Содержание урока. Тематические линии урока
Французская музыка - одна из самых интересных и влиятельных европейских музыкальных культур. Истоки восходят к фольклору кельтских, галльских и франкских племён, обитавших в древние времена на территории нынешней Франции. Носителями светской и народной музыки выступали бродячие музыканты, которых почитали и с удовольствием встречали в деревнях, селах и городах, поскольку именно они разносили новости, складывая из них песни, сказания, баллады. В разных регионах Франции и в разные исторические периоды их называли: жонглёры, менестрели, трубадуры и труверы.
В 12–13 веках начинает развиваться городское музыкальное искусство, создателями которого стали поэты-певцы из городских сословий (ремесленники, простые горожане и буржуа). Они внесли свои особенности в искусство трубадуров и труверов, отойдя от его возвышенно-рыцарских музыкально-поэтических образов, освоив народно-бытовую тематику, создав характерный стиль, свои жанры.
Галлы – самый крупный кельтский народ потерял свой язык, заговорив на латинском, но приобрел кельтские музыкальные традиции, танцы, эпос и музыкальные инструменты: флейту, волынку, скрипку, лиру. Галльская музыка распевная, связана с поэзией неразрывно. Голос души и выражение эмоций передавали странствующие барды: баллады и лирика. Песни-баллады исполнял жонглер – народный певец, который как летописец увековечивал события в песне. Позже средневековые бродячие певцы – трубадуры, менестрели, труверы пели песни – жалобы, как отклик на трагические или несправедливые события, любовная история с трагическим концом или сцены страстей, порой полные жестокости, рассказ о любви на фоне каких-либо военных или житейских событий.
Лирическая французская песня – это пастораль, возникшая из сельского жанра и перекочевавшая в репертуар трубадуров. Ее героями выступают пастушки и сеньоры. Место действия – обычно это природа, виноградник или сад.
Поэты-трубадуры слагали свои песни на языке Прованса и воспевали куртуазную любовь и рыцарские подвиги. В сборники народных песен XV в. включены многие шуточные и сатирические песни. В любовной лирике отсутствует характерная для жарких песен Италии и Испании изысканность, для них характерный оттенок иронии.
Чувственность народных песен играет решающую роль, а любовь к этому жанру распространилась на создателей шансона и до сих пор живет во Франции. Городской фольклор, очень близкий к народному творчеству возник в 16 веке. Тогда парижские chansonnier, которые обитали у Нового моста, пели об актуальных проблемах, здесь же они торговали своими текстами. Отклики на разные общественные события сатирическими куплетами вошли в моду. Острые народные песни определили развитие кабаре.
Музыка классического направления также черпала вдохновение из творчества крестьян. Народные мелодии нашли свое отражение в произведениях французских композиторов — Берлиоза, Сен-Санса, Бизе, Люлли и многих других. Старинные танцы – фарандола, гавот, ригодон, менуэт и бурре тесно связаны с музыкой, а их движения и ритм основываются на песнях.
- Фарандола появилась из рождественских напевов. Танец сопровождали звуки тамбурина и нежной флейты. Журавлиный танец, как его позже называли, танцевали на праздниках и массовых гуляньях. Фарандола звучит в сюите Бизе «Арлезианка» после «Марша трех королей».
- Гавот – старинный танец жителей Альп – гавотов, и в Бретани, исполнялся в быстром темпе по принципу «шагнуть – приставить ногу» под волынку, трансформировался в салонный танец и стал прообразом менуэта. Услышать гавот в настоящей интерпретации возможно в опере «Манон Леско».
- Ригодон – веселый танец крестьян Прованса под музыку скрипки, пение и удары деревянных сабо был популярен в эпоху барокко. Знать полюбила его за легкость и темперамент.
- Бурре – энергичный народный танец с прыжками зародился в средней Франции в 15 веке. В 17-18 веках появился грациозный танец придворных, вышедший из народной среды провинции Пуату. Менуэт характеризует медленный темп с мелкими шажками, поклонами и реверансами. Музыка менуэта оформляется клавесином, в более скором темпе, чем движения танцоров.