Содержание урока. Тематические линии урока
Древнюю Грецию по праву называют колыбелью европейской цивилизации. Именно в Элладе (самоназвание Греции) родился термин «музыка», означающий «знание предметов божественной деятельности муз». «Мелодия», «гармония», «ритм», «хор», «оркестр», «рапсодия», «симфония», «акустика», «лирика», «комедия», «трагедия» — все эти понятия также пришли к нам из Древней Греции.
В Древней Греции музыка была неотъемлемой частью жизни людей: одним из главных элементов торжеств, общественных собраний, спортивных состязаний. Со спортом и спортивными играми она была связана особенно тесно: сопровождала мероприятия, оказывала мотивационное воздействие на спортсменов, способствовала улучшению результатов. Музыка была неотъемлемой частью ритуальных действ на празднованиях, посвященных богу Дионису, которые дали начало античной драме и древнегреческому театру.
Музыка была важным элементом обыденной жизни древних греков, помогала справляться с повседневными трудностями. Так, музыка флейты сопровождала женщин, когда они месили тесто, рабочих во время жатвы, гребцов, солдат, идущих на битву. Музыка способствовала не только расслаблению и развлечению, но также воспитанию духовно-нравственных качеств и эстетического вкуса.
Пифагор заложил основы философии музыкального воспитания и образования. Одним из важных понятий этики математика, философа и мистика Пифагора было учение об эвритмии — способности человека находить верный ритм не только в музыке, но и во всех жизненных проявлениях, в мыслях, речах и поступках.