6 класс. Урок 7. Тема "Два музыкальных посвящения" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Посвящение в искусстве - это выражение чувств благодарности, признательности, почтения, благоговение, а может уважения или даже любви автора адресованое друзьям, коллегам, жене, мужу, родителям, редактору, это дань уважения тем, кто поддерживал, вдохновлял творческие муки автора. Посвящение Выражение чувств и переживаний. 

Интонация помогает человеку выразить своё отношение к чему или к кому-либо. Музыкальная интонация  — воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Её называют душой музыки. Выразительность музыкального произведения зависит от интонации, которые в свою очередь создаю музыкальный образ.

Два гения русской культуры - Пушкин и Глинки каждый в своей сфере создали художественные образы, свопего рода портретные зарисовки, в которых выразили чувства восхищения и благоговения героям произведений. Стихотворение Александра Пушкина и романс Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье» - два гениальных посвящения, в которых воспета глубина эмоциональных переживаний и чувств.

Александр Пушкин 1819 году посвятил Анне Керн стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Весной 1839 года Глинка познакомился с Екатериной Керн, старшей дочерью Анны Петровны Керн, которой посвящено стихотворение Пушкина. Встреча с ней произвела на Глинку сильное впечатление, вскоре их сблизили не только общие музыкальные интересы, но и более личные чувства.

Михаил Глинка «Я помню чудное мгновенье» на слова Пушкина - одна из жемчужин разнообразной по содержанию вокальной лирики. Романс как вокальный жанр для голоса в сопровождении какого-либо инструмента сочетает в себе интонации разговорной речи и музыкальной мелодии. Начинается с лёгкого, воздушного фортепианного вступления в верхнем регистре, отражающего поэтический образ “мимолётного виденья”. Момент «разлуки с любимой» рисует бурный порыв эмоций. Образ любимой тает в памяти, исчезает в тревоге шумной суеты. Музыка передаёт безнадёжность, печал, отчаяние, музыка отражает возвращение из тягостного мрака, луч света и надежды, «пробуждение души». Трёхчастная форма произведенияподчеркивает три важных моментах душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость нового свидания. Каждую мысль и фразу поэта композитор  рисует музыкальными интонациями. В мелодике этого романса Глинка достиг редкой плавности и грации. 

Позже для Екатерины Керн Глинка написал произведение – симфонический «Вальс-фантазию». В произведении композитор создаёт музыкальный образ любимой, легко кружащейся в вальсе. Композитор написал этот вальс для фортепиано. Но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения. Глинка ещё не раз возвращался к своему произведению.

Михаил Глинка "Вальс-фантазия" – это и блестящая картина бала, и лирико-психологическая зарисовка. Вальс начинается настойчивыми взлетающими пассажами струнных и фаготов, словно призывающими к вниманию. Воплощая лирический замысел, композитор ограничивается малым составом оркестра, с его прозрачным, камерно-интимным звучанием, соответствующим характеру мечтательной грусти. Он первый в русской музыке создал тип лирического вальса, свободного в своем упоительном движении, раскрывающего все изгибы, всю драматургию тончайших движений поэтической души. Такой одухотворенности, глубины и силы выражения вальс доселе не знал. «Вальс-фантазия» - зерно, из которого выросла русская лирико-психологическая симфоническая музыка.

Литературный шедевр Пушкина и музыкальный шедевр Глинки до сих пор волнуют сердца людей, где стихи и музыка гармонично соединились и уже не представляются существующими отдельно.

Михаил Глинка. Ноктюрн «Разлука». Интонационный строй ноктюрна близок к русскому бытовому романсу. И это роднит ноктюрн с элегическими романсами Глинки. Типичной особенностью этого произведения является подголосочное мелодическое развитие, получившее впоследствии широкое применение в фортепианной музыке крупнейших мастеров русской школы. 
Романсы композитора стали высокохудожественными образцами драматически и лирически выраженной песни.

Слушание музыкальных произведений изучаемых жанров, (зарубежных и русских композиторов); анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа.
Определение на слух музыкальной формы и составление её буквенной наглядной схемы.
Разучивание и исполнение произведений вокальных и инструментальных жанров.
На выбор или факультативно
Импровизация, сочинение кратких фрагментов с соблюдением основных признаков жанра (вокализ — пение без слов, вальс — трёхдольный метр и т. п.).
Индивидуальная или коллективная импровизация в заданной форме.
Выражение музыкального образа камерной миниатюры через устный или письменный текст, рисунок, пластический этюд
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Михаил Глинка
"Вальс-фантазия"
Михаил Глинка
Видеоурок. Вальс - фантазия
Михаил Глинка
Ноктюрн «Разлука»
Пушкинские романсы
М. И. Глинки
Михаил Глинка
 «Я помню чудное мгновенье»
Романс М.Глинки
на стихи А.Пушкина "Адель"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз. А. Рыбникова, сл. Юлия Кима
«Песня красной шапочки»
Муз.А. Ермолов, сл.С. Золотухин
"Мир, который нужен мне"
Муз.А. Ермолов, сл.С. Золотухин
"Мир, который нужен мне" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.