Содержание урока. Тематические линии урока
На протяжении многих веков церковь была духовным центром жизни русского народа, хранителем традиций, точкой притяжения его творческих устремлений. В церкви совершаются таинства крещения и бракосочетания, причастия и благословения в последний путь. Жизнь отдельного человека при этом становится частью жизни церковной общины, которая имеет свой уклад. Каждый год в определённое время Православная Церковь отмечает христианские праздники: Рождество, Пасху, Троицу, Благовещение, которые проходят с торжественными службами, где богослужения неразрывно связаны с музыкой.
Все виды церковного искусства: архитектура (внешнее и внутреннее убранство), иконопись (изобразительное искусство), монументальная живопись (фрески, настенная роспись), прикладное искусство (драгоценные оклады на иконах, подсвечники, церковная утварь, церковные облачения) – дают в видимых образах и символах представление о духовном, Горнем мире. Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Церковное искусство отражает реальность, которая будет явлена человеку в Царстве Небесном.
Искусство и архитектура Православной Церкви тесно связаны с музыкой и пением, которые являются неотъемлемой частью православного богослужения. Церковная музыка одна из главных составляющих христианского богослужебного обряда. Церковное пение обладает особой силой и красотой, создавая мистическую атмосферу и усиливая впечатление от архитектуры и изобразительного искусства. Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.
Вплоть до XVII века в русских церквях звучала одноголосная музыка. Древние напевы записывались особыми знаками – знаменами. Поэтому образцы старинной русской духовной музыки называют знаменным распевом. Постепенно на смену знаменному распеву пришло многоголосное партесное пение. Во второй половине XVIII века получил распространение новый жанр – духовный концерт (многочастное хоровое сочинение с контрастными приёмами музыкального изложения). Наибольшего расцвета жанр духовного концерта достиг в творчестве композиторов Максима Березовского и Дмитрия Бортнянского.
В XIX веке традиции русской духовной музыки продолжили М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, Г.В.Свиридов.