Содержание урока. Тематические линии урока
Наследники культуры великих и малых народов, которые проживали с давних времен в разных районах Апеннинского полуострова. Греки и этруски, италики (римляне) и галлы оставили свой след в итальянской народной музыке. Богатая событиями история и пышная природа, земледельческие работы и веселые карнавалы, задушевность и эмоциональность, красивый язык и музыкальный вкус, богатое мелодическое начало и разнообразие ритмики, высокая певческая культура и мастерство инструментальных ансамблей – всё это проявилось в музыке итальянцев. И все это завоевало сердца других народов за пределами полуострова.
Появление народных итальянских песен в начале XIII столетия связывают с переходом к эпохе Возрождения. Тогда появляется интерес к мирской жизни, горожане во время праздников с удовольствием слушают менестрелей и жонглёров, которые поют о любви, повествуют семейные и бытовые истории. Да и сами жители сёл и городов не прочь попеть и потанцевать под нехитрый аккомпанемент.
Позднее сформировались основные песенные жанры:
- Фроттола (в переводе «народная песенка, выдумка») - лирическая песня на 3–4 голоса с элементами имитационной полифонии и яркими метрическими акцентами.
- Вилланелла (в переводе «деревенская песня») - светлая, танцевальная, с мелодией в три голоса была распространена по всей Италии, но каждый город называл ее по-своему: венециана, неаполетана, падована, романа, тосканелла и другие.
- Венецианская песня на воде или баркарола (barca переводится как «лодка»), исполняется в неспешном темпе. Музыкальный размер 6/8 и фактура аккомпанемента обычно передают покачивание на волнах, а красивому исполнению мелодии вторят удары вёсел, легко входящие в воду.
Танцевальная культура Италии развивалась в жанрах бытового постановочного танца и морески (мориски).
- Морески танцевали арабы (которых называли «маленькие мавры»). Постановочными назывались танцы, которые специально ставились к праздникам.
- Веселая энергичная гальярда исполнялась парами или индивидуальными танцорами. В лексике танца – основное пятишаговое движение, много прыжков, скачков. Со временем темп танца стал медленнее.
- Сальтарелла (в пер.«прыгать»). Этот парный танец исполняли на пышных праздниках – свадьбах или по окончании сбора урожая ( череда двойных шагов и поклонов). Его танцуют на современных карнавалах.
- Бергамаска (баргамаска) - крестьянский танец с весёлой, живой и ритмичной музыкой с энергичными движениями покорили людей всех сословий. Танец упомянул У. Шекспир в комедии «Сон в летнюю ночь».
- Тарантелла (от города Таранто), причем город дал название и ядовитым паукам – тарантулам, от действия укуса которых якобы спасало долгое, до изнеможения, исполнение тарантеллы. Живой характер музыки и особый рисунок движений с резким изменением направления отличают этот танец, исполняемый парами.
Для аккомпанемента использовались волынки, свирели, губные и обычные гармошки, струнные щипковые инструменты – гитары, скрипки и мандолины.
Мандола - (в пер. «маленькая лютня»). Её называли также мандора», «мандоле», «пандурина», «бандурина» - инструмент с овальным корпусом имел четыре двойные проволочные струны, настроенные в унисон.
Скрипка среди других народных музыкальных инструментов Италии стала одним из любимейших. И была доведена до совершенства итальянскими мастерами из семейств Амати, Гварнери и Страдивари в XVII – первой четверти XVIII веков.
В XVII столетии бродячие артисты стали использовать шарманку – механический духовой инструмент, который воспроизводил 6–8 записанных излюбленных произведений. Оставалось только крутить ручку и перевозить или переносить её по улицам. Первоначально же шарманка была изобретена итальянцем Барбьери для обучения певчих птиц, но со временем стала услаждать слух горожан и за пределами Италии.
Танцоры часто помогали себе выбивать четкий ритм тарантеллы с помощью тамбурина – разновидности бубна.
Лучшую оценку народному искусству дал русский композитор М.И. Глинка, который как-то сказал, что настоящим создателем музыки является народ, а композитор исполняет роль аранжировщика.