Содержание урока. Тематические линии урока
Этюд. как понятие, может, ассоциироваться не столько с отработкой технических приёмов, сколько может означать как - эскиз, набросок, зарисовка.
В творчестве композиторов-романтиков встречаются целые циклы этюдов, как своеобюразные зарисовки определенных образов, настроений.
Фридерик Шопен (1810–1849), польский пианист, композитор, один из крупнейших представителей романтизма в музыке - мастер ярких музыкальных образов. Большую часть его творчества составляли фортепианные пьесы — ноктюрны, экспромты, прелюдии, вальсы, этюды, полонезы, мазурки и другие. В этюдах Шопена
сочетаются высокая пианистическая виртуозность и глубина романтического содержания и скрытая программность. Им чужды шаблонные механические повторения.
Образный мир полон разлада с действительностью, выраженной через мотив тоски о недосягаемо прекрасном мире или через восхищение художника стихийной жизнью природы. Шопен использовал образы природы в своих этюдах, создавая жизнерадостные картины с помощью внеречевых, журчащих и звенящих интонаций.
Сокровенный лиризм, глубочайшая психологичность, тонкость в передаче настроений, мечтательная созерцательность — важнейшие тенденции музыкального романтизма, ярко переданные в творчестве Шопена.
Яркие примеры использования образов природы:
- Этюд As-dur, №1. По словам Шопена, этот этюд передаёт звуки рожка пастуха, доносящиеся сквозь шум ветра и струи дождя из грота, куда он укрылся от непогоды.
- Этюд gis-moll. В нём ощутимы образы природы, просвечивающие сквозь дымку подвижных, изменчивых душевных переживаний. Некоторые исследователи усматривают в этом этюде звукопись осеннего пейзажа и лёгкого бриза.
- Этюд соль-бемоль мажор. В нём используют темперамент для выражения светлых, радостных картин природы. В партии правой руки слышится пение птиц и журчание ручья — каскады нот движутся вниз и вверх, это движение уравновешивают аккорды левой руки.
- Этюд №12» Революционный другое название «Океан»). Этому произведению соответствует образ бушующей, разгневанной стихии, беснующейся огромными волнами. У Шопена этюд перестал быть упражнением. Он стал полноценным художественным жанром, как и другие концертные произведения, раскрывающим поэтические образы, мысли, настроения. Отныне этюды стали включаться в концертные программы как серьёзные и выразительные произведения наравне с сонатами, балладами и другими жанрами. С огромной художественной силой в революционном этюде отразились здесь гневный протест и острая душевная боль, охватившие музыканта, когда он узнал о подавлении восстания, вспыхнувшего на его Родине. На фоне грозных волнообразных - «вихревых» - пассажей слышатся страстные возгласы - словно гордые призывы умереть, но не сдаваться в смертельном бою.
Когда они стихают, краткая до-мажорная кода звучит как трагически возвышенное оплакивание гибели героев. По своему страстному эмоциональному накалу «Революционный этюд» родствен героике Бетховена, в особенности финалу его фортепианной сонаты «Аппассионата».
Шопен остался в истории музыки как носитель редкостного мелодического дара. Он достиг художественной многогранности в рамках фортепианной музыки. Он не оставил грандиозных музыкальных произведений, но его полонезы, ноктюрны, сонаты, баллады, мазурки, этюды, прелюдии, вальсы — источники красоты и радости.
Сочинения Шопена отличают богатство и разнообразие фактуры, изысканность гармонии благодаря широкому использованию мелодических оборотов польской музыки. Шопен опоэтизировал польские национальные жанры – полонезы и мазурки, наполнил их образное содержание трагическими эмоциями. У Шопена достигает расцвета жанр ноктюрна, мелодия которого нередко носит вокальный характер. Шопен – автор двух циклов этюдов, которые ставят перед исполнителем не только технические, но и высокие художественные задачи. Цикл Прелюдий содержит 24 миниатюры во всех тональностях.
Единственные сочинения с участием оркестра – два фортепианных концерта: e-moll op. 11 и f-moll op. 21 - средоточие трагических эмоций.
Высокохудожественные виртуозные концертные пьесы писали такие композиторы как Ф. Лист, «Симфонические этюды» Р. Шумана, «Этюды-картины» С.Рахманинова и другие.
Ференц Лист (1843–1907). Венгерский композитор и пианист, яркий представитель романтизма, который повлиял на развитие жанра этюда. Лист прошел долгий путь освоения различных жанров композиторского творчества - от создания и до исполнения на концертной эстраде виртуозных фортепианных пьес. В том числе и с целью их новой интерпретации (художественное истолкование в процессе исполнения, зависящее от его замысла и индивидуальных особенностей).Сколько исполнителей решится играть это произведение – столько вариантов и будет существовать. Ошеломляющее воздействие Листа на современников объясняется во многом новизной пианистических приёмов, над которыми он тщательно работал на протяжении всей жизни. Большое внимание Ференц Лист уделял этюдам, углубив, подобно Шопену, их художественно-образное содержание. Мысль о преобразовании жанра этюда в произведение высокого художественного смысла зародилась у Листа еще в первые, едва ли не детские годы его концертной деятельности. Уже тогда он интуитивно сознавал великое образное значение динамики, тембра и фактурных средств фортепиано. Лист старался приблизить звучание фортепиано к звучанию оркестра. Во времена Листа бытовало мнение о том, что многие его этюды не исполнимы из-за их невероятной трудности. Это, например, «Этюды высшего исполнительского мастерства» («Трансцендентные этюды»), в них десять пьес из двенадцати получили программные названия. Ф. Лист «Метель» (№ 12, b-moll) - пейзажная зарисовка вихревого движения завершает цикл этюдов — исполненная неизбывной тоски романтическая картина зимней природы. В кульминации этой настоящей фортепианной поэмы изображен снежный шквал, буря в Альпах, и над всем этим разгулом стихий царит страстная главная тема.
«Этюды-картины» Рахманинова — цикл фортепианных пьес, созданный композитором в период с 1894 по 1917 год, где композитор передает разнообразные эмоции и образы. Композитор не давал своим этюдам программных заголовков и не сопровождал их никакими указаниями, конкретизирующими авторский замысел. Он стремился выразить в них различные «состояния души», а не определённые конкретные образы.
Среди эмоций:
- жизнерадостность. в этюде, который понимается как изображение победного шествия весны, чувствуется ощущение жизнерадостности.
- настроение покоя и заброшенности. Такое чувство присутствует в этюде g-moll, где тихая, вдумчивая мелодия сочетается с фоном «баркарольного» аккомпанемента и ритмом равномерного колебания.
- Напряжённое ожидание. В заключительном этюде cis-moll тяжёлая маршевая поступь, гулкий набатный звон и беспокойные вспышки зарниц сливаются в один монументальный образ, характерный для времени, насыщенного предчувствием «неслыханных перемен, невиданных мятежей».
- Мрачные, тревожные, патетичные, драматичные и даже страшные настроения. Такие чувства характерны для цикла оп. 39. Например, в седьмом до-минорном этюде музыка обращена к самым мрачным и страшным сферам человеческого бытия, она живописует ужас.
magisteria.ru
В «Этюдах-картинах» Рахманинова можно услышать следующие элементы народного обряда:
- Колокольные звучания. Во многих сочинениях композитора колокольность — определяющее начало, которое стало звуковым представлением важных духовных явлений. В этюдах колокольные звучания становятся музыкальным символом праздника.
- Имитации мотивов. В имитациях слышатся шутки-прибаутки скоморохов, маскарады и игры с ряжеными.
- Ритм, типичный для русских плясовых. Например, в завершающем цикле «Этюдов-картин» №9 ре мажор мотив, который разрабатывается в дальнейшем, обладает таким ритмом.
- Связь с народной песенностью. В музыке Рахманинова характерно соприкосновение фольклорной и обиходной интонационных сфер. Особенно явственно народнопесенная стилистика выступает в подголосочном полифоническом складе фактуры.