7 класс. Урок 8. Тема "Балеты" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Новаторство Чайковского проявилось в симфонизации балета. Композитор насытил партитуру напряженным тематическим развитием и единством, присущим ранее только инструментальной и оперной музыке. При этом он оставил все специфические черты собственно танца и танцевального действия, т.е. не превратил балет B симфонию с элементами танца, не уподобил опере, а сохранил танцевальные сюиты, танцы традиционного классического балета.

Содержание всех трех балетов Чайковского "Лебединого озера", "Спящей красавицы" и "Щелкунчика" связано с фантастическим миром. Чайковский предпочитал в балете сказочность, а в опере изображение подлинной жизни. Но все же реальный и сказочно-фантастический мир во всех балетах композитора сплетаются так, как они соединяются для каждого слушателя в сказке. Феерическое, волшебное балетное действие не противоречит таинственным, прекрасным, воздушно- невесомым, но простым и очень человечным образам, созданным гением Чайковского.

Балет "Спящая красавица". Постановочный план-сценарий разработал знаменитый балетмейстер XIX века М. Петипа. Основной конфликт сюжета заключен в противопоставлении двух сил: феи Сирени и феи Карабос. Лейтмотив каждой героини в целостном виде появляется в сценах, наиболее сложных в композиционном отношении - B финалах Пролога I д., в сцене феи Сирени - Дезире П д., в симфоническом антракте "Сон". Сюита героев сказок Перро не столько традиционно - балетный "концерт", сколько цепь миниатюрных лирико-психологических зарисовок, мимолетное отражение основных "настроений" музыки балета ("Кот и кошечка", "Золушка и принц Фортюне", "Синяя птица и принцесса Флорина").
Сказочный мотив сна - поиски красоты, пробуждения к жизни - получают в музыке Чайковского большое развитие. В "Спящей красавице" использованы жанры "прошлых эпох". Включение жанровых стилизаций, т.е. номеров "B стиле XVIII в." (танцы фрейлин и пажей из II д., финальный Апофеоз). 

В балете "Лебединое озеро" раскрываются два образных мира - фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты. I акт наименее насыщен действием, сценарий представляет лишь возможность чередовать танцевальные номера. Но в финале звучит знаменитая "лебединая песня", которая создает настроение, господствующее во II акте. Этот акт - лирический центр балета. Музыка здесь, несмотря на фантастическое содержание, пленяет задушевным лиризмом, искренностью чувств. III акт содержит важную драматическую кульминацию, производящую поворот действия "от счастья к несчастью". В IV акте наступает трагическая развязка. Музыка его наиболее симфонична.
Тематизм "Лебединого озера" можно разделить в основном на три группы: лирические образы, связанные с Одеттой, принцем, их любовью, а также с лебедями: образы враждебных сил и "обольщения", жанровая и характерная музыка, рисующая быт замка. С первой группой тематизма непосредственно связана главная героиня балета - Одетта, музыкальный "портрет" которой создан в "лебединой песне". Однако первую характеристику Одетта получает в самом начале балета - в Интродукции.
Интродукция, как и обычно, в сценических произведениях Чайковского, B действенно - симфонической, но сжатой форме передает основную идею произведения и как бы показывает основное направление будущего действия. В Интродукции "Лебединого озера" - два контрастных образа: светло - элегический и зловещий. Их столкновение приводит к Драматизации лирической музыки, в результате которой нежный, песенный образ превращается в трагически - декламационный. 

Балет-феерия в двух действиях и трех картинах "Щелкунчик" - лучшее произведение Чайковского, написанное им для детей. В своем последнем балете Чайковский обращается к той же теме, которая была воплощена в «Лебедином озере» и «Спящей красавице» — преодолению злых чар силой любви. Еще дальше идет композитор по пути симфонизации музыки, обогащения ее всеми возможными выразительными средствами. Удивительно естественно происходит здесь слияние выразительного и изобразительного, театральности и глубочайшего психологизма.
Знакомство со звучанием фольклорных образцов близких и далёких регионов в аудио- и видеозаписи.
Определение на слух:
— принадлежности к народной или композиторской музыке;
— исполнительского состава (вокального, инструментального, смешанного);
— жанра, характера музыки.

Разучивание и исполнение народных песен, танцев, инструментальных наигрышей, фольклорных игр разных народов России.
Сформировать у детей представления о народах, живущих в Среднем Поволжье (русские, татары, чуваши, мордва).
Формировать представления о духовной культуре: фольклор, обычаи, народные праздники, игры.
Обогащать представления о материальной культуре: предметы народного быта, народный костюм, игрушка, музыкальные инструменты.
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
"Лебединое озеро"
Музыка П. И. Чайковского
Балет "Спящая красавица".
Музыка П. И. Чайковского
Балет  "Щелкунчик"
Музыка П. И. Чайковского
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.А.Пряжников, сл И.Резник
"До-ре-ми"
Муз.А.Пряжников, сл И.Резник
"До-ре-ми" (караоке)
Муз.А. Ермолов, сл.К. Кряжева"
"Волшебный мир искусства" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.