6 класс. 31 урок (учителю)
6 класс. Урок 31. Тема "Музыка и живопись"
Содержание урока. Тематические линии урока

Музыка и живопись тесно связаны. Эти два вида искусства развивались параллельно и оказывают влияние друг на друга.

Использование картин в качестве вдохновения для музыкальных композиций. Многие музыканты вдохновлялись картинами, чтобы создать музыку, передающую суть произведения. Например, «Картинки с выставки» Мусоргского были вдохновлены серией картин его друга Виктора Гартмана.
Создание картин, вдохновлённых музыкой. Некоторые художники, такие как Кандинский, создали картины, отражающие эмоции и чувства, которые вызывает в них музыка. Другие создавали картины, вдохновлённые конкретными музыкальными произведениями, например, серия «Музыка» Анри Матисса, вдохновлённая джазовой 
Взаимосвязь звука и цвета. У композиторов существует такое явление, как цветной слух, при котором отдельные тона и тональности музыкального произведения ассоциируются с определёнными цветами.
Использование ритма как выразительного средства. С помощью ритмического повтора или контраста художник и композитор соединяют детали в единое целое в пространстве или во времени, создают художественную форму и композицию.
Великий итальянский художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи назвал музыку «сестрой живописи».
Портрет – это произведение изобразительного искусства, содержащее изображение определённого человека или группы людей. Портрет в живописи и музыке является одним из наиболее популярных жанров искусства. Портреты, написанные художниками и композиторами, отражают характер и индивидуальность изображаемых людей. Портрет в живописи и музыке представляет собой уникальный способ передачи эмоций, настроения и характера человека. Художники и композиторы могут использовать различные техники и материалы, чтобы создать уникальные и запоминающиеся портреты.

Термин «портрет» применим и к музыке, и к живописи. Изначально термин относился к живописи, скульптуре, графике, фотографии, но затем слово стало применяться и к другим видам искусства: литературному портрету, музыкальному портрету.

Портрет в живописи — самостоятельный жанр, где изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) человека. Виды портретов: индивидуальный, групповой, исторический, портрет-картина (изображение конкретного человека в каких-либо декорациях). Особый жанр — автопортрет — изображение художником самого себя. В живописи портрет может быть представлен в различных стилях и техниках, таких как реализм, импрессионизм, сюрреализм и другие. Художники могут использовать различные материалы, такие как масло, акварель, гуашь, уголь и т.д., чтобы передать эмоции, настроение и характер изображаемого человека.
  Примеры портретов, созданных в жанре изобразительного искусства (живопись): Примеры: «Портрет Марии Лопухиной» В. Л. Боровиковского.
   В 1825 году великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин создал поэтический портрет – знаменитое стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Поэт рисует образ молодой женщины такими словами: мимолётное виденье, гений чистой красоты, милые небесные черты, нежный голос.
    Я помню чудное мгновенье:
    Передо мной явилась ты,
    Как мимолетное виденье,
    Как гений чистой красоты.
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
  Анна Петровна Керн – известная красавица, которой великий Пушкин посвятил своё бессмертное творение – «Я помню чудное мгновенье». Через некоторое время тридцатипятилетний Глинка сам себе признался, что безумно влюблён в девушку, которой едва минул двадцать один год и её общество для него бесценно. Вот тогда-то и появился романс, но теперь уже рассказывающий о нежных чувствах композитора к своей возлюбленной Екатерине Керн. 
«Я помню чудное мгновенье» — романс М. И. Глинки на одноимённое стихотворение А. С. Пушкина. Написан в 1840 году для Е. Е. Керн; впервые опубликован в 1842 году. Один из самых известных и исполняемых романсов композитора, входивший в репертуар И. С. Козловского, С. Я. Лемешева, А. В. Неждановой, Е. В. Образцовой и других.
Романс «Я помню чудное мгновение» — это лирическое произведение, написанное Михаилом Глинкой на стихи Александра Пушкина. Оно было написано в 1840 году и посвящено Анне Керн, в которую поэт был влюблен в молодости. Романс начинается с медленного вступления, которое переходит в более оживленную мелодию. В первой части романса поэт описывает свои чувства к Анне Керн и ее красоту. Он говорит о том, что она была для него «чудным мгновением», которое он никогда не забудет. Во второй части романса музыка становится более эмоциональной и страстной. Поэт выражает свою любовь к Анне Керн и говорит о своих чувствах к ней. Он просит ее не забывать его и обещает всегда помнить о ней. В третьей части романса мелодия становится более спокойной и нежной. Поэт говорит о том, что он счастлив быть рядом с Анной Керн и благодарен ей за все, что она сделала для него.
«Я помню чудное мгновение» – один из самых известных романсов Михаила Глинки. Он стал символом любви и верности, а также напоминанием о том, как важно ценить каждый момент жизни и не забывать своих близких.

«Вальс-фантазия» М. И. Глинки, написанная в 1839 году для Е. Е. Керн. Характер музыки  лирико-элегический, сочетается со скерцозностью. «Вальс-фантазия» занимает особое место как в творчестве Глинки, так и в русской симфонической музыке в целом. По словам Б. В. Асафьева, этим произведением Глинка «положил прочное основание культуре вальсовой лирики».
Позже для Екатерины Керн Глинка написал произведение – симфонический «Вальс-фантазию». В произведении композитор создаёт музыкальный образ любимой, легко кружащейся в вальсе. Композитор написал этот вальс для фортепиано. Но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения. Глинка ещё не раз возвращался к своему произведению.
Михаил Глинка "Вальс-фантазия" – это и блестящая картина бала, и лирико-психологическая зарисовка. Вальс начинается настойчивыми взлетающими пассажами струнных и фаготов, словно призывающими к вниманию. Воплощая лирический замысел, композитор ограничивается малым составом оркестра, с его прозрачным, камерно-интимным звучанием, соответствующим характеру мечтательной грусти. Он первый в русской музыке создал тип лирического вальса, свободного в своем упоительном движении, раскрывающего все изгибы, всю драматургию тончайших движений поэтической души. Такой одухотворенности, глубины и силы выражения вальс доселе не знал. «Вальс-фантазия» - зерно, из которого выросла русская лирико-психологическая симфоническая музыка.
Литературный шедевр Пушкина и музыкальный шедевр Глинки до сих пор волнуют сердца людей, где стихи и музыка гармонично соединились и уже не представляются существующими отдельно.

Музыка пишет портреты своими выразительными средствами: тональностью и интонациями, темпом и ритмом, оркестровкой. Портреты в вокальных произведениях: романсах, операх, – поддерживаются текстом и образами, которые мы благодаря им представляем. Но создать портрет можно и с помощью одной только инструментальной музыки.
  Музыка также может передавать характер и настроение через портреты композиторов. Композиторы используют различные музыкальные инструменты, мелодии, гармонии и ритмы, чтобы создать портреты своих героев.
  Музыкальный портрет — это отображение внутреннего мира человека языком звуков, выраженных в мелодии. Специфика музыкального портрета — воплощение прежде всего внутреннего состояния персонажа, его эмоций, настроений, переживаний.
Фортепианные пьесы «Гном» и «Баба-Яга» из цикла «Картинки с выставки» — Модест Мусоргский продемонстрировал, как фортепианная музыка может изобразить характер, передать конкретные черты.

В арии «Ты взойдёшь моя заря» композитор Глинка рисует портрет героя Ивана Сусанина, защитника Родины. Музыка наполнена скорбью и волнением, трагизмом и смирением. Иван пожертвовал жизнью ради спасения царя, поэтому второе название оперы – «Жизнь за царя». В арии «Ты взойдёшь моя заря» композитор рисует портрет героя, защитника Родины. Музыка наполнена скорбью и волнением, трагизмом и смирением. Иван пожертвовал жизнью ради спасения царя, поэтому второе название оперы – «Жизнь за царя».

   Противоположный портрет Глинка создаёт в опере «Руслан и Людмила». Это портрет молодой весёлой девушки. Она в шутливой форме объясняет неудачливому претенденту на её руку, Фарлафу, что сердце её принадлежит другому.

    Танец феи Драже из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского - музыкальный портрет. Отрывистая, негромкая, сказочная музыка рисует образ лёгкой, воздушной, невесомой, волшебной феи.
I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Знакомство с музыкальными произведениями программной музыки, выявление интонаций изобразительного характера;


вариативно:

- рисование под впечатлением от восприятия музыки программно-изобразительного характера
Виды   и  формы   деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Романс Глинки
«Я помню чудное мгновенье»
М.И.Глинка
"Вальс фантазия"
М.И.Глинка.
Ария Сусанина из оперы"Иван Сусанин"
Глинка М.И. опера Руслан и Людмила.
Рондо Фарлафа, д.2
М.И.Глинка
Опера "Руслан и Людмила". Каватина Людмилы
П.И. Чайковский «Танец феи Драже»
Вариация Мари
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.А.Пряжников, сл И.Резник
"До-ре-ми"
 Муз.А.Пряжников, сл И.Резник
"До-ре-ми"  (караоке)
Музыка и слова Булата Окуджавы
«Давайте восклицать»
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.