7 класс. 1 урок (учителю)
7 класс. 1 четверть. Тема "Музыка моего народа и народов мира" (8 часов)
1 урок. Тема "История и культура Донецкого края. Музейная археология Донбасса"
Содержание урока. Тематические линии урока

У каждого человека есть место на Земле, которое он считает своим домом. Здесь всё дорого и знакомо с раннего детства, тут легко дышится. Не имеет значения, живём мы в этом месте с рождения или давно переехали - эти места всегда в нашем сердце.  Человек всегда помнит свою единственную, любимую и неповторимую родину. Страну свою мы тоже с уважением называем родиной, а место, где родились - родным краем. Родной край, как и родителей, мы не выбираем.
     
    Мой родной край - Донбасс. Его суровая степная красота это  силуэты терриконов на фоне закатного неба и цветущие ветви абрикос пронзительно-синим весенним днём, и загадочные тени акаций тихой летней ночью. Культура Донбасса взросла с русской культуры, с её огромным духовным потенциалом и интеллектуальными возможностями. Она является не только предметом гордости и уважения для всего народа, но и стала неотъемлемой частью мировой культуры.
      Сергей Прокофьев, Владимир Захаров, Йосиф Кобзон, Анатолий Соловьяненко,и многие другие культурные деятели Донбасса прославили свой родной край, чем обогатили не только русское, но и мировое музыкальное искусство.

     Истоки культуры родного края, конечно же нужно искать в истории, в древней музыкальной культуре, и даже в музыкальной археологии, которая изучает памятники искусства, исследует развитие музыкальной культуры.
    Люди в древности во многих культурах воспринимали звук как некую магию, например, в древности считалось, что болезнь — следствие сглаза, порча. И звук, как некое магическое средство, должен был оберегать. Женщины в Новгороде носили шумящие привески. С одной стороны, украшение, с другой — оберег. Как деталь одежды и украшение также использовались бубенчики. У детей в карманах были бубенцы, чтобы родители слышали ребёнка. «Беспокоимся, если вдруг замолчали бубенчики. Значит, что-то случилось, или ребёнок затаился и что-то вытворяет, как это обычно бывает, когда дети умолкают». Ночь в средневековом Новгороде не была тихой, изо всех концов города раздавался звук колотушки ночного сторожа. И такая традиция в некоторых районах области сохранялась буквально до наших дней. Жители Пестовского района рассказывали, что спят спокойно, только когда слышно колотушку. Если звук замолкал, становилось понятно, что что-то случилось.

   Долгое время считалось, что самый древний струнный музыкальный инструмент в Новгороде — это гусли. Подставки под струны были числе находок времён Х века. У этого инструмента три названия: гудок, гусли, в Чехии - скрипка. Из духовых инструментов в Новгороде находят свистки: корабельные, соколинные (чтобы подозвать птицу), керамические свистульки. Сопели — продольные флейты, которые с одной стороны закрыты пыжом (чтобы  играть одной рукой), мог играть либо на двух сопелях одновременно, либо взять ударный инструмент, например, трещотку для сопровождения пляски.
Новгородцы использовали жужжащие пластинки, чуринги. Когда на нитке раскручивали деревянную дощечку, и она издавала звук. У африканских племён это мог быть ритуальный инструмент, а в древнем Новгороде это было детской игрушкой. Брунчалки (на верёвку крепилась косточка, использовались также пуговицы или катушки) - нитка раскручивалась и брунчалка начинала жужжать. К городам, в которых обнаружены свидетельства сложных деревянных музыкальных инструментов, то есть к Новгороду и Пскову прибавился третий город - Старая Ладога. В Старой Ладоге в слое не позднее X в. обнаружен шпенек - деталь струнного музыкального инструмента, вероятно, гудка.
Экскурсия в музей (реальный или виртуальный) с экспозицией музыкальных артефактов древности, последующий пересказ полученной информации.

Импровизация в духе древнего обряда (вызывание дождя, поклонение тотемному животному и т. п.).

Озвучивание, театрализация легенды/мифа о музыке.

На выбор или факультативно
Квесты, викторины, интеллектуальные игры.
Исследовательские проекты в рамках тематики «Мифы Древней Греции в музыкальном искусстве XVII—XX веков».
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
ИСТОРИЯ ДОНЕЦКА,
ДОНЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Музыкальная археология в Центре музыкальных древностей В. И. Поветкина
Музейная
археология Донбасса
Легенды о музыке
Аполлон и Музы Парнаса
Аполлон и Музы
"Орфей в подземном царстве"
"Мифы Древней Греции" по Куну
Клио, Терпсихора, Каллиопа, Музы 
Девять Муз Древней Греции
Музыка
Древней Греции
Музыкальный   материал   для   исполнения
Д. Кабалевский - Е.Долматовский
"Школьные годы"​
Д. Кабалевский - Е.Долматовский
"Школьные годы" (караоке)
Муз. Ю. Чичкова, сл.М. Пляцковского
"Детство - это я и ты"
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.