Содержание урока. Тематические линии урока
Новаторство Чайковского проявилось в симфонизации балета. Композитор насытил партитуру напряженным тематическим развитием и единством, присущим ранее только инструментальной и оперной музыке. При этом он оставил все специфические черты собственно танца и танцевального действия, т.е. не превратил балет B симфонию с элементами танца, не уподобил опере, а сохранил танцевальные сюиты, танцы традиционного классического балета.
Содержание всех трех балетов Чайковского "Лебединого озера", "Спящей красавицы" и "Щелкунчика" связано с фантастическим миром. Чайковский предпочитал в балете сказочность, а в опере изображение подлинной жизни. Но все же реальный и сказочно-фантастический мир во всех балетах композитора сплетаются так, как они соединяются для каждого слушателя в сказке. Феерическое, волшебное балетное действие не противоречит таинственным, прекрасным, воздушно- невесомым, но простым и очень человечным образам, созданным гением Чайковского.
Балет "Спящая красавица". Постановочный план-сценарий разработал знаменитый балетмейстер XIX века М. Петипа. Основной конфликт сюжета заключен в противопоставлении двух сил: феи Сирени и феи Карабос. Лейтмотив каждой героини в целостном виде появляется в сценах, наиболее сложных в композиционном отношении - B финалах Пролога I д., в сцене феи Сирени - Дезире П д., в симфоническом антракте "Сон". Сюита героев сказок Перро не столько традиционно - балетный "концерт", сколько цепь миниатюрных лирико-психологических зарисовок, мимолетное отражение основных "настроений" музыки балета ("Кот и кошечка", "Золушка и принц Фортюне", "Синяя птица и принцесса Флорина").
Сказочный мотив сна - поиски красоты, пробуждения к жизни - получают в музыке Чайковского большое развитие. В "Спящей красавице" использованы жанры "прошлых эпох". Включение жанровых стилизаций, т.е. номеров "B стиле XVIII в." (танцы фрейлин и пажей из II д., финальный Апофеоз).
В балете "Лебединое озеро" раскрываются два образных мира - фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты. I акт наименее насыщен действием, сценарий представляет лишь возможность чередовать танцевальные номера. Но в финале звучит знаменитая "лебединая песня", которая создает настроение, господствующее во II акте. Этот акт - лирический центр балета. Музыка здесь, несмотря на фантастическое содержание, пленяет задушевным лиризмом, искренностью чувств. III акт содержит важную драматическую кульминацию, производящую поворот действия "от счастья к несчастью". В IV акте наступает трагическая развязка. Музыка его наиболее симфонична.
Тематизм "Лебединого озера" можно разделить в основном на три группы: лирические образы, связанные с Одеттой, принцем, их любовью, а также с лебедями: образы враждебных сил и "обольщения", жанровая и характерная музыка, рисующая быт замка. С первой группой тематизма непосредственно связана главная героиня балета - Одетта, музыкальный "портрет" которой создан в "лебединой песне". Однако первую характеристику Одетта получает в самом начале балета - в Интродукции.
Интродукция, как и обычно, в сценических произведениях Чайковского, B действенно - симфонической, но сжатой форме передает основную идею произведения и как бы показывает основное направление будущего действия. В Интродукции "Лебединого озера" - два контрастных образа: светло - элегический и зловещий. Их столкновение приводит к Драматизации лирической музыки, в результате которой нежный, песенный образ превращается в трагически - декламационный.
Балет-феерия в двух действиях и трех картинах "Щелкунчик" - лучшее произведение Чайковского, написанное им для детей. В своем последнем балете Чайковский обращается к той же теме, которая была воплощена в «Лебедином озере» и «Спящей красавице» — преодолению злых чар силой любви. Еще дальше идет композитор по пути симфонизации музыки, обогащения ее всеми возможными выразительными средствами. Удивительно естественно происходит здесь слияние выразительного и изобразительного, театральности и глубочайшего психологизма.