7 класс. 5 урок (учителю)
7 класс. 1 четверть. Тема "Музыка народов мира" (8 часов)
5 урок. Тема "Итальянская народная музыка: лоскутное фольклорное «одеяло»"
Содержание урока. Тематические линии урока

Наследники культуры великих и малых народов, которые проживали с давних времен в разных районах Апеннинского полуострова. Греки и этруски, италики (римляне) и галлы оставили свой след в итальянской народной музыке. Богатая событиями история и пышная природа, земледельческие работы и веселые карнавалы, задушевность и эмоциональность, красивый язык и музыкальный вкус, богатое мелодическое начало и разнообразие ритмики, высокая певческая культура и мастерство инструментальных ансамблей – всё это проявилось в музыке итальянцев. И все это завоевало сердца других народов за пределами полуострова.
   Появление народных итальянских песен в начале XIII столетия связывают с переходом к эпохе Возрождения. Тогда появляется интерес к мирской жизни, горожане во время праздников с удовольствием слушают менестрелей и жонглёров, которые поют о любви, повествуют семейные и бытовые истории. Да и сами жители сёл и городов не прочь попеть и потанцевать под нехитрый аккомпанемент.
  Позднее сформировались основные песенные жанры:
- Фроттола (в переводе «народная песенка, выдумка») - лирическая песня на 3–4 голоса с элементами имитационной полифонии и яркими метрическими акцентами.
- Вилланелла (в переводе «деревенская песня») - светлая, танцевальная, с мелодией в три голоса была распространена по всей Италии, но каждый город называл ее по-своему: венециана, неаполетана, падована, романа, тосканелла и другие.
- Венецианская песня на воде или баркарола (barca переводится как «лодка»), исполняется в неспешном темпе. Музыкальный размер 6/8 и фактура аккомпанемента обычно передают покачивание на волнах, а красивому исполнению мелодии вторят удары вёсел, легко входящие в воду.

Танцевальная культура Италии развивалась в жанрах бытового постановочного танца и морески (мориски).
- Морески танцевали арабы (которых называли  «маленькие мавры»). Постановочными назывались танцы, которые специально ставились к праздникам. 
- Веселая энергичная гальярда исполнялась парами или индивидуальными танцорами. В лексике танца – основное пятишаговое движение, много прыжков, скачков. Со временем темп танца стал медленнее.
- Сальтарелла (в пер.«прыгать»). Этот парный танец исполняли на пышных праздниках – свадьбах или по окончании сбора урожая ( череда двойных шагов и поклонов). Его танцуют на современных карнавалах.
- Бергамаска (баргамаска) - крестьянский танец с весёлой, живой и ритмичной музыкой с энергичными движениями покорили людей всех сословий. Танец упомянул У. Шекспир в комедии «Сон в летнюю ночь».
- Тарантелла (от города Таранто), причем город дал название и ядовитым паукам – тарантулам, от действия укуса которых якобы спасало долгое, до изнеможения, исполнение тарантеллы. Живой характер музыки и особый рисунок движений с резким изменением направления отличают этот танец, исполняемый парами.

Для аккомпанемента использовались волынки, свирели, губные и обычные гармошки, струнные щипковые инструменты – гитары, скрипки и мандолины.
  Мандола - (в пер. «маленькая лютня»). Её называли также мандора», «мандоле», «пандурина», «бандурина» - инструмент с овальным корпусом имел четыре двойные проволочные струны, настроенные в унисон.
   Скрипка среди других народных музыкальных инструментов Италии стала одним из любимейших. И была доведена до совершенства итальянскими мастерами из семейств Амати, Гварнери и Страдивари в XVII – первой четверти XVIII веков.
   В XVII столетии бродячие артисты стали использовать шарманку – механический духовой инструмент, который воспроизводил 6–8 записанных излюбленных произведений. Оставалось только крутить ручку и перевозить или переносить её по улицам. Первоначально же шарманка была изобретена итальянцем Барбьери для обучения певчих птиц, но со временем стала услаждать слух горожан и за пределами Италии.
   Танцоры часто помогали себе выбивать четкий ритм тарантеллы с помощью тамбурина – разновидности бубна.

Лучшую оценку народному искусству дал русский композитор М.И. Глинка, который как-то сказал, что настоящим создателем музыки является народ, а композитор исполняет роль аранжировщика.
Знакомство со звучанием фольклорных образцов.
Определение на слух:
— принадлежности к народной или композиторской музыке;
— исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
— жанра, характера музыки.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов.
Формировать представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры.
Обогащать представления о материальной культуре: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Фольклор и народные праздники
в Италии
Италия, Фермо,
народная музыка
Итальянские народные песни
исп.Лучано Паваротти
Итальянский
фольклорный танец
Традиционные танцы
Италии
Народные песни
Тосканы
Музыкальный   материал   для   исполнения
Юрий Энтин, Марк Минков
"Дорога добра" (караоке)
Муз. Сергея и Татьяны Никитиных
"Большой секрет для маленькой компании"
Муз. С.и Т.Никитиных "Большой секрет для маленькой компании" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.