Содержание урока. Тематические линии урока
Вокальный цикл в музыке — это цикл романсов или песен, объединённых общей поэтической и музыкальной идеей. Вокальные циклы часто основаны на поэтическом тексте, который служит основой для музыкального выражения.
Начало вокального жанра положил Франц Шуберт своими вокальными циклами «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь».
«Прекрасная мельничиха» Шуберта на слова Вильгельма Мюллера. Состоит из 20 песен, обрамлён двумя песнями — «В путь» и «Колыбельная ручья», которые являются своеобразным вступлением и заключением. В песнях рассказывается о юном мельнике, который отправляется в странствия искать счастье. Он видит мельницу и влюбляется в дочь местного мельника. Любовь приносит ему радостные, а затем и горестные переживания: у него появляется более счастливый соперник, охотник. Вновь отправившись в странствия, юноша рассказывает ручью как единственному верному другу о своей потерянной любви и после этого «находит покой на дне ручья». Композитор пытается сопоставить два мира: это мир грез и светлого прошлого, наполненного воспоминаниями о любимой, об их безоблачном счастье и другой мир, в котором поселилась оглушающая пустота. Эти два мира, делят цикл на 12 номеров.
Вокальный цикл «Зимний путь» — второй песенный цикл Шуберта , написан в 1827 году. Состоит из двух частей, каждая по 12 песен на слова В. Мюллера. Это одно из последних произведений композитора.
Бедность лирического героя заставляет его отказаться от мысли жениться на любимой, ведь он не может дать ей уверенность в завтрашнем дне. Ему больше нечего терять, он надломлен ситуацией. Герой не ищет сострадания, потому что знает, что каждый заботится только о собственном будущем, и до него никому нет дела. Он отправляется в путь в полном одиночестве. По пути ему будут встречаться другие действующие лица, но они проходят стороной. Одиночество в этом мире стало невыносимой ношей для романтика. Но что он ищет в холодной зимней ночи? Скиталец в поиске вечного покоя для его измученной страданиями и невзгодами души. Побег от проблем, а не их решение погубило его, превратив из веселого и бодрого человека в обреченного путника. Он нашел то, что искал. Его трагедия свершилась. Его спутниками становятся ветер. метель зловеще каркающий ворон.
«Прощание с Петербургом» Михаила Глинки на стихи Н. Кукольника для голоса и фортепиано — первая в истории русской вокальной лирики группа романсов, объединённых общей темой и изданных под общим названием. Каждый из 12 романсов по-своему отражает тему странствий и скитаний, рисуя перед слушателем картины русской природы и дальних стран — Испании, Италии, Палестины. Все романсы посвящены близким и знакомым Глинки, в том числе и автору слов — поэту Нестору Кукольнику, с которым Глинка долгое время поддерживал тесные дружеские отношения и который неоднократно создавал тексты на уже готовую музыку композитора.
Г.В.Свиридов «Пушкинский венок» - хоровой концерт Георгия Васильевича Свиридова, состоящий из десяти разноликих частей на стихи А.С. Пушкина. Композитор назвал произведение хоровым концертом, но форма имеет мало общего с традиционным русским хоровым концертом. Композитор взял стихотворения разных лет. В названии концерта отразилась композиционная идея: родственные по смыслу и настроению хоры не стоят рядом, а, соприкасаясь друг с другом на расстоянии, образуют «венок» сложной композиционной цепи. В этом сочинении Свиридов, идя за Пушкиным, расширил границы национального, вместившего отголоски мировых культур. Здесь сказалось свойство русской натуры переплавлять разнообразные впечатления извне в свое, ярко самобытное высказывание. «Великий и вечный Пушкин не принадлежит исключительно какому-либо времени, каждое время поет его по-своему. Поэтому, сочиняя музыку, не хотел стилизовать ее под пушкинскую эпоху, а писал тем языком, который у меня сложился. Я не пытался также „осовременить“ Пушкина… а старался лишь идти за ним, в его недостижимую высоту, насколько хватит моих сил», писал Свиридов.
Г. В. Свиридов «Край ты мой заброшенный». Край заброшен по принуждению, беда пришла на русскую землю, и все вынуждены покинуть свои дома, чтобы её защитить. Композитор передает тревогу и безысходность через колокольность. Колокольный звон звучит на протяжении всего произведения, передает тревогу о судьбе родной земли, любовь к ней, будит и созывает людей.