7 класс. 10 урок (учителю)
7 класс. Урок 10. Тема "Камерная музыка" 
Содержание урока. Тематические линии урока

Камерная музыка — это музыка, которая звучит в небольшом помещении и сочиняется для солирующего инструмента или небольшого коллектива исполнителей. Название происходит от латинского слова camera, которое означает «комната».
Жанры камерной музыки: баркарола, серенада, пьеса, романс, песня, прелюдия, вальс. Камерная музыка бывает инструментальной и вокальной.

Исполнение небольших камерных вокальных или инструментальных сочинений изначально предполагало довольно узкий круг слушателей. Но практика светского музицирования со временем менялась. С XIX века камерные произведения стали исполнять в концертных залах. Количество слушателей увеличилось, но особая душевная чуткость, доверительный тон музыкального высказывания сохранился. В зависимости от числа участников камерная музыка может быть в разных группах, которые называются по-разному:
дуэт — два исполнителя;
трио — три исполнителя;
квартет — четыре исполнителя;
квинтет — пять исполнителей и так далее.

Камерная музыка начала развиваться с XVI века и достигла своего расцвета в XIX веке в эпоху романтизма. С камерными музыкальными жанрами связано творчество австрийского композитора Франца Шуберта, который сочинил более 600 песен для голоса в сопровождении фортепиано.
Фортепианные миниатюры, песни и романсы для голоса в сопровождении фортепиано составляют значительную часть его творческого наследия. Шуберт сочинил более шестисот песен! Они звучат проникновенно, искренне, словно мы слышим музыкальное повествование от первого лица. Через мысли и чувства воображаемых героев этих небольших лирических миниатюр композитор выразил своё отношение к жизни, людям, окружающей действительности. Интерес к внутреннему миру человека, его сокровенным переживаниям – самая важная черта романтизма. Одинокий художник любит, страдает, и потому нигде не находит себе места – он вечный странник и вынужден скитаться, доверяя свои мечты и тайны лишь силам природы.

Темы любви, странствий и одиночества композитор блестяще раскрыл в своих вокальных циклах «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь». Они написаны на стихи современника Ф. Шуберта, немецкого поэта-романтика Вильгельма Мюллера. Каждая песня – это краткая исповедь, словно мимолётная запись в личном дневнике. Так же как писатели прошлого создавали «романы в письмах», - Шуберт сумел создать «музыкальный роман в песнях».
   Главным героем этих произведений является один и тот же человек. В «Прекрасной мельничихе» это молодой мельник-подмастерье. Под журчание лесного ручья рассказывает он свою незатейливую повесть о жизни, надеждах и страданиях безответной любви. Композитором созданы редкие по красоте образы природы. Но природа в творчестве Шуберта – не просто фон для сюжетных зарисовок. Она «очеловечивается», приобретает настроение, созвучное душевному состоянию героя, его эмоциональным переживаниям.

Цикл «Прекрасная мельничиха» -  первый в истории музыки романтический вокальный цикл. В него вошли 20 песен, объединённых общим сюжетом и логикой музыкального развития. Сюжет незатейливый: молодой мельник-подмастерье скитается по свету в поисках своей судьбы. Устроившись на мельницу, он находит не только работу, но и первую любовь. Дочь хозяина – прекрасная мельничиха. Ей он готов отдать весь пыл своего нежного сердца. Но первое и искреннее чувство юноши безответно. Красавице милее смелый и отважный охотник. Ревность и горе переполняют сердце влюблённого, а единственным верным другом остаётся лесной ручей. Его светлые воды станут утешением для романтического героя. Мотив ручья обрамляет всю композицию цикла, что наиболее ярко проявляется в первой песне «В путь» и последней – «Колыбельная ручья»…
   Экспозиция образов цикла начинается с жизнерадостного ритма первой песни. Главный герой отправляется «В путь», он полон надежд, энергии и живет в гармонии с окружающим миром. Эта мелодия пронизана народно-песенными интонациями. Бодрый энергичный характер аккомпанемента полностью отражает настроение главного героя. Безостановочное движение фортепианного сопровождения подражает неумолкающему журчанию лесного ручья.
   На одиннадцатую песню «Моя!» приходится кульминация радостных чувств героя. В ней передана весёлая подвижность, размашистый рисунок мелодии, упругий ритм. Песня замыкает первую часть цикла.
   Перелом в развитии сюжета наступает в четырнадцатой песне «Охотник». Здесь появляется новый персонаж. В его обрисовке композитор использует размер 6/8 в быстром движении, кварты и квинты – интервалы, близкие к строю охотничьего рога. В аккомпанементе мы слышим тревогу, которая передаёт беспокойство и смятение чувств главного лирического героя песен.
   В следующих частях цикла композитор показывает, как нарастает боль и горечь в душе молодого мельника. На смену былой радости приходит тревога, смятение, а затем и безнадёжная печаль. Предпоследняя песня «Мельник и ручей» построена в виде диалога. На печальные вопросы мельника тихой просветлённой речью отвечает ручей. 

Цикл «Зимний путь» - один из самых крупных в своём жанре. Он состоит из 24 песен. Он написан спустя 4 года после «Прекрасной мельничихи», и звучит как продолжение прерванного рассказа. Но по содержанию, образному смыслу «Зимний путь» сильно отличается от предыдущего цикла. В «Зимнем пути» - это уже разочарованный человек, у которого всё в прошлом. На этот раз сюжета как такового нет. Странствия героя не имеют ни начала, ни конца. Лишь изредка их озаряют светлые воспоминания. Уже первая песня цикла «Спокойно спи» даёт ясное представление о том, что стало с героем. Ниспадающее движение мелодии, подчёркнутый мерный ритм шага полны сдержанной скорби.
  Завершается этот цикл песней «Шарманщик». Старик-шарманщик – несчастный скиталец, как бы двойник главного героя. Это самая пронзительная по безысходности песня композитора. Уныло повторяющиеся звуки шарманки прерывают берущую за душу, тоскливую, удивительно простую мелодию, которая завершается горестным вопросом. Это прямая авторская речь: «Хочешь, будем горе вместе мы терпеть, хочешь, будем песни под шарманку петь?»… Образ шарманщика олицетворяет судьбу самого Шуберта. Великий романтик, гений – он рано ушел из жизни. Тяжело больной, измученный постоянной нуждой и равнодушием к своему творчеству он написал этот цикл всего за год до своей смерти. И всего за несколько месяцев до кончины состоялся первый и единственный авторский концерт композитора. Настоящий успех и признание пришли к Шуберту уже тогда, когда имя его стало историей…. Шуберт скончался в возрасте всего лишь 31 года. Красноречивая надпись на его могиле гласит: «Здесь музыка похоронила не только богатое сокровище, но несметные надежды»…
«Лесной царь». Музыкальная баллада, в которой соединяются явления реального и фантастического мира, живописная природа и драматичность событий.

Фредерик Шопен создал жанр фортепианной баллады. Основное содержание баллад связано с главной темой всего творчества Шопена — темой Родины: мыслями о Польше, тоской по ней, думами о её судьбе. Баллады Шопена часто исполняются на концертах. Они считаются одними из сложнейших произведений в стандартном фортепианном репертуаре.
   Композитор преломил в музыкальном плане некоторые черты поэтической баллады: драматизм коллизий, лирическую насыщенность, жанровую многоплановость. Существует версия, что сюжеты шопеновских баллад связаны с балладами Адама Мицкевича, но конкретные источники вдохновения для каждой отдельной баллады остаются неизвестными. Баллады Шопена написаны в новаторских для своего времени формах — «свободных». В них свободно сочетаются признаки различных классических форм (сонатность, вариационность, рондообразность, трёхчастность и т. д.), некоторые особенности драматургии: повествовательность, связанная с образом рассказчика, народного сказителя, переплетение лирических, эпических и драматических элементов, последовательная драматизация образов, яркая контрастность образов.

Музыка православного и католического богослужения (колокола, пение acapella / пение в сопровождении органа).
Определение основных жанров.
Образы Христа, Богородицы, Рождества, Воскресения.

Дискуссия на тему "Религия и искусство.В чем их влияние друг на друга?"
Виды деятельности обучающихся
Музыкальный   материал   для   восприятия
Ф.Шуберт
цикл "Прекрасная мельничиха" (Э. Хиль)
Ф.Шуберт
Цикл "Зимний путь"
Ф.Шопен
Баллада № 1 - исп.К.Циммерман
Музыкальный   материал   для   исполнения
Муз.Е.Крылатов, сл.Н.Пляцковская)
"Школьный романс"
Муз.Е.Крылатов, сл.Н.Пляцковская)
"Школьный романс"
Муз.Е.Крылатов, сл.Н.Пляцковская)
"Школьный романс" (караоке)
Связаться с нами
Тема обращения
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ?


ЗВОНИТЕ!
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
© 2023 - 2024
Все материалы данного сайта являются объектами авторского права (в том числе дизайн).
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте для ознакомления.
Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.