Содержание урока. Тематические линии урока
Посвящение в искусстве - это выражение чувств благодарности, признательности, почтения, благоговение, а может уважения или даже любви автора адресованое друзьям, коллегам, жене, мужу, родителям, редактору, это дань уважения тем, кто поддерживал, вдохновлял творческие муки автора. Посвящение Выражение чувств и переживаний.
Интонация помогает человеку выразить своё отношение к чему или к кому-либо. Музыкальная интонация — воплощение художественного образа в музыкальных звуках. Её называют душой музыки. Выразительность музыкального произведения зависит от интонации, которые в свою очередь создаю музыкальный образ.
Два гения русской культуры - Пушкин и Глинки каждый в своей сфере создали художественные образы, свопего рода портретные зарисовки, в которых выразили чувства восхищения и благоговения героям произведений. Стихотворение Александра Пушкина и романс Михаила Глинки «Я помню чудное мгновенье» - два гениальных посвящения, в которых воспета глубина эмоциональных переживаний и чувств.
Александр Пушкин 1819 году посвятил Анне Керн стихотворение «Я помню чудное мгновенье». Весной 1839 года Глинка познакомился с Екатериной Керн, старшей дочерью Анны Петровны Керн, которой посвящено стихотворение Пушкина. Встреча с ней произвела на Глинку сильное впечатление, вскоре их сблизили не только общие музыкальные интересы, но и более личные чувства.
Михаил Глинка «Я помню чудное мгновенье» на слова Пушкина - одна из жемчужин разнообразной по содержанию вокальной лирики. Романс как вокальный жанр для голоса в сопровождении какого-либо инструмента сочетает в себе интонации разговорной речи и музыкальной мелодии. Начинается с лёгкого, воздушного фортепианного вступления в верхнем регистре, отражающего поэтический образ “мимолётного виденья”. Момент «разлуки с любимой» рисует бурный порыв эмоций. Образ любимой тает в памяти, исчезает в тревоге шумной суеты. Музыка передаёт безнадёжность, печал, отчаяние, музыка отражает возвращение из тягостного мрака, луч света и надежды, «пробуждение души». Трёхчастная форма произведенияподчеркивает три важных моментах душевной жизни героя: первая встреча, горечь разлуки с любимой и радость нового свидания. Каждую мысль и фразу поэта композитор рисует музыкальными интонациями. В мелодике этого романса Глинка достиг редкой плавности и грации.
Позже для Екатерины Керн Глинка написал произведение – симфонический «Вальс-фантазию». В произведении композитор создаёт музыкальный образ любимой, легко кружащейся в вальсе. Композитор написал этот вальс для фортепиано. Но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения. Глинка ещё не раз возвращался к своему произведению.
Михаил Глинка "Вальс-фантазия" – это и блестящая картина бала, и лирико-психологическая зарисовка. Вальс начинается настойчивыми взлетающими пассажами струнных и фаготов, словно призывающими к вниманию. Воплощая лирический замысел, композитор ограничивается малым составом оркестра, с его прозрачным, камерно-интимным звучанием, соответствующим характеру мечтательной грусти. Он первый в русской музыке создал тип лирического вальса, свободного в своем упоительном движении, раскрывающего все изгибы, всю драматургию тончайших движений поэтической души. Такой одухотворенности, глубины и силы выражения вальс доселе не знал. «Вальс-фантазия» - зерно, из которого выросла русская лирико-психологическая симфоническая музыка.
Литературный шедевр Пушкина и музыкальный шедевр Глинки до сих пор волнуют сердца людей, где стихи и музыка гармонично соединились и уже не представляются существующими отдельно.
Михаил Глинка. Ноктюрн «Разлука». Интонационный строй ноктюрна близок к русскому бытовому романсу. И это роднит ноктюрн с элегическими романсами Глинки. Типичной особенностью этого произведения является подголосочное мелодическое развитие, получившее впоследствии широкое применение в фортепианной музыке крупнейших мастеров русской школы.
Романсы композитора стали высокохудожественными образцами драматически и лирически выраженной песни.