6 класс. Урок 7. Тема "Образы родной земли" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Посвящение в искусстве - это выражение чувств благодарности, признательности, почтения, благоговение, а может уважения или даже любви автора адресованое друзьям, коллегам, жене, мужу, родителям, редактору, это дань уважения тем, кто поддерживал, вдохновлял творческие муки автора. Посвящение Выражение чувств и переживаний. 

Интонация помогает человеку выразить своё отношение к чему или к кому-либо. Музыкальная интонация  — воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Её называют душой музыки. Выразительность музыкального произведения зависит от интонации, которые в свою очередь создаю музыкальный образ.

Два гения русской культуры - Пушкин и Глинки каждый в своей сфере создали художественные образы, свопего рода портретные зарисовки, в которых выразили чувства восхищения и благоговения героям произведений. Стихотворение Александра Пушкина и романс Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье» - два гениальных посвящения, в которых воспета глубина эмоциональных переживаний и чувств.

Александр Пушкин 1819 году посвятил Анне Керн стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Весной 1839 года Глинка познакомился с Екатериной Керн, старшей дочерью Анны Петровны Керн, которой посвящено стихотворение Пушкина. Встреча с ней произвела на Глинку сильное впечатление, вскоре их сблизили не только общие музыкальные интересы, но и более личные чувства.

Михаил Глинка «Я помню чудное мгновенье» на слова Пушкина - одна из жемчужин разнообразной по содержанию вокальной лирики. Романс как вокальный жанр для голоса в сопровождении какого-либо инструмента сочетает в себе интонации разговорной речи и музыкальной мелодии. Начинается с лёгкого, воздушного фортепианного вступления в верхнем регистре, отражающего поэтический образ “мимолётного виденья”. Момент «разлуки с любимой» рисует бурный порыв эмоций. Образ любимой тает в памяти, исчезает в тревоге шумной суеты. Музыка передаёт безнадёжность, печал, отчаяние, музыка отражает возвращение из тягостного мрака, луч света и надежды, «пробуждение души». Трёхчастная форма произведенияподчеркивает три важных моментах душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость нового свидания. Каждую мысль и фразу поэта композитор  рисует музыкальными интонациями. В мелодике этого романса Глинка достиг редкой плавности и грации. 

Позже для Екатерины Керн Глинка написал произведение – симфонический «Вальс-фантазию». В произведении композитор создаёт музыкальный образ любимой, легко кружащейся в вальсе. Композитор написал этот вальс для фортепиано. Но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения. Глинка ещё не раз возвращался к своему произведению.

Михаил Глинка "Вальс-фантазия" – это и блестящая картина бала, и лирико-психологическая зарисовка. Вальс начинается настойчивыми взлетающими пассажами струнных и фаготов, словно призывающими к вниманию. Воплощая лирический замысел, композитор ограничивается малым составом оркестра, с его прозрачным, камерно-интимным звучанием, соответствующим характеру мечтательной грусти. Он первый в русской музыке создал тип лирического вальса, свободного в своем упоительном движении, раскрывающего все изгибы, всю драматургию тончайших движений поэтической души. Такой одухотворенности, глубины и силы выражения вальс доселе не знал. «Вальс-фантазия» - зерно, из которого выросла русская лирико-психологическая симфоническая музыка.

Литературный шедевр Пушкина и музыкальный шедевр Глинки до сих пор волнуют сердца людей, где стихи и музыка гармонично соединились и уже не представляются существующими отдельно.

Михаил Глинка. Ноктюрн «Разлука». Интонационный строй ноктюрна близок к русскому бытовому романсу. И это роднит ноктюрн с элегическими романсами Глинки. Типичной особенностью этого произведения является подголосочное мелодическое развитие, получившее впоследствии широкое применение в фортепианной музыке крупнейших мастеров русской школы. 
Романсы композитора стали высокохудожественными образцами драматически и лирически выраженной песни.

I. Слушание (восприятие) музыки
Прослушивание произведений
Анализ образного содержания и музыкального языка
Сопоставление произведений
Задания на слушание

II. Музыкально-исполнительская деятельность
• Пение — хоровое, ансамблевое и сольное исполнение.
• Музыкально-ритмические движения

III. Музыкально-творческая деятельность

IV. Музыкально-теоретическая деятельность
• Постижение закономерностей музыкального искусства
• Музыкально-историческая деятельность
Повторение, обобщение опыта слушания, проживания, анализа музыки
русских композиторов, полученного на уровне начального общего образования;
- выявление мелодичности, широты дыхания, интонационной близости русскому фольклору;
- разучивание, исполнение не менее одноговокального произведения,
сочиненного русским композитором - классиком;
- музыкальная викторина на знание музыки, названий авторов изученных произведений;

вариативно:

- рисование по мотивам прослушанных музыкальных произведений;
- посещение концерта классической музыки, в программу которого входят
произведения русских композиторов
Виды  и  формы  деятельности   обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Михаил Глинка
"Вальс-фантазия"
Михаил Глинка
Видеоурок. Вальс - фантазия
Михаил Глинка
Ноктюрн «Разлука»
Пушкинские романсы
М. И. Глинки
Михаил Глинка
 «Я помню чудное мгновенье»
Романс М.Глинки
на стихи А.Пушкина "Адель"
Музыкальный   материал   для   исполнения
Сл. и муз. Денис Майданов 
"Флаг моего государства"
Сл. и муз. Денис Майданов 
"Флаг моего государства" (караоке)
Муз. Е. Подгайца, сл. А. Пушкина
"Москва... Как много в этом звуке" 
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.