Содержание урока. Тематические линии урока
Музыкальный народный календарь — это песни связанные с различными праздниками, событиями и временами года, отражающие народные обычаи и обряды. Песня в обрядах была магия, молитва, энергия, она звала солнце, просила урожая, защищала от злых духов, помогала влюбиться. И всё это — в простых, но невероятно глубоких мелодиях, передаваемых из поколения в поколение.
Зимний цикл в основном состоит из песен. Тут и колядки, и святочные гадания, и масленичные пляски. Музыка становится игривой, шутливой, но в ней всё ещё чувствуется древняя магия. Рождество и Святки — тоже особое время. Колядовщики ходят по домам, поют, поздравляют, получают угощения. Но колядка — это не просто пожелание счастья, это — ритуальное посещение, где каждый куплет — как заклинание: «Свети, звёздочка, ясно, счастливо будет нам!». Исполняющие их желают здоровья, добра, плодородия в праздник Коляды. Рождественские обрядовые песни - поздравления, это ритуал, приносящий удачу. Коляда – старинный славянский языческий праздник, в настоящее время празднуется одновременно с праздником Светлого Рождества Христова и составляют единство православного и языческого праздников. Люди верили, что если колядовать правильно, с хорошей песней — в дом придут удача и благополучие. А если нет — можно и навредить. Поэтому к выбору песен относились серьёзно.
Весенние календарно-обрядовые песни(веснянки, заклички) исполнялись,чтобы приблизить приход весны. Исполнение веснянок обычно связывалось с календарными датами,отмечающими прилёт птиц,поэтому неотъемлемой частью весенних обрядов были обращения к птицам, жаворонкам. Итак: весна. Снег тает, ручьи бегут, солнце греет сильнее. И вдруг — по деревне разносится звонкий женский голос: «Во поле берёзонька стояла…». Это не просто красивая песня. Это — заклинание. Люди пели, чтобы ускорить приход весны, чтобы земля быстрее проснулась. Такие песни назывались веснянками. Их исполняли девушки, ходя по дворам, желая хозяевам здоровья и урожая. Музыка здесь — не развлечение, а часть обряда. Она как бы говорит природе: «Пора вставать! Мы ждём тебя!». В весенний обряд «пробуждения земли» девушки пели веснянки, ходили с ветками, символизирующими пробуждение природы. Пели песни, в которых земля обращалась к солнцу: «Солнышко, выйди, землю погрей!». Это был способ «напомнить» природе, что пора работать. Музыка здесь — как сигнал для земли, и чем красивее и искреннее пели, тем быстрее, как верили, приходила весна.
Масленица - это праздник хозяйственного изобилия и прощания с зимой. Масленичные песни – это частушки, прибаутки и колядки, которые исполняются на Масленице и приурочены к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Основная тема масленичных песен – встреча и проводы масленицы. Люди лепили снежных баб, пекли блины, устраивали гулянки. А посреди всего — хороводы, пляски, песни. «Ах вы, сени, мои сени…» — и все в танце. Но это не просто веселье. Это — обряд. Сжигание чучела Масленицы — символ ухода зимы. А песни и пляски — способ проводить старое и встретить новое. Музыка здесь — проводник между мирами: между зимой и весной, между смертью и возрождением.
Летние обряды - Жатва, сенокос, обряды на урожай. Перед жатвой пели особые песни — жнивки. Они были ритмичными, чтобы задать темп работы. А после — песни благодарности. Пели не только людям, но и самой рожи — колосу пшеницы. Существовали песни-обереги, чтобы дух хлеба не обиделся и вернулся в следующем году. Да, звучит странно для современного уха, но для крестьянина это была реальность. Летние песни - хороводы становятся шире, громче, ритмичнее, пение помогало выдерживать нагрузку, поддерживало ритм общего труда. А вечером — хороводы с плясками. Летние обряды были связаны с праздниками Троица и Иван Купала. На Троицу дома украшали берёзками (обряд завивания берёзы). Парни и девушки весной и летом водили хороводы на лугу. Распространенными были хороводы-игры и хороводы-шествия. На Ивана Купала - ночь, костры, прыжки через огонь, поиски папоротника. И повсюду — песни. Девушки и парни поют друг другу, загадывают желания, гадают. Музыка здесь — как магнит, притягивающий любовь, удачу, силу. Это время, когда граница между мирами тонка, и песня — ключ, который открывает её. Такие песни назывались купальскими. Они передавались из уст в уста, и в них было столько энергии, что, кажется, и сейчас, если их спеть в нужное время — что-то чудесное произойдёт.
Осенние праздники – обряды сбора и благодарения. Пелись песни про урожай, про труд, про покой. А ещё — прощальные песни с полем: «Прощай, рожь золотая, ухожу я с поля…». Это было важно — не просто убрать хлеб, а попрощаться с ним с уважением. Потому что земля, как считали, всё помнит. И если отнесёшься с благодарностью — в следующем году она ответит щедростью. Осенние песни становятся задумчивыми, протяжными. Это пора сбора урожая, но и пора прощания с тёплым временем. Пелись песни благодарности — земле, солнцу, духам природы. А ещё — прощальные песни, где звучала грусть по уходящему году. Праздник "Покрова" приносит белое снежное покрывало на землю. Сельскохозяйственный год завершен, и снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом.
Музыка в праздниках — это не украшение, это — сила. Она активирует обряд, наполняет его смыслом, делает его действенным.