Содержание урока. Тематические линии урока
В начале XIX века на театральной сцене были востребованы комедия и легкость подачи художественного материала. До середины века основным оперным жанром считалась опера-буффа, или комическая опера с небольшим количеством действующих лиц, скромными масштабами, пародиями, подвижностью действия. На пике популярности находилось искусство bel canto (буквально «прекрасное пение»). Оперные певцы и певицы удивляли публику своими виртуозными исполнениями арий так, что зрители забывали о том, что они находятся на спектакле, а не на сольном концерте оперной дивы. В какой-то момент опера превратилась в представление, состоящее из последовательности номеров и музыкальных сцен, не особо связанных между собой.
Джузеппе Верди чувствовал это как никто другой. Как античный скульптор Верди высекал из неотесанной глыбы мрамора прекрасную форму, создавая принципиально новый жанр. Жизнь человека со всеми сложностями, конфликтами, чувствами - тема, которая, по мнению композитора, должна была стать центральной в любом спектакле. Он выбрал путь реализма и следовал ему в своем творчестве до конца. Он не боялся брать сложные драматические сюжеты, усилил роль оркестра, музыка стала следовать за драматургией. Верди не терпел фальши на сцене, он очень строго отбирал исполнителей на главные роли и стал избавляться от завитков и украшений bel canto во имя идеи произведений.
Джузеппе Верди - последний классик в трехвековой истории развития итальянской оперы, именно он сделал ее поистине народным искусством. Верди прославился при жизни не только как композитор, но и как один из знаменитых сторонников Рисорджименто — движения за объединение Италии, за что его называли - Маэстро итальянской революции!
Основу творчества Джузеппе Верди составляют оперы: «Травиата», «Риголетто», «Отелло» и «Аида», главной целью которых была максимально точная передача реализма в оперных постановках.
«Набукко», но являются парафразом библейского псалма 136 «На реках вавилонских». Исполнители «Va, pensiero» представляют еврейских изгнанников, плачущих в вавилонском плену о потерянной родине и разрушенном Первом Храме.
Джузеппе Верди. Опера "Набукко". Хор рабов-иудеев. Критики называли «Набукко» (сокращенное от Навуходоносора II), «драмой для хора» и даже «хоральной фреской», такое большое значение в опере играет хор. Хор пленных иудеев из «Набукко» стал в некотором смысле вторым национальным гимном Италии — именно он звучал при открытии заново отстроенного Ла Скала после Второй мировой войны, а на похоронах самого Верди и на похоронах Тосканини его пел народ. В опере ярко и исторически точно описывается грандиозный религиозный конфликт между двумя народами, воплощены исторические события и библейский эпос. В центре внимания любовь плененного полководца и царской дочери. Ярость и фанатизм выражены в хоре из II действия, когда иудеи набрасываются на Измаила, взявшего в жены дочь Набукко.
Джузеппе Верди. Песенка Герцога из оперы "Риголетто". Произведение пронизывает одна сюжетная линия, объединяющая историю Джильды, ее отца Риголетто и герцога. Опера показывает истинную и чистую любовь, которая вынуждает молодую девушку пожертвовать собой ради любимого. Кроме того в ней есть измены, предательство, наемный убийца, мистика и глубокая боль отца, потерявшего свою единственную дочь, но вынужденного оставаться в своей маске шута. Опера учит тому, что за все свои плохие мысли и проступки человек все равно будет наказан. Поэтому милосердие и сострадание к ближним никогда не должно уступать собственным прихотям.
Песенка Герцога необыкновенна популярна. Более популярной арии, чем эта, попросту не существует в природе, то есть во всей оперной литературе. А весь секрет в точно подобранном ритмическом мотивчике, который непрерывно повторяется. Его легко можно напеть или насвистеть, а также наиграть одним пальцем на пианино — настолько он незамысловат. В музыке квартета с замечательным совершенством воплощены противоречивые чувства: любовное признание герцога, задорные, насмешливые ответы Маддалены, скорбные вздохи Джильды, мрачные реплики Риголетто.