (1989), "Ближний круг" (1991), мини-сериале "Одиссей" (1997), а затем в России в картинах "Дом дураков" (2002), "Щелкунчик и Крысиный король 3D" (2011), "Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына" (2014) и др.
Эдуард Артемьев – автор музыки к советским детективам "Чисто английское убийство" (1974), "Сыщик" (1979), "ТАСС уполномочен заявить" (1984), "Соучастие в убийстве" (1985), "Визит к Минотавру" (1987), "Вход в лабиринт" (1989), "Палач" (1990).
В 2000-х годах он написал музыку к сериалу "Доктор Живаго" (2005), кинофильмам "Водитель для Веры" (2004), "Никто кроме нас" (2008), "Дом" (2011), "Искупление" (2011), "Тихая застава" (2011), "Легенда №17" (2012), "Герой" (2016) и др.
Артемьев также написал музыку к более 30 театральным постановкам. Среди театральных работ композитора – музыка к спектаклям "Идиот" (1986), "Механическое пианино" (1994), рок-оперы Артемьева "Преступление и наказание" (либретто Андрея Кончаловского, Марка Розовского, Юрия Ряшенцева).
Музыка Артемьева была использована в церемониях открытия и закрытия XXII летних Олимпийских игр в Москве в 1980 году, XXII зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году.