Содержание урока. Тематические линии урока
Музыка в кино призвана творить атмосферу. Каждому жанру свой стиль. Многие ужастики и триллеры еще больше «растягивают» наши нервы напряженной, порою режущей уши музыкой. Барабанная дробь часто предсказывает появления приведения или маньяка из-за стены. Крутая рок-музыка в конце боевика как бы намекает, что враги повержены, а главный персонаж – герой. А вот ласково-медленные мотивы мелодрам заставляют слезные железы работать еще интенсивнее.
История кинематографа начала свой отсчёт 28 декабря 1895 года, когда в Париже на бульваре Капуцинок в одном из залов «Гранд кафе» прошёл первый сеанс кинопоказа. Вскоре по всему миру начали создавать кинокомпании и киностудии. В первое десятилетие кинематографа кино превратилось из новинки в устоявшуюся индустрию массовых развлечений. Самые ранние фильмы были черно-белыми, длительностью менее минуты, без записи звука и состояли из одного кадра, снятого неподвижной камерой. С момента изобретения кинотехнологии и вплоть до появления звукового кино единственной разновидностью кинофильмов были немые фильмы. Вместо синхронной фонограммы в качестве звукового сопровождения немых кинокартин использовалась живая музыка в исполнении оркестра или одиночного тапёра .
Первым звуковым фильмом, вышедшим в широкий прокат, стала американская кинокартина «Певец джаза» (1927). Однако преимущественное производство немых фильмов продолжалось ещё как минимум год, звуковые фильмы стали преобладать на экранах США лишь в 1929 году.
Исаак Дунаевский (1900-1955) – прославленный советский композитор, дирижер, педагог. Его творческое наследие состоит из одиннадцати оперетт, четырех балетов, музыки к трем десяткам кинокартин, и множества популярных песен. Его восхитительная музыка звучит в таких известных фильмах, как «Дети капитана Гранта», «Моя любовь», «Богатая невеста» и др.Исаак Осипович Дунаевский вместе с певцом Л.О.Утесовым занялись знаменитым советским кинофильмом «Веселые ребята». Фильм и музыку из него знал весь советский народ. Он писал музыку к известным кинофильмам, самыми знаменитыми из которых были «Цирк» и «Дети капитана Гранта». Дунаевский создавал песни, которые сегодня стали народными: «Каким ты был, таким ты и остался», «Ой, цветет, калина», «Широка страна моя родная» и другие, ставшие народными, песни.
Никита Богословский – один из патриархов музыки в кино. Он написал массу произведений как для художественных и анимационных, так и для документальных фильмов. Но самое главное, что некоторые его песни настолько “всегда были с нами” - “Любимый город (может спать спокойно)”, “Спят курганы темные”, “Шаланды, полные кефали”, “Темная ночь”. Фильмотека композитора: “Пес Барбос и необычайный кросс”, “Остров сокровищ”, “Всадник без головы”.
Алексей Рыбников (родился в 1945) – советский и российский музыкант, композитор, прославившийся сильными рок-операми («Юнона и Авось», «Война и мир»), музыкой к множеству кинофильмов и мультфильмов («Остров сокровищ», «Волк и семеро козлят на новый лад»). Обладатель почетных премий и наград, лауреат Президентской премии. За пронзительные мелодии аудитория назвала композитора русским Моцартом.
Алексей Рыбников за 30 лет написал музыку более чем к ста кинофильмам, среди которых «Приключения Буратино», «Про Красную шапочку», «Тот самый Мюнхгаузен», «Остров сокровищ», «Вам и не снилось», «Через тернии к звездам». Последние его работы – музыка к фильмам Эльдара Рязанова об Андерсене, Павла Лунгина - к сериалу «Дело о мертвых душах», Николая Лебедева - к фильму «Волкодав».