Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка, связанная с кинематографом, имеет давнюю историю. Задолго до создания звукового кино «великий немой» (кинематограф) не был абсолютно «безмолвным». Демонстрация фильма сопровождалась музыкой в исполнении тапера («озвучивавший») картину пианист либо импровизировал, приспосабливая свои экспромты к сюжету, либо компилировал известные ему музыкальные произведения. Таперами в свое время были многие музыканты-профессионалы, творчество которых составило золотой фонд советского искусства: Д. Д. Шостакович, Ю. В. Шапорин, Г. В. Свиридов, В. П. Соловьев-Седой и другие композиторы.
С появлением звукового кино они стали авторами музыки к целому ряду кинофильмов. Музыка, звучащая в кино, должна была усиливать эмоциональное восприятие событий, происходящих на экране, углублять смысловую нагрузку действия, динамизировать его или снижать остроту напряженности, способствовать зрительской интерпретации образов героев, выполнять роль комментатора, характеризовать эпоху, в которой развиваются события и т. д. Композитор был ограничен определенными отрезками времени соответствующими зрительному ряду.
Исаак Осипович Дунаевский вместе с певцом Л.О.Утесовым занялись знаменитым советским кинофильмом «Веселые ребята». Фильм и музыку из него знал весь советский народ. Он писал музыку к известным кинофильмам, самыми знаменитыми из которых были «Цирк» и «Дети капитана Гранта». Дунаевский создавал песни, которые сегодня стали народными: «Каким ты был, таким ты и остался», «Ой, цветет, калина», «Широка страна моя родная» и другие, ставшие народными, песни.
Никита Богословский – один из патриархов музыки в кино. Он написал массу произведений как для художественных и анимационных, так и для документальных фильмов. Но самое главное, что некоторые его песни настолько “всегда были с нами” - “Любимый город (может спать спокойно)”, “Спят курганы темные”, “Шаланды, полные кефали”, “Темная ночь”. Фильмотека композитора: “Пес Барбос и необычайный кросс”, “Остров сокровищ”, “Всадник без головы”.
Алексей Рыбников за 30 лет написал музыку более чем к ста кинофильмам, среди которых «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен», «Остров сокровищ», «Вам и не снилось», «Через тернии к звездам». Последние его работы – музыка к фильмам Эльдара Рязанова об Андерсене, Павла Лунгина - к сериалу «Дело о мертвых душах», Николая Лебедева - к фильму «Волкодав».
Евгений Крылатов - автор замечательных песнен: "Колыбельная медведицы", "Лесной олень", "Ласточка", "Крылатые качели", "Прекрасное далёко", "Три белых коня". Им написана музыка более чем к 120- ти фильмам и мультфильмам: "Умка", "Трилогия - Простоквашино", "Достояние Республики", "Ох уж, эта Настя", "Русалочка", "И это всё о нём", "Приключения Электроника", "Чародеи", "Гостья из будущего", и другие замечательные фильмы.
Музыка в кино призвана творить атмосферу. Каждому жанру свой стиль. Многие ужастики и триллеры еще больше «растягивают» наши нервы напряженной, порою режущей уши музыкой. Барабанная дробь часто предсказывает появления приведения или маньяка из-за стены. Крутая рок-музыка в конце боевика как бы намекает, что враги повержены, а главный персонаж – герой. А вот ласково-медленные мотивы мелодрам заставляют слезные железы работать еще интенсивнее.