6 класс. 32 урок (учителю)
6 класс. 4 четверть. Тема "Жанры музыкального искусства" (9 часов)
32 урок. Тема "Лирическая поэма о любви. Михаил Глинка"
Содержание урока. Тематические линии урока

М.И. Глинка стал «солнцем» русской музыки. Он смог создать особый русский стиль, соединив русский народный песенный склад с музыкальной техникой. Михаил Глинка — основоположник русской академической музыки и отец национальной оперы, ставшей визитной карточкой нашей страны. Он был первым, кто перенес народные песни и мотивы на большую сцену.

Среди произведений Глинки величайшие образцы русской музыки: оперы «Руслан и Людмила» и «Жизнь за царя».  «Патриотическая песня» — была гимном России в 90-х годах.

Михаил Глинка "Иван Сусанин", эпилог. Хор «Славься» — патриотическая песня, слова приписываются Василию Жуковскому и Егору Розену. Первоначальный вариант песни был монархическим, другой стал патриотическим и даже иногда рассматривался как неофициальный гимн России.  регулярно играли на парадах в оркестровом варианте как торжественный марш. И поныне его часто исполняют по особо памятным и юбилейным датам. Сам М.И. Глинка определил смысл финального хора и назвал его «гимн-марш». Этому гимну присуще: благородная простота, распевность и неторопливость поступи народного шествия, ощущение света, радости торжества достигается особыми колористическими приемами.
   В хоре «Славься» Глинка использовал полный состав симфонического оркестра и медный оркестр – bаndа – на сцене. Использованы и колокола. 
Идея любви к отечеству в опере «Жизнь за царя» поднята М.И. Глинкой на уровень высокой трагедии: спасая Родину, герой жертвует жизнью. Идея народного патриотизма утверждается в хоровом эпилоге произведения, гимническом по своему характеру.
   Этический смысл поперы М.И. Глинки: правда на стороне русского народа, защитника Родины. Народ является главным действующим лицом трагедии. Народ сплоченный, единый, готовый встать на защиту отечества, а так же народ торжествующий, победивший. 

Михаил Глинка. Опера "Руслан и Людмила". Увертюра. - стала первой вершиной симфонического творчества Глинки. Она была сочинена после завершения всего произведения, строится на темах оперы и передаёт её главную идею - победу светлых сил над миром зла. Музыка увертюры, стремительная и ликующая, по словам Глинки, "летит на всех парусах"; она содержит основные образы оперы - мужественную героику, радость любви, таинственную сказочность. Вступление начинается с решительных могучих аккордов оркестра: они подобны, по выражению композитора, богатырским ударам кулака. Главная партия - динамичная и неудержимая, также воплощает богатырский героический образ. Певучая и исполненная радостного чувства побочная партия построена на теме любви из арии Руслана во втором действии и поручена виолончелям. Внезапные контрасты динамики, регистров, тембров, повторяющиеся "аккорды оцепенения" делают музыку таинственной и тревожной. Однако силы добра и любви побеждают: когда после "бурлящей" радостью репризы у тромбонов возникает призрак Черномора (целотонная гамма), то он быстро исчезает под напором жизнерадостных богатырских сил.

Михаил Глинка "Вальс-фантазия" – это и блестящая картина бала, и лирико-психологическая зарисовка. Вальс начинается настойчивыми взлетающими пассажами струнных и фаготов, словно призывающими к вниманию. Воплощая лирический замысел, композитор ограничивается малым составом оркестра, с его прозрачным, камерно-интимным звучанием, соответствующим характеру мечтательной грусти. Он первый в русской музыке создал тип лирического вальса, свободного в своем упоительном движении, раскрывающего все изгибы, всю драматургию тончайших движений поэтической души. Такой одухотворенности, глубины и силы выражения вальс доселе не знал. «Вальс-фантазия» - зерно, из которого выросла русская лирико-психологическая симфоническая музыка.

Михаил Глинка. Ноктюрн «Разлука». Интонационный строй ноктюрна близок к русскому бытовому романсу. И это роднит ноктюрн с элегическими романсами Глинки. Типичной особенностью этого произведения является подголосочное мелодическое развитие, получившее впоследствии широкое применение в фортепианной музыке крупнейших мастеров русской школы.
  М. Глинка внес большой и ценный вклад в русскую фортепианную литературу. Фортепианное творчество сопутствовало ему на протяжении всей жизни. Любовь к этому инструменту у Глинки неразрывно связывалась со всей артистической деятельностью, с его высоким исполнительским мастерством. 

Михаил Глинка «Я помню чудное мгновенье» на слова Пушкина - одна из жемчужин  разнообразной по содержанию вокальной лирики. Трёхчастная форма произведения отражает содержание стихотворения, повествующего о трёх важных моментах душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость нового свидания. В мелодике этого романса Глинка достиг редкой плавности и грации. Романсы композитора стали высокохудожественными образцами драматически и лирически выраженной песни. 

Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.
Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной наглядной схемы.
Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров.
На выбор или факультативно
Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т. п.).
Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.
Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Михаил Глинка
"Вальс-фантазия"
Михаил Глинка
Видеоурок. Вальс - фантазия
Михаил Глинка
Ноктюрн «Разлука»
Михаил Глинка
"Иван Сусанин", эпилог. Хор "Славься"
Михаил Глинка
 «Я помню чудное мгновенье»
Михаил Глинка
Опера "Руслан и Людмила". Увертюра
Музыкальный   материал   для   исполнения
М. Глинка
Хор "Славься"
М.И.Глинка."Славься, славься, ты Русь моя"  Русская патриотическая песня
Муз.В.Быстряков, сл.А.Вратарев
"Веселые друзья"
 (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.